Каспар Давид Фридрих пейзажист-мыслитель

Каспар Давид Фридрих автопортретКаспар Давид Фридрих – крупный немецкий живописец, ярчайший мастер романтического пейзажа, основной темой работ которого, и в этом состояла новизна творчества, стал человек один на один с холодным, равнодушным миром.

Детство

Каспар Давид родился в небольшом старинном городе Грайфсвальд на балтийском севере Германии 5 сентября 1774 года в протестантской семье, в которой было 10 детей. Семейным делом было мыловарение и изготовление свечей. Череда несчастий постигла Каспара ещё ребёнком, что безусловно наложило отпечаток на его психику, характер и будущее мировоззрение: в пятилетнем возрасте он потерял мать, которая скончалась от чахотки, через некоторое время одна за другой умерли две сестры, спустя несколько лет погиб старший брат. Вина за трагическую смерть брата всегда будет тяготить Каспара, ведь это он, младший глупец, полез на неокрепший лёд и провалился. Брат смог вытащить его, а на себя сил ему уже не хватило.

Учёба, выбор профессии, особенности «почерка»

Отец не настаивал, чтобы дети непременно продолжали родительское дело. Семья, живя аскетично, относилась к выбору каждого уважительно. Каспара влекло рисование, с юных лет в карандашные пейзажи он переносил свои переживания и боль. После учёбы в университете родного города, одном из старейших учебных заведений Германии, выбрал Датскую королевскую академию художеств, куда поступил самостоятельно в 1794 году. В Копенгагене начинающему художнику пришлось постигать премудрости анатомии, обязательной науки как основе рисования человеческого тела, что давалось Фридриху с трудом. Пейзаж – вот что его интересовало по-настоящему. Забегая далеко вперёд, обращаем внимание на тот факт, что на его картинах либо совсем нет людей, либо они как герои изображены почти схематично, издалека и со спины. Индивидуальные черты человека художнику не интересны, он стремится в картинах передать общую атмосферу восхищения природой и её мощью. Молодой художник первые годы рисует карандашом и пером, для которого с середины XVIII века используется специальная краска морского органического происхождения под названием сепия. Эта графическая техника давала коричневые оттенки, более мягкие и естественные. Так написан первый автопортрет художника, созданный около 1800 года.

После учёбы

Странник над морем тумана 1818 г.
Странник над морем тумана

По окончании курса изобразительного искусства в Копенгагене в 1798 году Фридрих возвращается в Германию. Он объездил много городов, прежде чем решил остановиться в Дрездене, центре немецкой культуры в то время. Здесь он находит единомышленников, художников-романтиков, знакомится с поэтами, философами. На берегах и островах Балтийского моря, куда он неоднократно ездил в поисках вдохновения и мотивов, он встречает будоражащие его пейзажи, делает наброски. Открывает для себя горную Германию и Саксонскую Швейцарию – горы также волнуют молодого художника. Часто бывает дома, в родном Грайфсвальде.

Первый успех, знакомство с Гёте

Важным для Фридриха как художника стал 1805 год – он выиграл в творческом конкурсе, который учредил знаменитый философ и литератор Иоганн Вольфганг Гёте. В Дрездене конкурс проводился ежегодно и стал для Фридриха стартовой площадкой. Двум выполненным сепией работам, которые выставил художник, жюри присудило высшие оценки. Оба рисунка окрылённый успехом Фридрих передал в дар именитому учредителю конкурса, великому Гёте. Так было положено начало многолетней дружбы двух философов, литератора и художника.

Масляная живопись

Фридриху было почти сорок лет, когда он решился привнести красок в своё творчество, он взялся за масляную живопись. Первые же работы вызвали интерес коллег и публики, наряду с критикой звучали похвалы. Работа маслом вдруг выявила у художника огромный потенциал, собственный взгляд и проявление себя через искусство по-новому, что вызывало споры и было интересно многим. Появление картин «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» на выставке в 1810 году способствовало закреплению успеха художника у публики, сами произведения стали шедеврами. Их для своей коллекции приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III. Автор кроме почестей и материального вознаграждения получил членство в Берлинской академии искусств.

Война и психологический кризис

В боевых действиях 1812 года Прусское королевство принимало участие непосредственным способом – посылало войска для участия в наполеоновском походе на Россию – Фридрих-Вильгельм III надеялся получить дополнительные земли для прусского народа. Одновременно офицерами-патриотами был образован русско-немецкий легион, воевавший против французов. После разгрома в России король примкнул к антинаполеоновской коалиции. Вся эта военная чехарда лишила популярного художника королевской поддержки, тому было не до живописи. Кроме того, перемены на родине, невыполненные обещания короля народу добавили смятения в душу художника. Психологический кризис нашёл отражение в его работах этого периода, и без того отличающихся настроением созерцания и одиночества.

Женитьба

Восход луны над морем 1821 г.
Восход луны над морем

В кругу родных и друзей Фридрих давно считался человеком со странностями, нелюдимым и замкнутым. Вдруг в 1818 году 43-летний художник женился, чем очень удивил людей, знакомых с особенностями его характера. Внезапный порыв оказался счастливым: молодая жена, которой было чуть за двадцать, поддерживала и понимала мужа, часто ему позировала. Каролина привнесла в обособленную жизнь художника покой, в дом уют, в творчество вдохновение. В семье появилось трое детей.

Расцвет творчества, востребованность

Пик популярности пришёлся на 1820-е годы: он уважаемый профессор и почитаемый мастер, преподаёт в Дрезденской академии художеств, пишет теоретические рассуждения и умозаключения об искусстве, с его мнением профессионала считаются. В эти годы Фридрих плодотворно пишет, создавая шедевры в узнаваемом, присущем только ему, индивидуальном стиле.

Особенности живописного языка Фридриха

К середине жизни художник после некоторых исканий окончательно утвердился в своей манере письма. Стиль его можно описать несколькими словами: трагичность, созерцание, загадочность, меланхолия… Упоительная и возвышенная красота его пейзажей заставляет зрителя замирать в раздумьях, а присутствие каких-либо фигур, которые вовсе не главные на картине, главное – природа, делает зрителя соучастником и действительным очевидцем завораживающих видов. Фридрих, философствуя с кистью, заставлял задумываться о вечном и зрителей. Особенно понятно его творчество зрелым людям, с жизненным багажом, для которых произведения художника подобны медитативным пособиям.

Последние годы

Мечтатель 1820—1840 г.
Мечтатель

В 1825 году случился первый инсульт. Физически от него художник полностью оправился, двигался самостоятельно, но появились некоторые странности, свидетельствующие о нарушениях мозговой деятельности. Были они редкими и не мешали художнику работать с полной отдачей и создавать настоящие шедевры.

В 1835 году после второго инсульта пришлось на время оставить масляную живопись и вернуться к истокам: карандашу и сепии. Но творческий дух никогда не покидал художника, работы последних лет жизни удивительно пронзительны.

Умер великий художник-философ 7 мая 1840 года в Дрездене, в кругу семьи, не нажив никакого состояния. Главным его богатством были уникальный талант и семья.

Самые известные картины

Работы Фридриха изумительны, вот уже более двухсот лет они неизменно пользуются любовью думающих и рассудительных. Поэтическими и одухотворёнными пейзажами мастера, к счастью, можно полюбоваться не только в музеях мира, но и с помощью интернета.

Каждое его произведение достойно пристального внимания. Наиболее известны:

  • «Пейзаж с радугой» (1809),
  • «Странник над морем тумана» (1818),
  • «Восход луны над морем» (1822),
  • «Двое, созерцающих луну» (1824-1830),
  • «Этапы жизни» (1835),
  • «Мечтатель» (1836-1840)

и другие – аллегорические пейзажи Фридриха, полные влажного воздуха и загадочного тумана, лунного света и закатных солнечных лучей, всегда будут напоминать человеку, что он лишь песчинка на фоне прекрасной, величественной и могучей природы.

 

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector