- Происхождение и детство
- Судьба сестры повлияла на дальнейшие события жизни Филонова
- Дипломированный маляр и его первый опыт
- Самостоятельность: попытка поступить в Академию и снова учёба
- Путешествия
- Академия, становление
- Искусство и аналитика по-филоновски
- Художник и Революция
- Личная жизнь
- Жизненные принципы Филонова
- Последние годы жизни
- Самые известные картины Павла Филонова
Павел Николаевич Филонов – русский и советский художник, авангардист, родоначальник аналитического искусства как наукообразного явления в художественном мире. Творческий процесс, по Филонову, это органический рост картины, начинающийся от «единицы действия», точки, и заканчивающийся «выводом» композиции.
Происхождение и детство
Будущий художник Павел Филонов родился 8 января 1883 года (по новому стилю), когда его многодетная семья переехала из Рязани в Москву. Только здесь его отец, бывший крестьянин, ставший кучером, получил фамилию «Филонов» – до сих пор он был бесфамильным, просто Николай Иванов сын. Мать, Любовь Николаевна, занималась детьми, для заработка «брала в стирку бельё» (из автобиографии художника). Дети воспитывались в атмосфере труда, взаимопомощи и творчества в свободные минуты. Танцевали, пели, рисовали.
В 1887 году умер отец – мать тогда ждала шестого ребёнка. Она осталась одна с малолетними детьми (старшая сестра 1878 г.р., младшая родилась в 1888-м) и их бабушкой. Старшие дети, в их числе и Павел, включились в процесс зарабатывания денег: вышивали на продажу, принимали участие в театральных массовках и подтанцовках.
В 1894 году Павел поступил в приходскую школу (на Каретном Ряду). Учился на отлично, занимаясь чаще всего по ночам, так как продолжал подрабатывать. Рисование привлекало всё больше, но не хватало времени. Сохранилась его акварельная открытка «Домик в Москве», относящаяся к этому периоду жизни (хранится в Государственном Русском музее).
Судьба сестры повлияла на дальнейшие события жизни Филонова
В 1894 году Александра, старшая сестра Павла Филонова, вышла замуж за успешного петербургского предпринимателя Александра Гуэ. Он занимался электротоварами, что по тем временам было очень перспективно – электричество приходило на смену газовому освещению. Муж оказался человеком добрым – семья жены стала его семьёй, и он поддерживал её материально.
В 1896 году чахотка унесла жизни матери и старшего брата. В 1897-м Павел закончил приходскую школу и переехал с оставшимися родными к Александре в столицу. Перемена образа жизни и обстановки была крутой и для Павла особенно болезненной – 14-летний подросток устраивал своеобразные бунты против буржуазного богатства (отказывался спать на матрасе и т.д.).
А.А. Гуэ, человек ответственный и практичный, выбрал для брата жены профессию – он видел явные способности Павла к рисованию и устроил его в художественно-малярные мастерские, функционирующие при Обществе поощрения художеств. Работа здесь была чрезвычайно разнообразна и заключалась то в простой покраске отхожих мест, то в росписи изразцов, то в отделке министерских квартир. С 1898 года при том же Обществе Павел Филонов по вечерам занимался в рисовальном классе.
Дипломированный маляр и его первый опыт
К концу весны 1901 года Филонов закончил обучение и получил свидетельство маляра-декоратора интерьеров. В начале лета в составе бригады Н.Н. Рубцова отправился в Воронежскую губернию расписывать имение Рамонь, владение принцессы Ольденбургской. Пребывание в образцово устроенном поместье оказало благотворное влияние на мировосприятие начинающего художника и навело его на специфическое понимание жизни, приблизило к её органическому осмыслению.
Ремесленная по сути работа не могла дать полного удовлетворения проснувшейся потребности в творчестве. Природа отозвалась в душе юноши – Филонов, картины которого воронежского периода — это впечатления от зорь в Рамони, именно здесь пишет первые пейзажи маслом.
Самостоятельность: попытка поступить в Академию и снова учёба
Вернувшись в Петербург, молодой живописец съехал от сестры и поселился в съёмной комнате. Зарабатывал тем, что расписывал помещения на заказ, но мечта о профессиональной карьере художника не оставляла его. В музее Александра III, сегодняшнем Русском, Филонов проводил всё свободное время (изучал и копировал работы именитых мастеров).
В 1903 году набрался решимости и попытался поступить в Академию художеств. Тщательно готовился: рисовал гипсовые скульптуры, написал «первый портрет упорной долговременной работы» (облик сторожа малярной мастерской). Не учёл одного – экзамен включал в себя написание обнажённой натуры. Ни практики, ни знаний анатомии у абитуриента не было, поэтому испытания он провалил.
Для восполнения пробелов в том же году Павел Филонов обратился к живописцу Дмитриеву-Кавказскому, в частной мастерской которого продолжил образование. Наставник, заядлый путешественник, в рассказах о поездках знакомил студентов с представителями фауны разной географии. С изучения их скелетов для учеников и начиналась анатомическая практика. Академик был так красноречив в своих описаниях путешествий, что молодой, жаждущий новых впечатлений Филонов решил последовать его примеру.
Путешествия
С 1905 по 1908 год художник путешествует: сначала по Шексне и Волге, позже он побывал в Афоне, Синае, паломником в Иерусалиме, Новом Афоне на Кавказе.
Параллельно зарабатывал написанием портретов попутчиков, копированием икон, рисованием этикеток.
Увиденное в странствиях оказало существенное влияние на становление молодого художника, как и некоторые встречи в поездке. Так, его поразили образы людей, которые спасались от еврейских погромов. По пути в Иерусалим через Афон на пароходе Филонов познакомился с седым, несмотря на молодой ещё возраст, евреем и его 7-летней дочерью. Живописца потрясли его глаза, глаза человека, над головой которого совсем недавно «был занесён топор». Эта встреча дала импульс на создание картины Филонова «Поклонение волхвов», законченной в 1912 году.
Академия, становление
Вернувшись в Петербург и завершив обучение в частной мастерской, живописец снова стремится поступить в Академию художеств. Не с первой попытки, но всё же он был принят вольнослушателем в 1908 году. Вожделенная Академия со временем разочаровала Филонова строгостью рамок и ограничений. Преподаватели тоже не понимали ученика, манерой рисования «сдирающего шкуру с натурщика».
Распрощавшись с Академией после двух лет обучения, Павел Филонов несколько месяцев провёл в деревне Ваганово – «в темноте, с керосиновой лампой». Думал, работал. Зимой 1910 года завершил картину «Головы».
Становление художника прослеживается по произведениям Павла Филонова:
- До 1907 года его работы в основном – это лирические этюды;
- В 1910-м появляются признаки поисков, первые шаги на пути к аналитическому искусству;
- В 1911 году филоновский стиль вполне определён.
Академическая школа (особенно уроки Г.Я. Ционглинского), любовь к живописи мастеров итальянского Возрождения (Да Винчи, Микеланджело), восхищение искусством Гольбейна – всё это в комплексе определило становление Филонова. Творческим кредо для него стало стремление к точности рисунка, когда каждое прикосновение карандаша или кисти наделяется значимостью.
С 1910 года живописец постоянно участвует в выставках «Союза молодёжи», общества петербургских авангардистов (до 1914-го, когда организация распалась). В течение этих лет претерпел изменения характер художника: прежде общительный юноша замкнулся и углубился в собственные мысли. Отвлёкся и напитался большим искусством, съездив в 1913-м в Италию и Францию. Вернувшись, бросился творить: писал декорации к драме «Владимир Маяковский», рисовал иллюстрации к поэтическим сборникам.
Искусство и аналитика по-филоновски
В 1914 году вышел манифест, автором которого стал Филонов – считается, что с этого момента родилось аналитическое искусство.
В манифесте «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков “Сделанные картины”» художник формулирует основные положения своей идеи:
- Многомерность,
- Движение от частного к общему,
- Формирование художественного произведения подобно росту зерна.
Разъясняя суть аналитического искусства, сам живописец прибегал к рисунку: на углу дома стоит лошадь с телегой. Далее объяснял, что за рамками листа находится некая дверь, из которой выходит женщина и видит лошадь в ином ракурсе, нежели зритель. Для неё голова лошади находится, например, на месте, где нарисован хвост. Взгляд на лошадь бросают и другие люди с улицы, из окон, а также птицы, насекомые. Сама лошадь тоже куда-то смотрит. Это всё должно находить место на холсте.
Художник Филонов отошёл как от академического искусства, так и от авангардного (кубизма), считая, что все их представители работают с «мёртвой натурой», тогда как главным исследованиям живописцев должны подвергаться внутренние метаморфозы.
Художник и Революция
В 1916 году – призыв на войну и отправка на фронт рядовым. Филонов примкнул к саботирующим военные действия, позже к революционному движению. Был выбран в военно-революционный комитет. В 1918 году повёз в Петроград полковые знамёна, здесь и остался, вернувшись к живописи.
В 1919 году с обширной подборкой из 22 картин живописец выставляется в Зимнем дворце – это была Первая государственная свободная выставка произведений искусства. Название цикла работ, «Ввод в мировой расцвет», идеально подходил под запросы большевиков, которые слово «расцвет» ассоциировали только с торжеством Революции.
Таким образом, художник был принят, признан и обласкан советской властью. Он, со своей стороны, восхищался переменами в стране. Государство ему выделило комнату, он получал пособие (как научный сотрудник) и поначалу был поддержан наркомом просвещения Луначарским. Но писал только то, что хотел, игнорируя или не выполняя должным образом заказы на полотна, воспевающие жизнь в стране Советов.
В 1929 году нужные рычаги заработали – выставку Филонова запрещают, автора объявляют «непонятным рабочим массам».
Личная жизнь
В 1921 году 38-летний Филонов познакомился с 59-летней Екатериной Серебряковой – овдовев, она пригласила художника для написания посмертного портрета мужа, деятельного революционера Эспера Серебрякова. Екатерина (Тетельман в девичестве) с юных лет была его соратницей, членом организации «Народная воля». У неё было три сына (1985, 1890 и 1896 г.р.).
Вскоре Филонов и Серебрякова поженились. Он обожал свою жену и на её приступы ревности, смеясь, отвечал: «Я так же могу тебе изменить, как Ленин демократии». Екатерина дала супругу недостающую поддержку в творчестве – она сожалела, что его краски пока недоступны массам, но была уверена, что «его расшифрует будущее».
Жизненные принципы Филонова
Павел Филонов был стойким, принципиальным человеком.
Его индивидуальность отслеживается не только в работах:
- Преподавал бесплатно. В 1920-е создал художественную школу «мастеров аналитического искусства», в 1930-е художника и его учеников уже обвиняли в формализме и травили, но Филонов был непреклонен;
- Не продавал картин, написанных по вдохновению. Только подарил две из них Русскому музею, остальные собирал дома (к концу жизни их было около четырёхсот);
- Отказывал западным коллекционерам – считал себя коммунистом и был убеждён, что все его произведения должны жить в СССР;
- Зарабатывал только выполнением заказов.
При нехватке средств писал на бумаге или картоне вместо холста, но не изменял своим принципам.
Последние годы жизни
В 1938 году были репрессированы и расстреляны два сына жены художника (третий жил в Лондоне). С Екатериной случился инсульт, её парализовало. Павел Николаевич выхаживал её, как самая внимательная сиделка и продлил жизнь любимой.
С началом войны остались в Ленинграде. Главной заботой живописца стало спасение своих произведений от зажигательных бомб (мастерская находилась на чердаке). Осенью началась блокада, пережить которую супругам было не суждено. 3 декабря 1941-го умер художник, следом за ним Екатерина.
Самые известные картины Павла Филонова
На фоне разнообразного и мощного русского авангарда художник Павел Филонов занимает особое место.
Среди его работ выделяются:
- «Головы» (1910);
- «Буржуй в коляске» (1913);
- «Мужчина и женщина» (1913);
- «Крестьянская семья» (1914);
- «Победитель города» (1915);
- «Нарвские ворота» (1929);
- «Ударники» (1935);
- «Лики» (1940).
Все работы Филонов завещал Русскому музею, их передала сестра художника Евдокия Глебова в 1977 году (в Третьяковке и в частных коллекциях находится совсем небольшое количество работ).