Шишкин «Утро в сосновом лесу» описание и увлекательная история шедевра

Картины Русских Художников

Картина «Утро в сосновом лесу» – самая известная работа русского художника XIX века И.И. Шишкина (1832-1898). Написана маслом на холсте размером 139 х 213 см в 1889 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Метаморфозы с названием

Первое наименование картины – «Медвежье семейство в лесу». Так полотно было впервые представлено публике.

Сегодня картина демонстрируется под названием «Утро в сосновом лесу», но в народе она упоминается и как:

  • Картина «Медведи в сосновом бору»;
  • «Утро в сосновом бору»;
  • Картина «Три медведя» (по инерции, хотя животных на самом деле четыре – аналогия с фольклором, когда важных героев и вещей всегда три);
  • «Мишки на лесозаготовках» (мрачный юмор советского периода после 30-х годов).

Если подходить к изображению с биологической педантичностью, свойственной, кстати говоря, художнику и являющейся его отличительной особенностью, то очевидно, что мишки в лесу. Ведь бор – это исключительно сосновый лес, а на полотне Шишкина разнообразный подлесок.

Автор №1

Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу» создал в годы, когда уже сложился как живописец, произведения которого свидетельствуют об одном: мастер бесконечно влюблён в просторы родной земли, её заповедные места и лесное, завораживающее великолепие. В поисках натуры и впечатлений художник много путешествовал. Уроженец Елабуги, города в современном Татарстане, Шишкин учился в Москве, затем в Петербурге. Шесть лет провёл в пенсионерской поездке по Европе, но прервал своё знакомство с заграницей раньше срока – очень хотелось на родину. По возвращении понял, что нет ничего лучше и живописнее, чем русские бескрайние леса, луга и поля. Особенно притягивала мастера таинственность глухих чащоб – в своём стремлении передать на полотнах собственные чувства и полноту красоты леса Шишкин стал непревзойдённым мастером.

История картины «Утро в сосновом лесу»

Шишкин не состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, но дружил с учредителями и экспонировал у них свои произведения. Выставка 1888 года имела громадный успех (художник представлял картину «Туман в сосновом лесу»). Находки живописца («растворять» стволы деревьев в тумане, мастерски совмещать явную глушь чащи с солнечным светом сверху) не насытили как самого художника, так и зрителей – хотелось продолжить эксперименты в том же направлении. К тому же остались невысказанными многие впечатления от вологодских, новгородских и тверских совершенно диких лесов, окрестностей Селигера, где художник бывал в 1880-е годы.

Живописец намеревался «разбавить» лесную картину фигурами животных – привнести в пейзаж жанровую сцену. О задумке Шишкина изобразить медведей в сосновом бору свидетельствуют эскизы 1886 года, которых только в Русском музее хранится семь штук (есть и в других собраниях). Интересно, что художником рассматривался вариант с зайцами. От этой мысли художник отказался – заячьи фигуры буквально разрушали величие и мощь русского леса, терялся замысел художника. Медведи же подходили идеально: милые шалуны уже в детстве представляют опасность, а повзрослев, они превращаются в грозных, сильных и непобедимых в природных условиях зверей. Своеобразное олицетворение России по сей день.

Автор №2

Практически с детства всем известно, кто написал картину «Утро в сосновом лесу» – конечно, Шишкин, но поразительно, что он сделал это не в одиночку. Мишек на картине нарисовал Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник-передвижник, известный в своё время жанровый живописец, друг и даже кум Шишкина (крестил его сына Константина, умершего потом от болезни в три года).

Существует несколько версий, объясняющих, почему Шишкин к написанию определённой части своего произведения привлёк другого художника:

  • «оживить» сосновый лес жанровой сценой, действующие лица которой медведи, предложил именно Савицкий, а в среде художников-передвижников существовало большое братство, артельность, недаром они и назывались товариществом;
  • Константин Аполлонович в то время сильно нуждался, и Шишкин, поручив ему написать зверей, таким образом дал Савицкому заработать, ведь Иван Иванович и сам мог отлично справиться с задачей. Он не был односторонним живописцем – в его галерее есть разные животные, эскизные мишки также очень убедительны.

Изначально работа была подписана обоими художниками. Сегодня под фамилией Шишкина очевидна затёртость – Третьяков самолично с помощью скипидара удалил с картины фамилию Савицкого.

Николай Мудрогель, современник Третьякова и хранитель его коллекции, корнями «недоброжелательства» мецената по отношению к Савицкому назвал произошедший между ними инцидент. Третьяков купил картину Савицкого «Встреча иконы» (1878). Но через небольшой промежуток времени белая краска, которой были написаны облака, стала трескаться. Год от года состояние картины ухудшалось. Третьяков обратился к автору. Тот пришёл, когда коллекционера не было на месте, и внёс коррективы, которые очень не понравились владельцу полотна (облака стали розовыми). Разгневанный Третьяков смыл авторские поправки до прежнего белого цвета, пусть и с кракелюрами (трещинами).

Шишкин, Третьяков и современность

История приобретения Павлом Михайловичем Третьяковым картины «Утро в сосновом лесу» типична для коллекционера.

Работа предстала перед зрителем на выставке передвижников в год написания, 1889-й. К этому времени в коллекции мецената было уже 12 произведений Шишкина. Художественный вкус, особое чутьё Третьякова часто влекли его к картинам неординарным, имеющим тайный потенциал на десятилетия вперёд. Так случилось и на этот раз – он купил картину, едва увидел её. Заплатил четыре тысячи (три Шишкину, одну Савицкому). Но всегда считал, что авторство принадлежит только Шишкину – лес именно его кисти обеспечивал впечатление и успех полотна. Потому и стёр фамилию автора мишек.

Впоследствии прозорливый Третьяков купил ещё пять произведений Шишкина, но его «Утро в сосновом лесу» оказалось чрезвычайно метким приобретением. Согласно социологическому опросу, проведённому уже в XXI веке относительно самых любимых картин Третьяковки, эта работа Шишкина у зрителей на втором месте после «Богатырей» Васнецова.

Вольная репродукция «Утра в сосновом лесу» использована для создания конфетной обёртки. Шоколадные конфеты «Мишка косолапый» не меняют фантика с дореволюционных времён (с 1913 года). Подобное хождение в массы добавило популярности сюжету и художнику, автору полотна-оригинала.

«Утро в сосновом лесу» — описание картины

Чаща старого леса пробуждается от сна – ветви вековых деревьев не шелохнутся, листва замерла, а сквозь туман пробиваются первые лучи солнца. Они уже овладели верхушками исполинов и с каждой минутой отвоёвывают у туманной дали всё новые пространства. Торжество света врывается в тихий первородный лес.

В центре полотна поваленный, вывернутый с корнями старый ствол – он при падении обломился о такой же старый остов другого дерева. Здесь же главные герои картины – медвежье семейство во главе с матерью-медведицей. Её тело не сразу заметно на фоне тёмной листвы и земли. Свет выхватывает её голову – медведица скалится, разинув пасть и рыча на медвежат, которые, играя, взобрались на широкий ствол. Три медвежонка активно знакомятся с лесом, своим домом. Они здесь полноправные хозяева.

Сочетание солнечного света и насыщенной тьмы земли, молочного тумана и густо-бурых тел медведей – главный живописный акцент картины. Полотно настолько яркое и реалистичное, что воспринимается живой сценой из жизни многовекового леса, скрытой от людских глаз. Дикая природа, которая пугает и завораживает.

«Утро в сосновом лесу» как материал для сочинения

Этот утренний эпизод с тремя медвежатами и медведицей в дремучем лесу, окутанном туманом, действительно чрезвычайно русский и очень притягательный. Одновременно сказочный и правдивый. И сам лес, и медвежье семейство словно фрагмент русской народной сказки. Поэтому картина «Утро в сосновом лесу» идеально подходит для ознакомления с художественным искусством детей с самых ранних лет – сочинения пишут уже со 2-го класса. От сказки к реальности – как способ понимания природы.

Пример сочинения по картине «Утро в сосновом лесу»

Творение Шишкина «Утро в сосновом лесу» – широко известный шедевр мастера. Художник со знанием дела, трепетно и заботливо прописал мельчайшие подробности леса: ветки, листья, иголочки хвои, корни, кору деревьев, древесину. Всё необычайно реалистично, лес выглядит мощной и могучей силой, но картина всё же дарит впечатление волшебства. Причиной такого эффекта стал туман, придающий атмосферу таинственности. Физически ощутимы прелый лесной воздух, влажность и тишина. Первые лучи солнца осветили верхушки сосен-великанов. Скоро туман рассеется и откроет взору дальние деревья. Так и представляется очень обширный, бескрайний лес. Осветятся и прогреются все лужайки, веселее запоют птицы.

Накануне была буря, которая вывернула с корнем старую могучую сосну. Ствол её раскололся и упал в овраг. Теперь этот обломок огромного дерева – интересный тренажёр для трёх медвежат. Они под присмотром матери исследуют «перестановку» в лесу, их родном доме. Медведица внимательно наблюдает за шалунами, готовая предостеречь и помочь в любой момент. Ведь дети в игре забывают об опасности, у них маловато опыта и часто они не слушаются матери и озорничают.

Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» оставляет изумительное впечатление, как по цветовым решениям, так и по содержанию. Тёплые оттенки золотистого, исходящего сверху, составляют яркий контраст с тёмной палитрой нижней части леса. Все краски приглушённые и спокойные. Картина располагает к долгому созерцанию и рождает удивительные фантазии, в которых есть место как сказке, так и действительности.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector