«Неизвестная» Крамского – таинственный образ незнакомки

Неизвестная

  • Автор: Крамской Иван Николаевич;
  • Год: 1883;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва ;
  • Размер: 75,5 × 99 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

Картина «Неизвестная», которую часто упоминают как «Незнакомка», была написана в 1883 году русским живописцем Иваном Крамским.

Автор

Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887) – русский художник, мастер портретной, жанровой, религиозной и исторической живописи, а также художественный критик. Портреты знаменитостей именно его кисти, пожалуй, более всего знакомы нам с детства: ему позировали Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, И.И. Шишкин. За картину «Христос в пустыне» Академия художеств предложила живописцу звание академика. Но с официальным искусством Иван Николаевич не желал иметь ничего общего и отказался. Имея простое происхождение (был сыном писаря из Острогожска Воронежской губернии), благодаря учёбе, таланту и труду, добился уважения и почитания в обществе и при дворе. Выполнял портреты членов императорской семьи, был востребован как художник и как учитель, имел много заказов.

Сенсация на выставке

Уже более ста лет притягивает внимание зрителей и будоражит умы любителей художественного искусства его работа «Неизвестная», выставленная впервые 2 марта 1883 года на вернисаже в Санкт-Петербурге. Столичное общество, посетившее светское мероприятие, шумело и шепталось, оно было одновременно восхищено и шокировано. Это было событие! Картина поразила зрителей очарованием героини, искусно переданным художником, и внесла оживление в жадную до скандалов публику. Кто она? Почему никому неизвестна? На разгадку этой тайны высший свет второй половины XIX века потратил немало усилий, было создано множество версий и легенд. Но интрига сохраняется по сей день.

Описание картины

Картина написана на холсте размером 75,5 х 99 см масляными красками. Главная героиня – молодая женщина, спокойно и горделиво восседающая в открытом экипаже, который неторопливо проезжает по Невскому проспекту, вероятно, заполненному толпой. Слева Аничков дворец – императорская резиденция, справа Александринский театр – предмет особого отношения в царской России. Она не прячется в карете от зимнего тумана, совершенно открыто и немного грустно взирает на прохожих, уверена в себе и своей красоте.

Тёмные вьющиеся волосы убраны в причёску, но живо выбиваются из неё, лицо с мягким овалом восточного типа, аккуратный нос, блестящие коралловые губы, но более всего притягивают чёрные глаза, затаённое сверкание которых прикрывают полуопущенные веки с пушистыми чёрными ресницами.

Одета героиня модно и дорого. На голове её небольшая шляпка из бархата с лёгким воздушным страусовым пером сбоку, приколотым драгоценной брошью. На ней отороченное и подбитое собольим мехом и украшенное атласными лентами пальто глубокого синего цвета из модного в то время бархата. Точёная фигурка героини в этом пальто выглядит элегантно, оно хорошо сидит. На коленях женщины тёплая муфта с тем же мехом, готовая согреть изящные руки в тонких кожаных перчатках. Всё ей идёт, всё мило.

Пересуды

Но тенденциозность наряда для того времени была несколько вызывающей, слишком насыщенной, чтобы быть приличной. В высшем свете даже было принято и считалось хорошим тоном вводить новые веяния в моде постепенно, не все сразу. Какие-то детали наряда имели право и даже должны были оставаться несколько устаревшими. Статус достаточно подчеркнуть какой-то одной вещью, максимум двумя. Собирать в одном образе столько модных новинок и дорогих вещей для представительницы высшего общества считалось дурным тоном. Поэтому в свете сложилось мнение, что изображённая красавица некая дерзкая содержанка, девушка, внезапно получившая от своего покровителя возможность тратить много денег, настолько бессовестная, что в одиночку, без сопровождения едет в открытом двухместном недешёвом экипаже.

Поиски реальной героини и домыслы

С момента первого показа картины сложилось множество гипотез относительно того, кто же та незнакомка с полотна. Поиском реальной женщины, так взволновавшей общество когда-то и продолжающей тревожить зрителей и сейчас, занимались и друзья художника, и озабоченные нравственной стороной вопроса петербургские светские кумушки, и искусствоведы, и просто любознательная публика. Итак, возможно, это:

  • литературная героиня (Анна Каренина Л.Н. Толстого или Настасья Филипповна Ф.М. Достоевского);
  • единственная и обожаемая дочь самого Крамского Софья, у которой с отцом была редкостная дружба;
  • его племянница Людмила (внешне несколько похожая);
  • вторая жена императора Александра II Екатерина Михайловна Долгорукая, родившая императору четверых детей и обвенчанная с ним в июле 1880 года, только после смерти Марии Александровны;
  • фрейлина императрицы Марии Фёдоровны и фаворитка императора Александра I Варвара Туркестанишвили, покончившая с собой после рождения дочери и потери интереса со стороны императора;
  • жена статского советника Бестужева, имевшая крестьянское происхождение, Матрёна Савишна, красота которой очаровала художника;
  • собирательный образ, выдуманный живописцем. По крайней мере, набросок облика женщины был сделан на листке бумаги на вокзале. Кроме того, в частной коллекции в Чехии имеется этюд к картине «Неизвестная», свидетельствующий о собирательности образа (существенные различия в облике героини).

Ни одна из версий не имеет подтверждений. Ни в разговорах с друзьями, ни в письмах, ни в воспоминаниях художник ни разу не упомянул, кто же эта дама, и не приблизил нас к разгадке тайны.

Судьба картины

Художник планировал продать картину Третьякову для его галереи, но тот отказался её покупать. «Незнакомка» отправилась по частным коллекциям. И, странное дело, всем свои владельцам она приносила несчастья: они болели, разорялись. В конце концов, полотно всё же оказалось в Третьяковской галерее, но уже после революции, когда в 1925 году была национализирована одна из частных коллекций.

Туманный образ в туманном Петербурге

Более ста лет люди ловят на себе загадочный взгляд незнакомки и всматриваются в него в ответ. Может, не стоит обсуждать вычурность туалетов гордой и немного грустной красавицы. Работа Ивана Крамского – классика, кто сейчас задумывается над тонкостями и условностями тогдашней моды? Лицо, глаза, осанка очаровательной женщины – вот что притягивает. И не надо искать реальный образ, перебирать кандидатуры. Пусть имя её останется в тумане. Мастер сказал: «Неизвестная», пусть так и будет.

Топ лучших картин Ивана Крамского

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий