Юлий Юльевич Клевер: пейзажист со сказочным почерком

Русские Художники

В современном обществе имя Юлия Юльевича Клевера мало знакомо. Хотя при жизни он гремел по всей России, картины его приобретались коллекционерами, меценатами и носителями царской фамилии. Но талантливый пейзажист не стал окончательно забыт. Его полотна выставлены в Третьяковской галерее и в других музеях многих городов.

Начало пути

Ю. Ю. Клевер был рожден в 1850 году в прибалтийском городе Дерпт (на сегодняшний день г.Тарту Эстония). Отец его немец, химик. Мать из семьи заведующего дворцовой аптекой. Семейство будущего живописца никакой связи с искусством и творчеством не имела, тем не менее, его стремления всячески поддерживала. Поэтому одновременно с гимназическим образованием мальчик стал брать уроки у профессионального художника Константина Карловича фон Кюгельхена. Он и посеял в душе юного Клевера свою сердечную любовь к природе. Для получения дальнейшего образования Клевер поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Родители поставили одно условие — получить профессию архитектора. И по этой специальности он учился год, однако впоследствии не выдержал и перевелся в класс живописи. В 1870 г. Юлий Клевер стал учеником профессора С.М. Воробьева, потом М.К. Клодта. Тут его манера живописи не была одобрена учителями, а его самого не устроила их манера обучения. И Академию Юлий Клевер покинул по собственному желанию, поставив цель — развивать свой дар самостоятельно.

Головокружительный успех

Не доучившись, юный художник рискует представить собственные пейзажи в Императорском Обществе поощрения художеств. И все удалось, его работы хорошо приняли. Сам граф П.С. Строганов приобрел один из выставленных пейзажей «Заброшенное кладбище зимой». Через год триумф повторился и работу «Закат» купила княгиня Мария Николаевна, возглавлявшая Академию художеств. А в 1874 г., когда Клеверу было 24 года, он сумел добиться персональной выставки. Этой почести тогда удостаивались только заслуженные мастера, а он лишь бывший студент, не получивший полного образования. Однако выставка имела огромный успех, к молодому живописцу пришла известность. Спустя год он был награжден премией Общества поощрения художеств за пейзаж «Запущенный парк», а через год — за работу «Первый снег на вспаханном поле». В 1876 году Юлий Клевер устроил уже вторую выставку из сорока произведений. Весь Петербург восхищался молодым дарованием. Судьбу Клевера во многом решило полотно «Березовый лес», купленное царем Александром III. Художнику-пейзажисту сразу же пожаловали звание классного художника первой степени, не смотря на неоконченное образование. К двадцати восьми годам успешный Юлий Клевер уже академик благодаря своей работе «Старый парк». Эта картина оказалась популярна в России и на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Из-за большой востребованности мастеру пришлось повторять этот пейзаж и не единожды с названием «Парк в Мариенбурге». Итак, за небольшой период художник преодолел высоты, которые другим не поддаются десятками лет.

Ю. Ю. Клевер 1914 г.Новые сюжеты

Дабы не походить на академических пейзажистов в 1879 году Юлий отправляется на остров Нарген за новыми сюжетами для картин. Там им была найдена романтическая и неподражаемая природа Русского Севера, еще не ведомая русской художественной публике. Вдохновленный необыкновенной красотой видов, художник написал 5 картин и много этюдов. Можно считать, что на этом острове он окончательно обрел свой стиль, творческую индивидуальность и собственную манеру, которая особенно полюбилась публике. Его почитатели говорили, что он пишет ново, смело, самобытно, а его холсты заставляют проникнуться любовью к северу отечества.

Работы, созданные по мотивам северной природы, производили особое впечатление на публику. Их рассматривали, делились впечатлениями и покупали. Люди среднего класса могли довольствоваться репродукциями, а состоятельные проявляли интерес к подлинникам.

  • «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел Павел Михайлович Третьяков;
  • «Лес зимой» был продан в коллекцию Александра III;
  • «Остров Нарген» приобрел брат императора, великий князь Алексей Александрович;
  • Картина «Лесная глушь» принесла автору звание профессора и кафедру в Академии художеств. Так же Академией была предоставлена мастерская и квартира, куда он въехал с молодой женой.

К тридцати одному году мастер-пейзажист достиг всего, о чем мог мечтать: заработаны известность, признание, достаток. Мастерскую толпами посещали заказчики, приятели, ученики.

Индивидуальность в работах

В те годы входило в силу Общество передвижников. Клевер не относился к их направлению. Его картины причастны к романтизму в русской живописи. В них кроме полной фотографичности была таинственность незнакомых, девственных или полуразрушенных мест. Свет, солнечные лучи, часто закатные озаряли удивительные, загадочные уголки природы. Его тип композиции изображает взгляд изнутри, дает эффект погружения зрителя в нехоженые чащи, непроторенные снежные равнины, настраивает на лирическую гармонию человека и природы. Большое значение в картинах мастера играли выразительно подчеркнутые пятна, силуэты, очертания. В этих работах заключены покой и молчаливая созерцательность.

Большое признание завоевали полотна фантазийного характера:

  • «Красная Шапочка» (1887);
  • «Лес призраков» (1886);
  • «Лесной царь» (1887).

Широкая душа

Зарабатывал Юлий Клевер благодаря своему призванию и успешности достаточно крупные суммы, а растрачивал свои доходы довольно легко. Когда деньги кончались, он свободно писал и продавал новую картину. В среде современников ему приписывали такие черты как простота и бескорыстность. Со слов учеников художника, мастер мог выкупить у оставшегося без денег студента все эскизы, чтобы помочь и не поставить в неловкое положение.

Мастерская

Не успевая выполнять большой наплыв заказов на свое творчество, Юлию Юльевичу не оставалось ничего, кроме как нанять помощников. Так появилось значительное число работ «Клевер и мастерская», где мастер зачастую только проходился мазками по заготовленному помощником подмалевку. Общеизвестны такие имена работников, как Карл Розен, Николай Оболенский, Фёдор Ризниченко. Это совместное творчество стали называть «клеверками». Деятельность мастерской поспособствовала Клеверу заняться не только полотнами. Ему удалось поработать над созданием парка и оформлением особняка мецената А.Г. Кузнецова в Крыму. А стены этого особняка украшали полтора десятка живописных полотен его кисти.

Неприятная история

В 1880-х годах Юлий Юлиевич оказался вынужден уехать из страны. Этому предшествовало громкое дело, по которому художник проходил в роли свидетеля. Дело касалось крупных денежных растрат из-за карточных долгов знакомого П.Ф. Исеева. Художник тяжело переносил происходящее, он воспринял это как удар по репутации. Поэтому с семьей было принято решение покинуть Россию. В Германии, в отъезде живописец очаровал местную публику своими величественными пейзажами, также приобрел известность, но мечтал вернуться в Россию.

Обратно на родину

Возвращение семьи Клеверов на родину произошло в 1915 году. Несмотря на тяжелую обстановку в России перед Октябрьской революцией, художник был тепло встречен своими почитателями. Были организованы несколько выставок в Москве и Петрограде, далее следовали путешествия в Финляндию, Белоруссию, Прибалтику за творческими впечатлениями. Обстановка постоянно менялась, общественность и окружение трансформировалось, а Юлий Юльевич остался верен своему творчеству, сохранил в работах тот особенный почерк, привносивший в полотна самобытность и делал узнаваемыми.

После революции

И после революции в жизни художника ничего не изменилось. Проживал он в Петрограде, занимался преподаванием в Академии художеств, заведовал кафедрой в художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной, работал над полотнами. Он, наряду со многими живописцами, пользовался поддержкой Общества художников им. А. Куинджи. Оптимизм и философское мировоззрение помогли ему пережить бурные события на родине.

Скончался Ю.Ю. Клевер 4 декабря 1924 года.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector