Биография художника Репина, певца истины

Русские Художники

Репин Илья Ефимович – русский художник XIX – XX века, творческое наследие которого отличается исключительным реализмом и стремлением к исторической правде жизни.

Происхождение

Род Репиных имеет украинские корни – Илья родом из города Чугуева Харьковской губернии. Оба его деда были казаками: по отцовской линии – содержал постоялый двор, по материнской – служил, занимаясь продажей донских скакунов. Делом отца, Ефима Васильевича, также была торговля лошадьми, мать, Татьяна Степановна, женщина грамотная и деятельная, кроме воспитания и обучения собственных детей, учила всех желающих – организовала занятия для крестьян и их детей.

Илья родился 5 августа 1844 года. Кроме него в семье было ещё трое детей: старшая сестра Устя и братья Василий и Иван. Ваня рос хилым, болезненным и умер в детстве. Но самое горькое потрясение Илья пережил в 15 лет – не стало сестры, с которой он был особенно близок. До зрелых лет дожил только брат Василий, который сделал успешную карьеру музыканта.

Знакомство с рисованием

Илья Репин – один из немногих живописцев, оставивших потомкам замечательные мемуары, воспоминания и рассуждения о жизни, книгу «Далёкое близкое». Здесь описана его первая встреча с красками и рисованием – мальчишкой он увидел, как его двоюродный брат Трофим ловко раскрасил арбуз из азбуки. Картинка ожила так, что «захотелось даже есть арбуз», и произвела впечатление чуда.

С тех пор заветная коробка красок так манила, что будущий живописец забывал всё на свете: его «едва отрывали для обеда и срамили, что… сделался совсем мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками».

Учёба и первая работа

После домашней подготовки в 1855 году Илью отдали в местную школу топографов, но через два года она закрылась, что обрадовало подростка, ведь его манили вовсе не чертежи.

В Чугуеве была иконописная мастерская под началом художника Бунакова – здесь и началась биография художника Репина. С первых дней учитель осознал, что перед ним талантливый юноша, которого вскоре подрядчики из окрестных мест стали приглашать персонально. В 16 лет с зарплатой 25 рублей в месяц его приняли в иконописную артель, особенностью которой были постоянные переезды в поисках заказов. Деньги юный Репин не транжирил – в нём теплилась надежда, что однажды он сумеет продвинуться на пути к мечте стать настоящим художником, и эти небольшие средства могут понадобиться.

Вперёд к мечте

Портрет Репина 1879 г.
Портрет Репина 1879 г.

Толчком к изменению жизни послужил рассказ об Иване Крамском из провинциального Острогожска Воронежской губернии, уже отличившимся молодым художником (в тех местах тогда работал с артелью Репин). Осенью 1863-го на собственные скопленные средства с намерением поступить в Петербургскую Академию художеств Илья едет в столицу.

Но при первом обращении в академию в качестве соискателя места Репин услышал неприятные для себя замечания по поводу представленных рисунков. Чтобы исправить слабые стороны и лучше подготовиться, идёт в школу рисования, вскоре став здесь лучшим. Это помогло Репину поступить в Академию в качестве вольнослушателя. Правда, пришлось прибегнуть к материальной помощи со стороны – благотворитель Фёдор Прянишников внёс необходимые 25 рублей.

Учёба в Академии

Краткая биография Репина как студента изобилует наградами.

С первых лет своего пребывания в Петербурге молодой художник жадно учится и стремится отличиться. Для этого периода наиболее значительны картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865) – серебряная медаль;
  • «Иов и его друзья» (1869) – малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871) – большая золотая медаль.

Годы учёбы и написание конкурсных работ с непростой тематикой, требующей творческих мук, осложнялись нехваткой средств на холсты и краски. Но Репин художник целеустремлённый, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он с целью продажи довольно быстро написал жанровую работу: студент отвлекается от занятий, наблюдая за девушкой из окна. Отданная в комиссионный магазин, картина быстро и выгодно была продана, обеспечив возможность работать над картиной, завершающей учёбу. В результате в 1871 году Репин стал художником I степени и мог на шесть лет уехать за границу. Слава о молодом таланте, выпускнике Академии, вышла за её пределы.

Первый заказ

В том же году владелец «Славянского базара», новой московской гостиницы, Пороховщиков предложил безвестному пока Репину полторы тысячи за многофигурную картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов» (Маковский запросил 25 тысяч). Для молодого художника это был шанс заработать, и расширить связи.

Летом 1872-го публика увидела картину. Не все отзывы были хвалебными. К примеру, Тургеневу не понравилась сама идея собрать на одном полотне и живых композиторов, и ушедших. Но таково было решение заказчика, художник был исполнителем.

Первый шедевр

Первым мощным произведением стали «Бурлаки на Волге», задуманные в 1868-м, когда подобную сцену художник видел своими глазами, только на Неве. Репин картины вынашивал подолгу, скрупулёзно обдумывая сюжет, подбирая меткие, по собственному видению и замыслу, позы, жесты, лица и мимику героев. Картины Ильи Репина – не случайные композиции, ракурсы и краски, а результат мучительных творческих исканий.

Увлёкшись «Бурлаками…» Репин даже перенёс свою заграничную поездку. Только в 1873 году художник представил «Бурлаков на Волге» публике. Резкий контраст счастливого пейзажа и шокирующих портретов измождённых мужиков, тянущих против течения реки корабль, произвёл сенсацию, взрыв эмоций и мнений в международном художественном мире.

Личная жизнь

Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника 1882 г.
Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника 1882 г.

В биографии Ильи Репина была не одна женщина. Первой женой художника стала Вера Алексеевна Шевцова из семьи известного петербургского архитектора – в годы учёбы в Академии он дружил с её братом. Венчание состоялось в феврале 1872 года. Свадебное путешествие по решению молодого мужа было совмещено с поездками по работе – без живописи и общества Репин жить не мог.

Осенью того же года родилась дочь Вера, через два года в Париже дочь Надя, затем Юрий и Татьяна, названная в честь матери художника.

С самого начала обнаружились разные взгляды и наклонности относительно образа жизни – Илье Ефимовичу хотелось иметь много знакомых и друзей, общаться, принимать гостей (что и нужно было для получения заказов), Вера Алексеевна стремилась к замкнутой семейной жизни. Союз продержался до 1887 года. Старшие дети стали жить с отцом, младшие с матерью.

Вторые известные отношения, но без заключения брака, начались в 1900 году. Тогда Репин построил дом в Куоккала (Финляндия), где прожил 14 лет с писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой до разрыва отношений по её решению. Нордман была своеобразной женщиной (не носила шуб в любой мороз, не ела мясо, не держала прислуги, лечилась отваром сена и т.д.). Заболев туберкулёзом, предпочла отказаться от денег и прочих благ и уехала за границу на лечение. Умерла в 1914 году.

В Европе

Пенсионерская поездка началась с небольшой задержкой – весной 1873 года Репин с женой и маленькой дочкой отправился в Европу. Через полгода, недовольный Италией, художник осел в Париже. Но быстрого сближения с французским искусством не получилось – Репин и импрессионисты не понимали друг друга. Раздражаться по поводу новых форм русский художник будет до конца жизни. Его ответной реакцией на упрёки французов станет картина «Садко» (1876), герой которой – гость и чужак в подводном царстве. И хотя за эту работу Репин получил звание академика, ни критика, ни сам художник ею довольны не были. От живописца, «учеником производившего совершенства» (имеются в виду «Бурлаки на Волге»), ждали большего, а не «человека в аквариуме».

Возвращение домой, передвижники, Москва

Портрет Репина 1892 г. Кисть Серова
Портрет Репина 1892 г. Кисть Серова

С осени 1876-го Репин в течение года жил в родном Чугуеве. Переболел малярией. Выздоровев, бросился к холсту – накопил много наработок, хотелось деятельности и заказов. Переписываясь с другими художниками, в частности, с Крамским, принял решение подать заявку на приём в Товарищество передвижников. Ради вступления в его ряды художника такой славы и величины были проигнорированы все правила, и с 1878 года Репин живёт в Москве.

К выставке 1879-го написал «Царевну Софью», оказавшуюся спорной – стремясь к исторической подлинности, художник создал картину, в которой большинство тогда правды не увидело. Но это дело историков и искусствоведов.

Жизнь в Москве была бурной и богатой на знакомства и заказы. Взяв в свою семью 15-летнего Валентина Серова (по просьбе его матери, близко знакомой с Репиным), Илья Ефимович готовил подростка, имеющего стремление и художественный вкус, к поступлению в Академию. Став первым учителем Серова, способствовал развитию его дарования, хлопотал о нём и таким образом открыл миру новый талант.

Получал заказы. Репин, работы которого вывели его в ранг лучших художников России, тем не менее не всегда слышал только хвалебные отзывы. Картины Репина с названиями «Портрет И.С. Тургенева» (1874), «Крестный ход в Курской губернии» (1883) некоторыми были раскритикованы (первая не понравилась заказчику, Третьякову, о второй были негативные отзывы в прессе). Некоторые работы были приняты сразу и безоговорочно, как «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881), в высшей степени человечный и живой.

Среди многочисленных знакомых некоторых Репин выделял особо. Так, он использовал любую возможность увидеться с Л.Н. Толстым, когда писатель бывал в Москве, также художник ездил в Ясную Поляну. Восхищаясь светилом литературы, Репин написал несколько его портретов в разных ситуациях: в кресле, за письменным столом, в кабинете, на пашне. Сохранились также десятки набросков.

Третьяков в жизни Репина

Портрет Павла Третьякова 1901 г.
Портрет Павла Третьякова 1901 г.

Знакомство с ценителем искусства ещё в студенческие годы теперь переросло в дружбу, которая не мешала им правдиво высказывать своё мнение друг другу. Так, Третьяков открыто говорил, что ему не нравится в той или иной работе художника, подкидывал идеи, а тот спорил, если был уверен в своей правоте.

Понимая, как важен и ценен вклад Павла Михайловича в искусство и судьбу каждого талантливого русского художника, Репин мечтал написать портрет Третьякова, которого несколько лет пришлось уговаривать. К работе приступили с началом 1882 года. Второй вариант картины с изображением мецената был написан уже после смерти Третьякова (1832-1898), «дуба могучего и развесистого», олицетворяющего грандиозную эпоху искусства.

Снова Петербург

Осенью 1882 года Репин переехал в столицу – Москва опостылела, а город молодости обещал зарядить свежими силами для осуществления творческих задумок. Так и случилось – здесь родились настоящие шедевры, герои которых исторические личности и события прошлого и настоящего.

Новые знакомства словно вливали свежую кровь – за плечами пол жизни, опыта накоплено много, намётанный глаз безошибочно выхватывал главное. Увидев интересный типаж, художник загорался желанием написать портрет. Так, глаза литератора Всеволода Гаршина с первой встречи зажгли художника идеей. Позже он осуществил её, привлекая писателя к работе моделью неоднократно.

В период 1894-1899 Репин сблизился с объединением «Мир искусства», участвовал в международных выставках, что поначалу принял восторженно. Приверженцев объединения называли декадентами, их идеология строилась на отрицании школ передвижников и Академии художеств, в выражениях они не стеснялись («школа безвкусицы» и т.д.). Со временем такая резкость стала коробить Репина, и он отказался сотрудничать с «Миром искусства», защищая академистов и передвижников.

Репин педагог

Пахарь. Лев Толстой на пашне 1887 г.
Пахарь. Лев Толстой на пашне 1887 г.

Уже в звании профессора живописи, с 1894 года художник преподаёт.

Впоследствии его ученики в родной Академии художеств отзывались о Репине как наставнике двояко, но мастер всегда был внимателен к студентам, особенно тем, кто испытывал материальные трудности, устраивая им подработки.

С обострением политической ситуации в стране, особенно после январских событий 1905 года, накалялось и общество. Студенты и педагоги были его частью, и не могли оставаться безучастными. Но мнения разделялись, доходило до горячих споров. В пылу политических разногласий Репин в сентябре того же года всё бросил и уехал в Италию к Нордман, затем вернулся в Россию, уволился, весной 1906-го коллеги уговорили его снова пойти преподавать. Но страна только закипала… В 1907 году Репин снова подал прошение об отставке. На этот раз окончательное.

Вторая половина жизни

Поселившись в «Пенатах» в Куоккале близ Петербурга, Репин отдаётся работе и общению со светилами. В усадьбе бывают Чехов, Короленко, Стасов, Серов, Горький, Чуковский… Для приёма гостей Наталья Борисовна выделяет один день в неделю, среду, чтобы художник мог спокойно работать над картинами.

Репин пишет статьи, работает иллюстратором, бывает на выставках, в том числе зарубежных.

В марте 1917-го приветствует провозглашение России республикой, но в апреле 1918-го усадьба «Пенаты» оказывается на территории Финляндии – так пролегла граница. Весной 1922-го к отцу переезжает старшая дочь Вера. Оказавшись вне России, Репин старался не думать о территориальных и межгосударственных проблемах, всё время работал. К тому же он как именитый живописец, передавший в дар художественному обществу Финляндии ряд собственных картин и работ других русских художников, стал почётным членом общества.

Выставляется в Хельсинки, Праге, в 1925-м в Москве и Ленинграде. В 1926 году советская делегация во главе с Иосифом Бродским приглашает его вернуться в Россию.

География выставок расширяется: присоединяются Швеция, США, Франция. Но одновременно у стареющего художника остаётся всё меньше сил. Съехались все дети, они ухаживали за старым отцом и были с ним до конца. Не стало Репина 29 сентября 1930 года. По завещанию похоронен близ «Пенатов», в приусадебном парке.

Самые известные картины

Репина, по собственному определению мастера, «художника-правдивца, для которого истина, а не красота превыше всего на свете», сама история поставила во главу русского реализма. Масштаб этого живописца трудно охватить. Он – глыба, его произведения во многом актуальны и сегодня.

Самые знаменитые картины:

  • «Бурлаки на Волге» (1870-1873);
  • «Садко» (1876);
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1877);
  • «Проводы новобранца» (1878-1879);
  • «Автопортрет Репина» (1878, 1887, 1894, 1903, 1915, 1920) – любопытная череда взглядов мастера на себя;
  • «Яблоки и листья» (1879) – редкий натюрморт Ильи Репина;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891);
  • «Портрет композитора Мусоргского» (1881);
  • «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883-1885);
  • «Портрет Льва Толстого» (1887);
  • «Не ждали» (1888) .

Почти сто лет нет художника, а споры о нём и его творческом наследии не утихают – верный признак наивысшего мастерства и гениальности.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector