Художница Яблонская, её «Утро» и сочинение по картине

Картины Русских Художников

Сцена с произведения Татьяны Яблонской «Утро» известна миллионам, живущим на огромной территории бывшего Советского Союза. Репродукция картины печаталась в журналах, учебниках, на открытках – повсеместно тиражировалась как светлый образ соцреализма. Картина написана маслом на холсте размером 169 х 110 см в 1954 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор

Художница Татьяна Ниловна Яблонская «Утро» написала в период расцвета своего творчества, на взлёте известности и карьеры. К тому времени в галерее мастера живописи уже были такие признанные шедевры, как «Хлеб» (1949). Плакаты с репродукцией этой работы висели в тысячах учреждений, в качестве наглядного доказательства богатства страны и её народа отправлялись за границу.

Все произведения Яблонской отличаются радостью и оптимизмом. Свет, солнечные лучи, сочные краски, воздух – всё призвано передать жизнелюбие и восторженность автора, умеющего сохранять позитив в любой ситуации.

Художница никогда не теряла бодрость духа. А ведь годы жизни Яблонской (1917-2005) пришлись на время страшных потрясений и судьбоносных преобразований на родине. Родилась в Смоленске. Затем семья переехала на Украину, ближе к границе (хотели эмигрировать – но не удалось). Училась в Киеве. Здесь и провела почти всю жизнь (за исключением военных лет, когда художница в эвакуации наравне с рядовыми колхозницами работала на полях Поволжья).

В последние годы после инфаркта и инсульта научилась писать левой рукой – воля и сила характера были достойными подражания.

Вырастила трёх дочерей. Одна из них, старшая, Лена и вдохновила мать на создание очередного шедевра – Яблонская «Утро» задумала, увидев, как 13-летняя дочка делает зарядку.

Модель и место действия

Лена родилась в 1941-м. В Киеве оказалась в 1944 году, когда Татьяна Ниловна вернулась из эвакуации в освобождённый город. Художнице с мужем и дочерью выделили две комнаты в коммунальной квартире в старинном доме в стиле модерн на улице Красноармейской (дом 46, в центре Киева). До революции и сейчас это Большая Васильковская улица, известный издавна тракт на город Васильков.

Ко времени написания картины «Утро» у художницы была уже вторая дочь, Ольга (родилась в 1947 году). Семья жила просто и небогато. Девочки росли скромными, их друзья и одноклассники даже не знали, что они дети известной художницы.

Как миллионы советских детей, Лена подростком активно занималась спортом, увлекалась гимнастикой и балетом. Поэтому утренняя зарядка была делом привычным, обязательным и, как видим, вызывающим удовольствие. К тому же Елену накануне приняли в пионеры, и она была счастлива, «просто летала».

Описание картины «Утро»

Яблонская создала множество эскизов, прежде чем нашла нужный ракурс.

Действие картины происходит в просторной, залитой утренним солнцем комнате с высокими потолками. Скорее всего на дворе май-месяц – тепло, балкон распахнут настежь, но каникулы ещё не наступили (школьная форма на стуле).

Стройная изящная девочка-подросток, широко раскинув руки и вытянувшись струной, разминается перед более серьёзными упражнениями. Она вот-вот встанет ласточкой. Очень приятно заниматься на тёплом от солнца паркете. Настроение героини приподнятое, ведь так прекрасно всё вокруг: юность, чистое небо, солнце и его ласковое тепло. Впереди большая прекрасная жизнь, а пока надо стремиться к совершенству во всех своих девчачьих делах: хорошо учиться, помогать маме и, конечно, укреплять здоровье такими занятиями.

Слева от проёма, ведущего на балкон, деревянная кровать. Постель ещё не заправлена, ведь у ответственных людей всё по распорядку: зарядка, умывание, быстрая уборка, завтрак. Потом одеться, причесаться и бежать в школу.

Справа на переднем плане деревянный круглый стол, покрытый скатертью в сине-серые размытые полосы, с бахромой. Такие столы были во многих советских семьях. На нём кувшин, маленькая чашечка, тарелка с салфеткой, на которой лежит кусок батона. Возможно, это нехитрый завтрак девочки – молоко с хлебом.

У правой створки балкона стул, на спинке которого висит ещё один признак времени, красный пионерский галстук. Тут же коричневое форменное платье и ленты, которые юная спортсменка вплетёт в косы.

Арочные проёмы окон увиты плетущимися побегами традесканции, которая пышно разрослась из настенного кашпо. Узорно ему вторит висящая под ним декоративная тарелка, расписанная сине-голубыми цветами и птицами.

На окне справа горшок с комнатным цветком, на полу балкона простые деревянные ящики, в которых тоже зеленеют какие-то невысокие растения. По всему видно, что хозяйки любят природу.

А за окном большой просыпающийся город в утренней дымке.

Судьба картины

Татьяна Яблонская «Утро» представила в 1954 году на 3-й выставке Академии художеств СССР, где свои работы демонстрировали члены академии. Картина понравилась как зрителям, так и специалистам.

Сразу поступило предложение от Третьяковской галереи, которая в том же году приобрела полотно. Художница была счастлива вновь попасть «на священные стены» Третьяковки (после картины «Хлеб»).

Отношение автора к своему произведению

Удивительно, но художница с сомнением отнеслась к этой своей работе. Поначалу находилась под влиянием восторгов общества, но со временем вовсе разуверилась в заслуженности и объективности успеха. Хотя Яблонская признавала, что замысел в общем стоящий. Кроме того, её поддерживал авторитетный художник Евгений Волобуев, муж родной сестры Татьяны Ниловны, Елены. Он уверял свояченицу, что работа идеальна.

Действительно, картина была написана в годы, когда действие, подобное изображённому, без преувеличения, проходило в каждой советской квартире. Включалось радио, и под энергичную музыку миллионы граждан разного возраста просыпались, взбадривались, задавали ритм предстоящему дню.

Но со временем сюжет картины «Утро» стал казаться Яблонской не таким радужным и совершенным, а в 1990-е годы художница назвала его «сюсюкающей картинкой, противной и антиживописной». Может, такая оценка была дана под влиянием настроения – не стало СССР, были разрушены все многолетние устои…

Судьба героини картины

После школы Елена уехала в Москву и поступила в художественно-промышленную академию им. Строганова. Здесь она познакомилась с Арсеном Бейсембиновым из Алма-Аты, будущим мужем, тоже художником.

Приехав на его родину и войдя в родительский дом мужа, Елена с удивлением обнаружила в комнате Арсена репродукцию картины «Утро». Молодой супруг и не подозревал, что ещё подростком повесил на стену образ пленившей его девочки, которая станет его женой. Только теперь раскрылось, что это именно она.

Поселились в Алма-Ате, тогда столице Казахстана. В 1962 году появился сын Зангар, в будущем художник. Так ширилась и росла династия Яблонской, а картина «Утро» сыграла в этом роль истока, стала связующей нитью двух людей из разных республик и настоящим талисманом новой семьи.

Значение картины

Так что напрасно художница нападала на своё произведение. Зрителей не обманешь, а искренняя радость, которая сквозит из каждого мазка этой картины и заражает оптимизмом всякого зрителя, всегда огромная ценность.

Искусствоведы также сходятся в признании достоинств полотна и цельности его образов:

  • Самой героини – как воплощению юности, начала жизненного пути;
  • Обстановки в синих тенях – уютной и простой;
  • Городского утра с высоты балкона – как многообещающей будущности.

Мягкий колорит, непосредственность девочки, душевность и человечность всего произведения создают радостное настроение у зрителя и придают произведению в целом поэтичность.

В общем, картина была принята восторженно. Вскоре властями было решено, что сочинение по картине Яблонской «Утро» должно входить в общеобразовательную школьную программу. С конца 1950-х дети разных стран бывшего Советского Союза изучают это произведение, доступное по содержанию, понятное и реалистичное.

Сочинение по картине «Утро»

Яблонская, автор произведения, была человеком оптимистичным и нацеленным на добро и радость. И это несмотря на то, что годы жизни художницы (1917-2005) пришлись на время революции, Гражданской, затем Великой Отечественной войны. Она видела репрессии и перегибы, сталкивалась с несправедливостью. Но сумела сохранить в себе стремление к счастью и позитивный настрой, что бы ни случилось.

Художница, родом из Смоленска, почти всю сознательную жизнь провела в Киеве. Здесь и возникла задумка запечатлеть увиденное – дочь художницы так самозабвенно делала физзарядку.

Картина представляет собой изображение части комнаты со светло-жёлтыми стенами. Тёплым майским утром девочка-школьница вскочила с постели и первым делом распахнула двери на балкон. Свежий воздух ворвался в комнату, солнце полилось, освещая мебель, паркетный пол и героиню картины.

Это девчушка лет 12-13, тоненькая и лёгкая. Она стоит, приподняв подбородок, как танцовщица, раскинув широко руки и отставив поставленную на носок ножку. Такая позиция явно предполагает, что сейчас последует грациозное па. На девочке белая майка и чёрные спортивные трусики – в такой       одежде заниматься очень удобно.

Мебели в комнате немного: круглый стол под скатертью, деревянная кровать с неубранной ещё постелью, стул с гнутой спинкой, на которой красуется кумачовый галстук, гордость советских пионеров. Мама уже поставила дочери на стол кувшин с молоком и булочку, чтобы та могла позавтракать перед школой.

На подоконнике и в простенке между окнами, лишёнными штор, комнатные цветы. Один, который в настенном горшке, разросся невероятно буйно и повисает живописными лианами, обрамляя высокие арочные окна. Зелень листвы переливается в солнечных лучах, играя, словно мозаика. На полу балкона также красуются ящики с растениями.

Живо представляется, как девочка порхает, словно бабочка, от цветка к цветку и заботливо поливает их. А выходя с лейкой на балкон, девочка видит огромный город внизу, слышит его гудки и людской шум. Это её город, её страна, а впереди только ответственная учёба, интересная работа и важные свершения – счастливая мирная жизнь.

Впечатление

Действительно, картина чрезвычайно очаровательна. Сегодня, в компьютерный век, когда зачастую некогда поднять взор на небо и подставить лицо под ласкающие лучи солнца, очень полезно разглядывать именно такие картины. Поэтому полотно можно смело причислить к классике, а сочинение по картине Яблонской «Утро» писать не только в школе – положительные эмоции имеют терапевтическое влияние буквально на всех.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector