Татьяна Яблонская – художник “от сердца”

Татьяна Яблонская

Татьяна Ниловна Яблонская известна любому выходцу из советского пространства – её работы печатались в учебниках огромной единой страны. Творчество Яблонской имеет мировое значение – став свидетелем истории государства почти всего ХХ века, художница получила заслуженное признание и множество наград.

Происхождение и детство

Родилась Татьяна Яблонская в Смоленске 24 февраля 1917 года, накануне краха страны и ожидающих её великих преобразований.

Отец

Нил Александрович Яблонский, потомок шляхтичей Великого Княжества Литовского, до революции учился в духовной семинарии (исключён в 1905-м за причастность к студенческим волнениям). Затем в Московской духовной академии, которую также не окончил. Попытка поступить в Петербургскую академию художеств не удалась, но определилось влечение к искусству, которое он впоследствии прививал своим детям. Закончил Московский университет (историко-филологический факультет), вернулся в Смоленск. Здесь он преподавал в гимназиях.  После революции устроился в картинную галерею, став её хранителем.

Семейная атмосфера

В 1916 году женился на Вере Георгиевне Варгасовой, дочери инспектора народных училищ. В браке родилось трое детей: сама Татьяна, её сестра Ольга и брат Дмитрий. В семье была творческая атмосфера. Стараясь развить в детях зрительную память, отец придумывал соответствующие игры и задания. «Издавали» семейный журнал – «Сверчок» представлял собой обычную тетрадь, страницы которой дети наполняли своими сочинениями и рисунками. По выходным отправлялись на природу или в музей. Такое детство способствовало тому, что все дети впоследствии связали свою жизнь с творчеством. Ольга стала художницей, как и Татьяна, Дмитрий архитектором.

От Смоленска до Киева

Революцией Нил Александрович поначалу был воодушевлён. Но последующее (голод, террор, гражданская война) развеяло его надежды и убеждения. Опасаясь репрессий, в 1928 году глава семьи решил, что его спасёт только отъезд из страны.

Сначала он перевёз родных на Украину, где его никто не знал. Выбор пал на приморскую Одессу – казалось, отсюда удастся сбежать за границу. Но все попытки эмигрировать срывались. После двух лет в Одессе отец перевёз семью в Каменец-Подольский, откуда Яблонские вновь пытались уехать, для начала, в Румынию.

Судьбе было угодно, чтобы они остались. Пришлось смириться с местом жительства (Украиной), вновь сменив город (из опасения огласки, что они пытались эмигрировать). Так семья осела в Луганске. До конца жизни художница боялась рассказывать о намерениях отца увезти семью – эти страницы биографии Татьяны Яблонской в раннее советское время могли перевернуть жизнь всей семьи.

Известно, что в годы Великой Отечественной войны отца угнали в Германию, где след его теряется.

В 1933 году Татьяна уехала в Киев. Там училась сначала в техникуме, затем в художественном институте.

Военные годы и первый брак

В 1941 году художник Яблонская окончила институт. Татьяна только-только вышла замуж за Сергея Отрощенко, тоже художника, который был старше неё на семь лет, ждала первенца, как началась война. Она перечеркнула все планы – мужа призвали на фронт, Татьяна оказалась под Саратовом, в эвакуации. Было очень трудно: родила дочь, приходилось работать на колхозных полях наравне с крестьянскими женщинами, а в перерывах по фотографиям писать портреты их убитых мужчин. Яблонская не роптала, тянула лямку вместе со всей страной.

Возвращение мужа живым не вернуло былых чувств, хотя родилась вторая дочь. Причиной стал профессиональный успех Татьяны Ниловны на фоне отсутствия карьеры мужа. Он не мог смириться с таким положением, жить в тени жены не хотел. Они расстались.

Годы творческого расцвета

После освобождения Киева Яблонская сразу вернулась в украинскую столицу. В 1944 году была принята в Союз художников Украины.

Преподаватель

В родном художественном институте почти тридцать лет Яблонская отдала обучению молодых талантов. В 1967 году получила звание профессора. Ученики любили своего наставника. Занимались не только в стенах института – дискуссии часто плавно перетекали в дом Яблонской, где за чаепитием было легче раскрыться и высказаться. Здесь, в неформальной обстановке, художница была с учениками почти подругой, весёлой и непосредственной. Студентам-будущим художникам было удивительно, что в её мастерской порядок. К гармонии она стремилась всегда: в семье и на работе, в дружбе и на холстах.

Живопись

Строгость в Яблонской была ещё та – прежде всего, к собственной живописи. Задумав картину, она делала эскизы сотнями. Найдя нужную композицию и работая уже на холсте, могла проткнуть его, если что-то пошло не так. Случалось, сжигала свои работы. Приступая к картине, нуждалась в тишине и покое, концентрировалась на замысле – суета и телефонные разговоры были неприемлемы.

Конъюнктурщицей не была никогда. Её картины в стиле соцреализма написаны не по заданию. Они рождены собственными чувствами художницы, её впечатлениями, идущими «от сердца». Это советская живопись с душой, добрая и искренняя.

Прославившие автора картины Татьяны Яблонской – полотна, ставшие талисманами целой эпохи, живописными свидетельствами событий из жизни советских людей. Простые сюжеты и живое исполнение делали работы человечными и понятными. Власть, в целом, относилась с одобрением – звание народного художника, три Государственных премии.

Выставки, в том числе за границей

Участвуя в выставках ещё студенткой, успешно экспонировала свои работы всю жизнь. Её персональные выставки привлекали толпы зрителей в Киеве и Москве, Будапеште и Лондоне. Участвовала в международных мероприятиях, самыми крупными из которых стали выставки в Венеции (1956) и Брюсселе (1958). Была в Испании, откуда приехала в безумном восторге, трижды в Италии, стране искусства, которую просто обожала. За границу выезжала не только как художник и автор выдающихся работ, но и как депутат Верховного Совета Украинской ССР.

Не всё гладко

Лишь иногда случались казусы. Так, принятая сначала картина «Перед стартом» (1947) с чьей-то подачи стала вдруг неугодной. Какие-то ценители искусства увидели в ней «тлетворное влияние импрессионизма», велели снять с выставки. Это сегодня она гордость Национального художественного музея Украины, а тогда, снятая с подрамника, картина долгое время валялась в подвале.

От глубоких и разрушительных переживаний художницу спасало собственное жизнелюбие – совершенно счастливый характер, направленный на поиск радости во всём, отметающий всякие отрицательные эмоции. К тому же главным ориентиром в искусстве для Татьяны Ниловны всегда была собственная оценка.

Если художница была убеждена в правоте, ничто не могло её сломить. Не боялась она и высказываться в соответствии со своими убеждениями. Так, спокойно отказала соответствующим органам в сотрудничестве, когда училась в институте. Много позже, в 1968 году, на съезде художников Украины раскритиковала излишнее внимание партийных органов к искусству. Последовали неприятности, снятие с должностей. Через несколько месяцев кто-то заступился, и Татьяну Ниловну восстановили в статусе.

Несколько штрихов к портрету

Вторым мужем художницы стал тоже её коллега, Армен Атаян. В 1959 году у Татьяны Яблонской родилась третья дочь, Гаянэ. Художественная среда, в которой росли дети, не оставила им выбора – все три дочери продолжили династию.

Кроме живописи у Татьяны Ниловны было множество талантов и увлечений: она хорошо водила машину (в семье были жигули, на которых художница ездила на этюды), отлично плавала (обожала бороться с течением), ходила на лыжах. Любила помогать людям. Педагогический талант отразился на собственных дочерях: Яблонская не ходила на родительские собрания, приучая детей быть ответственными.

Последние годы

В 1989 году настиг инфаркт. Художница, ограниченная в движениях, нашла удовлетворение в малом – ожидала солнца по вечерам наготове, «успеть залить полотно вечерним золотом».

В 1999 году у Яблонской случился инсульт. Упорство и оптимизм подсказали художнице выход – правая рука отказала, значит, надо учиться владеть левой. Так последние шесть лет она и провела – в инвалидной коляске и с кистью в левой руке. Мудрая и стойкая женщина умела находить прелесть в обыденном: пейзаже за окном, трогательном букетике в стакане, хаотично стоящих чашках после завтрака.

Она была влюблена в жизнь, поэтому по-другому не могла. Ныть, сдаваться – это было не для неё. Даже находясь в физически сложном положении, заполняла свою жизнь до отказа. Рисовала, читала, думала, вдохновлялась и радовалась жизни. До последнего дня. Умерла Татьяна Ниловна 17 июня 2005 года.

Самые знаменитые картины Татьяны Яблонской

Произведения художницы в основном хранятся в музеях России и Украины.

Наиболее известны картины Яблонской под названиями:

  • «Автопортрет» (1945);
  • «Перед стартом» (1947);
  • «Хлеб» (1949);
  • «Весна» (1950);
  • «Утро» (1954);
  • «Мать» (1960);
  • «Сбор огурцов» (1966);
  • «Лён» (1977);
  • «Подснежники» (2003);
  • «Колокольчики» (2005) – последняя пастель мастера.

Потомки свято хранят память о художнице: печатаются воспоминания, выпускаются книги, устраиваются выставки.

Мать 1960 г.
Хлеб 1949 г.
Утро 1954 г.
Сбор огурцов 1966 г.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий