Биография Василия Поленова – создателя настроения

В. Д. ПоленовВасилий Дмитриевич Поленов, картины которого составляли гордость России во все времена, знаменитый художник, мастер пейзажа, исторической и жанровой живописи, педагог и реформатор, заслуживший признание на родине как при царском правлении, так и при советской власти.

Происхождение

Родился в Санкт-Петербурге 1 июня 1844 года в дворянской семье, известной в русском просвещённом обществе. Предки будущего художника занимались науками, юриспруденцией и внесли достойный вклад в развитие Отечества. Отец, Дмитрий Васильевич, был уважаемым дипломатом, в культурном плане разносторонним человеком, как и мать, Мария Алексеевна. Василий и Вера (двойняшки) были первыми детьми супругов Поленовых, в будущем семья станет многодетной: родятся ещё сыновья Алексей и Константин и дочь Елена.

Детство

Можно сказать, биография Поленова-художника началась с ранних лет – родители всегда внимательно относились к природным наклонностям детей, к тому же мать в молодости сама увлекалась живописью. Поэтому, видя явное дарование старшего сына, родители занялись его художественным образованием всерьёз, для него нанимались лучшие учителя. В будущем кроме него живописью увлечётся и младшая Елена, которая станет первой в России женщиной, владеющей профессией художника.

Из детских воспоминаний Василия Поленова наиболее яркие связаны с долгими месяцами, проведёнными с семьёй в имениях родственников (на Тамбовщине и Русском Севере). Именно здесь Василий, городской житель, сблизился с природой особенным образом, полюбил её и научился различать сотни неуловимых оттенков зелени, за которые и получит множество похвал в будущем. Игры детей тоже были непосредственно связаны с живописью: бабушка по материнской линии, женщина властная, но безгранично любившая внуков, устраивала для них конкурсы с наградами. В них, впрочем, всегда побеждал Вася.

Учёба

После окончания гимназии Петрозаводска в 1863 году Василий поступил в университет Санкт-Петербурга на физмат, а по вечерам ходил на лекции и практические занятия в Императорскую академию художеств. Кроме того, творчество Поленова распространялось и на музыку: он посещал музыкальные представления, пел сам и даже писал музыкальные пьесы.

Вскоре точные науки были на время вытеснены занятиями так манившей живописью. В 1867 году с серебряными медалями слушатель натурного класса Поленов закончил курс художественной академии. Затем он предпринял попытки заработать золотые медали по классу исторической живописи. Снова пришлось выделить время на университет (очень настаивали родители), с 1868 по 1872 год он изучает юриспруденцию и успешно защищается. В тот же период с победной наградой заканчивает Академию художеств.

Первые поездки за границу

Заросший пруд

Летом 1867 года Поленов впервые едет за рубеж. Всемирная выставка в Париже впечатлила молодого художника – картины Поленова, которого ещё учитель Чистяков называл редким колористом, стали по краскам ещё интереснее и богаче.

В 1872 году художник путешествует по Европе как пенсионер Академии. Результатом этой длительной поездки стала работа, принесшая ему в 1876-м звание академика.

В 1874-м составил компанию Репину, вместе художники-отличники Академии открывали для себя Нормандию как кладезь великолепных пейзажей.

На войне

В 1876 году Поленов как доброволец оказался в русской армии на сербско-черногоро-турецкой войне и заслужил множество наград – он проявил себя храбрым воином. Уже при штабе под командованием цесаревича, будущего императора Александра III, Поленов принимал участие и в русско-турецкой войне в 1877-м. В этот период художник сделал много рисунков и этюдов – для прессы на злободневные темы (бытовые, а не батальные) и для своих будущих картин.

Но в целом, что он за художник, Поленов ещё не определился, чувствовал в себе «какой-то недочёт», хотя уже понимал, что в действительности обладает незаурядным потенциалом. Надо было его раскрыть.

Передвижник и основатель нового жанра

С 1877 года живописец перебрался в Москву. Жизнь в арбатском переулке привела Поленова к картинам, ставшими его лучшими произведениями. Так на 6-й Передвижной выставке в 1878 году картина под названием «Московский дворик» вызвала шквал хвалебных отзывов, хотя сам автор не видел в ней ничего особенного. Зрители нашли в работе Поленова, художника-философа, особый шарм, воздействием схожий с высокой поэзией и лиричной музыкой, которые рождают в душах самые хорошие и чистые чувства. С этого времени картины такого типа стали выделяться в отдельный жанр, названный «интимным пейзажем». С 1879 года Поленов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Его картины, эпические пейзажи, обогатили биографию Поленова-живописца лаврами славы и наделили его ореолом знаменитости.

Экспедиция по библейским местам

Бабушкин сад

В 1881 году Василий Поленов, картины которого уже пользовались популярностью у коллекционеров и ценителей живописи, отправился в важную поездку с целью сбора материалов для будущего масштабного полотна на тему Евангелие. Воодушевлённый «Явлением Христа народу» Александра Иванова, Поленов задумал очеловечивание главного героя, изображение Христа не божеством, а почти обычным, но всё же особенным человеком. В Палестине, Египте, Константинополе и Сирии художник кропотливо изучал материалы: архитектуру, костюмы, типажи людей, сделал много зарисовок и этюдов. Эта работа с периодическими поездками за границу заняла у художника почти два десятка лет. Появилась возможность осуществить мечту – обзавестись собственным имением – продажа картины «Христос и грешница» принесла необходимые средства.

Собственная усадьба

В 1890-м на Оке в Тульской губернии Поленов купил имение, в тиши сосен выстроил дом (проект обдумывался уже давно) и назвал усадьбу Борок (сосновый бор ласково). Василий Дмитриевич очень полюбил эти привольные места, перебрался сюда, что-то постоянно строил и обустраивал: то мастерскую с огромным окном, то класс, где занимался с сельскими ребятишками. В будущем мечтал превратить Борок в гнездо искусства, а затем и в музей, первый общедоступный в провинции. Близ усадьбы в селе Бёхово по проектам Поленова построены церковь, школа и народный театр – художник искренне радел за просвещение крестьян и воспитание у их детей художественного вкуса.

Сегодня усадьба носит имя художника – в Поленово дом-музей, он открылся ещё при жизни художника. Здесь сохранена обстановка и предметы быта тех времён. Первым директором дома-музея стал сын художника Дмитрий.

Личная жизнь

До женитьбы серьёзный Поленов был увлечён лишь дважды: в Риме Марусей Оболенской, скоропостижно скончавшейся, позже в Москве Марией Климентовой. Обе пассии занимались оперным пением, имели одинаковое имя – это казалось художнику чем-то значимым. Но Климентова предпочла ему известного адвоката Муромцева, за которого вышла замуж.

С разбитым сердцем, Поленов старался отвлечься – подолгу гостил у Мамонтовых в Абрамцеве. Здесь собирались художники разных поколений, родня, друзья – всегда было много народу. Среди них Наташа Якунчикова, молоденькая родственница хозяйки. Она испытывала чувства к Поленову с самого момента знакомства, и старалась подавить их. Но любимый образ преследовал её всюду, не давал спокойно жить. Не в силах справиться с собой, Наталья первой открылась Поленову. Тот был изумлён и теперь взглянул на девушку иначе…

В 1882 году они обвенчались. Этот брак принёс счастье обоим супругам. У них родятся шесть детей: два сына (один из которых, первенец, умер младенцем) и четыре дочери. Наталья, которая сама хорошо рисовала и могла бы стать настоящей художницей, целиком посвятила себя семье. Когда дети подросли, она занималась общественными делами – режиссировала самодеятельные спектакли в построенном Поленовыми театре, занималась делами школы. «Пока смерть не разлучит» — это о чувствах, данных свыше, и о браке Поленовых длиной в 45 лет.

Неспокойные годы революций

В отличие от многих других усадеб, которые горели с 1905-го, Борок уцелел. Поленова крестьяне уважали: он давно отдал им лучшие пахотные земли, построил церковь, школу, развлекал и просвещал их удивительными зрелищами (спектаклями и диорамой). В 1918 году сельский сход обсуждал судьбу «барина», и Поленовых оставили в покое. В своей усадьбе они пережили все лихие времена, терпеливо возделывали землю, приходилось вместе с односельчанами и голодать.

В 1924-м грозило выселение – тогда за пожилого мастера заступился Бухарин. Через два года Поленов получил звание народного художника Республики и право пожизненного пользования усадьбой.

Последние годы художника

После признания художника новая власть сделала шаг на пути к стабилизации жизни в стране – позволила проводить выставки его работ – пейзажи никак не противоречили принципам Советов. Это было отрадно старому художнику. Ведь природа, героиня его полотен, владела его сердцем, и он желал делиться этой любовью со зрителями.

Но самое большое счастье для него было находиться в усадьбе, на родных для его детей просторах, в окружении семьи. Здесь его и не стало 18 июля 1927 года, знойным летом, любимым временем года живописца. Наталья пережила супруга на 4 года.

Воскрешение дочери Иаира 1871 г.

Лучшие картины Поленова

Список произведений творчества Поленова огромен, но есть картины, названия и описания которых должны знать все. Многие из работ мастера, по свидетельствам зрителей, приносят им умиротворение, наполняют души гармонией и светлой радостью.

Самые известные картины:

  • Московский дворик, 1878;
  • Бабушкин сад, 1878;
  • Заросший пруд, 1879;
  • Цезарская забава, 1879;
  • Христос и грешница (Кто без греха?), 1888;
  • Золотая осень, 1893;
  • Мечты (На горе), 1900;
  • Эллада, 1890-е.

Перефразируя Василия Поленова, которого за личностные качества в сочетании с высочайшим профессионализмом называли «рыцарем красоты», можно сказать, что он создавал действительно ценные произведения искусства – ведь они в полной мере дают наслаждение, утешение и хорошее настроение зрителю в мире, где так много грязи. И тяжёлая жизнь становится легче и счастливее.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector