Известный русский художник Василий Кандинский стоял у истоков абстракционизма. Благодаря этому он смог перевернуть привычный мир искусства. В этой статье мы подробно поговорим о его жизни и культурной революции, которую он совершил.
Хронология жизни
Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его папа был успешным торговцем родом из Сибири. Мама – прибалтийская немка. Это была воспитанная и культурная женщина. Она научила сына высоким манерам. Из-за этого Кандинский картины писал только в классическом костюме.
Прадед Василия нападал на караваны, которые проходили на Шелковом пути, пока его за это не отправили в ссылку. В заключении он начал торговать и благодаря этому стал успешным купцом. Остроумие и интеллект у Кандинских в крови.
Родители в пять лет отдали его в художественную школу. В семь Кандинского взяли в гимназию. Когда он ее окончил, родители настояли на том, чтобы он стал юристом. Кандинский согласился с их решением.
С 1885 по 1893 Василий Кандинский учился в Москве на юриста. Университет он закончил с идеальным аттестатом. Василия сразу назначили доцентом и он начал преподавать.
С 1893 по 1895 работал ученым. Он начинал понимать, что не хочет заниматься наукой.
В 1895 в Москву приехали европейские импрессионисты. Они организовали выставку и показывали на ней свои картины. Кандинский решил на нее сходить, и это решение изменило его жизнь. На выставке он увидел «Стог сена» француза Клода Моне. Живопись на ней перевернула сознание Кандинского. Под картиной не было подписи, и он даже залез в журнал, чтобы узнать имя автора. «Стог сена» разделила жизнь ученого на до и после: он решил стать художником.
Неизвестно, какая точно картина вдохновила Кандинского. Искусствоведы предполагают два варианта: «Стог сена на закате возле Живерни» или «Стог сена под солнцем». Так же есть версия, что его вдохновила опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
Когда он приехал домой, сразу начал учиться рисовать. В 1895 Василий еще занимался ученой деятельностью, но вскоре окончательно бросил это. Позже он признался, что никогда не любил и не верил в нее. И упомянул, что не может постоянно работать при полной концентрации.
В 1896 году он закончил карьеру ученого. После этого Кандинский переехал в Мюнхен. Там он поступил в школу художника Антона Ажбе. Это была очень престижная школа. Вместе с Кандинским учились знаменитые русские импрессионисты и натуралисты. Например, Алексей Явленский или Мстислав Добужинский. Он без проблем окончил школу, но решил еще больше учиться.
За знаниями он пошел к Францу фон Штуку. Он был известным и высококлассным живописцем. Тогда он работал в академии живописи. Франц оценил талант Василия, но посчитал, что тот использует слишком яркие цвета. Обучение в академии дало результат, и Кандинский решил организовать творческий союз.
С 1911 по 1914 художник сотрудничал с Францем Марком. Они экспериментировали и пытались понять, как геометрия влияет на восприятие картины человеком.
В 1914 вернулся в родной город, чтоб избежать войны. В Москве он семь лет работал с государством, чтобы продвинуть абстракционизм в российские массы.
В 1921 году Кандинский уехал в Берлин по делам организации учебных заведений. На самом же деле он сбежал из страны. Кандинскому не понравилось, что идеология СССР диктует, как ему нужно рисовать.
В 1922 Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать живопись в Баухаус. Название Баухаус расшифровывается, как Высшая школа строительства и художественного конструирования. Сам Вальтер был основателем этой школы.
С 1922 по 1932 ездил в США с лекциями по абстракционизму и преподавал.
В 1932 году Гитлер выгнал Кандинского из Германии. Он выгонял всех абстракционистов из страны потому, что не признавал это направление живописи.
В 1933 году Василий уехал жить во Францию. Прожил он там 11 лет. Все это время он творил и учил молодых художников.
Василий Васильевич умер в 1944 году.
Кандинскому мешали творить, гнали из страны; его искусство не понимали и не принимали, но он все равно продолжал настаивать на своем. Он был упорным, сильным и талантливым человеком.
Творчество
Кандинского живопись привлекла в художественной школе, в которую он ходил в детстве. Уже тогда учителя отмечали его необычную палитру. Он использовал нестандартные сочетания цветов. Еще в детстве Василий знал о наличие характера у цвета.
Университетские годы
Ключевой момент произошел, когда Василий Кандинский учился в университете. Он изучал историю этносов, чтобы понимать глубину народной души. Однажды он поехал с другими студентами изучать религию язычников. После экспедиции в своих записках он писал, что увиденное в поездке ему очень помогло. Он научился проживать то, что происходит в картинах.
Обучение в Ажбе
Когда Кандинский учился в школе Ажбе, он постоянно экспериментировал, чтобы найти свой стиль. Помимо живописи, он пробовал себя и в других направлениях. Например, Василий организовал объединение «Фаланга». Он сам в нем преподавал и устраивал выставки. Это были первые проблески его желания обучать.
Габриэла Мюнтер пришла на один из его уроков в Фаланге. Они сразу полюбили друг друга. Через несколько лет они переехали в Баварию, в Мурнау. Там он продолжил экспериментировать и искать себя в разных направлениях: экспрессионизме, фовизме, абстракции. Самые известные экспрессионистские картины он написал именно здесь.
«Синий всадник»
После выпуска из академии Кандинский начал сотрудничать с Францем Марком. Они организовали объединение «Синий всадник». В их мастерской они экспериментировали, чтобы получить новые знания. Они находили ассоциации, которые вызывали цвета, линии и композиции. Здесь пригодился ученый опыт Василия: он без труда проводил параллели и докапывался до сути. Результатом опытов стал труд Кандинского «О духовном в искусстве».
Василий Кандинский хотел соединить несколько противоположных видов искусств. Он играл на виолончели, любил театр и мечтал связать воедино цвет, музыку и сцену. Поэтому он давал своим работам такие музыкальные имена: «Композиция» и «Импровизация». Частично он смог осуществить свою мечту: Василий подготавливал спектакль «Желтый звук». По его задумке произведение с помощью композиции объединяло музыку, цвет, пластику и слово, за которые отвечали оркестр, цветные проекторы, пантомима и певцы. Постановку отменили из-за войны, зрители ее увидели только спустя 58 лет.
Баухаус
Когда Василий преподавал в Баухаусе, он написал книгу «Точка и линия на плоскости». С этого времени в творчестве он начал больше уходить в сторону геометрии. Особенно Кандинский делал акцент на круге: он считал его романтическим. А для него романтика его времени содержала больше смысла и была прекраснее. У нее была внешняя и внутренняя оболочка. Хуже было тем людям, которые не видели этой глубины.
Парижские годы
Парижане не приняли Кандинского. Они не любили приезжих и абстракционизм. Из-за этого художник общался только с друзьями. Он продолжал экспериментировать: цвета стали бледнее, формы биоморфнее.
В Париже Кандинский столкнулся с тем, что публика и коллеги не видят смысл картин. Никто не мог разглядеть тот самый огонь, никто не понимал, что картины абстракционистов рядом с миром природы создают новый мир искусства — настоящий и вполне конкретный мир. Поэтому он предпочитал звать «абстрактное искусство» конкретным искусством.
Список самых знаменитых работ Василия Кандинского:
- Амазонка;
- Ахтырка. Красная церковь;
- Гора;
- Двое на лошади;
- Желтый, красный, синий;
- Из прохладных глубин;
- Импровизация 10;
- «Импровизация 26 (Гребля)»;
- «Импровизация 31 (Морской бой);
- «Квадраты с концентрическими кругами»;
- «Композиция VIII»;
- «Композиция X»;
- «Москва»;
Личная жизнь
Первой женой Василия стала его двоюродная сестра Анна Филипповна Чемякина. На ней он женился за год до выпуска из университета. Она была неэгоистичной и преданной женщиной. Развелись они, когда Анна узнала о романе Кандинского с Габриэлой Мюнтер. Она не винила мужа и признавала, что виноваты они оба.
Второй спутницей жизни стала Габриэла Мюнтер. Вместе они путешествовали по Европе, Америке и России. Они расстались в 1915. Их отношения длились 13 лет, и они так и не поженились. После расставания Мюнтер 10 лет вела затворнический образ жизни. За это время она много сделала, чтобы сохранить картины художника во время войны.
В 1917 Василий женился на Нине Андреевской. Ей было 18, а ему 50. У них родился сын, но он умер через три года от гастроэнтерита. Больше тему детей они не поднимали. Нина прожила с Кандинским до самой смерти. Ей посвящена картина «Незнакомому голосу».
Василий Кандинский прожил двоякую жизнь. Он стал великим художником, изменил мир к лучшему. Но его искусство не понимали, а какой толк творить, если это не ценят. Но Василий так не считал, поэтому сейчас у нас есть такое направление в живописи, как абстракционизм.