Жак-Луи Давид – зеркало истории, биография художника

Художники разных стран

Жак-Луи Давид – французский художник, автор полотен в жанре исторической живописи, работы которого многозначительны как отражения эпохи.

Происхождение и детство

Родился в Париже 30 августа 1748 года. Отец Морис-Луи Давид занимался коммерческой деятельностью, торговля железом приносила семье хороший доход, позволивший устроить сына в престижный частный пансионат. Особенностью его было преподавание здесь древних языков, а также истории, анатомии. Ученикам давались и базовые знания по рисованию, что впоследствии очень помогло в выявлении способностей ребёнка. В 9-летнем возрасте мальчик потерял отца, который погиб на дуэли.

Опекуны принимают участие в судьбе

Осиротевший, совсем ещё ребёнок, Жак-Луи попал под крыло к своим дядюшкам, братьям матери, которые были успешными архитекторами и имели обширные связи. Они разумно предположили, что из племянника может вырасти достойный продолжатель династии и устроили его на учёбу в Академию св. Луки. Через некоторое время выявилось тяготение юного художника к живописи, архитектура его интересовала значительно меньше. Тогда внимательные попечители организовали встречу племянника с Франсуа Буше, в недавнем прошлом главным придворным художником, с которым они находились в дальнем родстве. Буше из-за проблем со здоровьем не смог лично заниматься с подающим надежды мальчиком и дал тому рекомендации в адрес Жозефа-Мари Вьена, известного мастера того времени.

Отец в жизни художника

Потеряв отца в раннем возрасте, Жак-Луи имел очень смутные воспоминания о нём. Но всю жизнь тосковал по незримому отцу и беспрестанно искал замену ему, примеряя эту роль к своим старшим наставникам, товарищам. Как, например, к Мишелю-Жан Седану, учёному секретарю академии, где учился начинающий художник. Седан, видя старания и явные задатки Давида, приглашал его к себе в дом и относился совершенно по-отечески.

Жак-Луи был неподдельно счастлив, когда в детстве слышал от родственников о схожести его картавости с отцовской. Став взрослым, будет тайно радоваться своему шраму на лице, полученному в результате дуэли, что важно. Этот факт на подсознательном уровне будет сближать художника со своим рано ушедшим отцом и напоминать о нём.

Годы обучения в Париже

1766 год – поступление в Королевскую Академию живописи и скульптуры, именно в мастерскую Вьена, который после нескольких лет в Италии был увлечён античностью. Её принципы он прививал своим ученикам. Обучаясь здесь, Давид лелеял мечту – получить Римскую премию, что дало бы возможность продолжить обучение в Италии. Раз за разом он проваливает все попытки. Даже получение специальной награды не позволило ему выиграть гран-при, чему виной подковёрные игры. Раздавленный несправедливостью и тщетностью своих попыток, Давид решает покончить с жизнью. Ворвавшийся преподаватель Жан Седан, поддерживающий дарование и сочувствующий молодому художнику, смог найти слова утешения и убедить его в собственном таланте и будущих победах.

В Италии

Пятая попытка увенчалась успехом и в 1774 году Жак-Луи Давид едет в Рим в сопровождении теперь уже директора Французской академии Жозефа-Мари Вьена. У того воспитательная миссия: надо разобраться с жалобами на безнравственное поведение студентов. А Давид только прибавил проблем: отказался жениться на забеременевшей от него итальянке. Пришлось Вьену щедро заплатить девушке, чтобы спасти Жака-Луи от тюрьмы. Но тому и правда не до женитьбы: вокруг столько впечатлений, возможностей – творчество овладевает им полностью.

1774 -1780 годы – Французская академия в Риме и углубленное изучение античного искусства, направленное на овладение приёмами и совершенствование техники мастеров эпохи Возрождения.

Плоды античности

В Париж Давид вернулся новым художником. Прежние робкие попытки наследовать барокко, перепеть рококо сменились свежим стилем, основанном на античной классике, которую художник боготворил. Вскоре этот стиль ясных линий и однозначной композиции получил определённое имя – неоклассицизм.

С 1781 года Давид регулярно выставляется на луврских Салонах. Здесь демонстрируются несколько удачных эскизов и картин на античную и современную тему. Давид заслуживает благосклонных отзывов Дидро, авторитетного критика эпохи. Французской публике явно по душе творчество живописца Давида. Она мечтает о справедливости, объединении нации и республике, античный антураж её не обманывает: за древнеримскими сюжетами публика ясно угадывает иносказательные намёки на будущее величие Франции. Художник Давид быстро становится популярным, появляются последователи и заказчики.

Переплетение личной жизни и политики

1782 год – женитьба на Шарлотте Пекуль, дочери состоятельного королевского подрядчика по строительству и сестре друга по учёбе. Отец Шарлотты сам был инициатором свадьбы, обратив внимание на популярного молодого живописца. Шарлотта стала единственной настоящей любовью художника на долгие годы. Впрочем, у пары была серьёзная размолвка на политической почве: уже имея четырёх детей, Шарлотта ушла от мужа, когда ей стали известны результаты голосования на Конвенте, законодательном органе революционной Франции. Тогда за казнь короля Людовика XVI свои голоса отдали 361 депутат, а против – 360. Один голос, как тонкая ниточка, на которой висела исключительная, совершенно особая человеческая жизнь, воплощающая в себе монархию. «За» проголосовал убеждённый якобинец Жак-Луи Давид. Шарлотта, непоколебимая роялистка, решительно покинет этого человека, чужого по убеждениям.

Спустя годы, в период падения Якобинской диктатуры Шарлотта сделает всё возможное для спасения Жака-Луи от гильотины и пара вновь воссоединится. На этот раз уже навсегда, до смерти живописца в 1825 году. Шарлотта, овдовев, проживёт всего год.

Зенит славы – призыв к действию

В 1785 году Салон невероятно взбудоражен «Клятвой Горациев». Это была настоящая сенсация. Работа стала метким попаданием в самую больную точку французского общества, которое к тому времени было в высшей степени наэлектризовано и озлоблено властью. Близость перемен витала в воздухе: монархия всё больше считалась устаревшей формой правления, революционные настроения звучали всё громче. «Клятва Горациев» с её пылом и духом братской борьбы, когда не страшно и умереть за Отчизну, сыграла роль воззвания к народу, стала кличем, призывающем к действию.

Давид и революция

Давид примыкает к революционерам: разделяя взгляды и убеждения якобинцев, в высшей степени уважительно относится к их лидерам Марату и Робеспьеру. В политические хитросплетения художник особо не вникал, но своей тонкой чувствительной кожей творческого человека чувствовал порывы общества в борьбе за справедливость и искренне вдохновлялся ими. После революции стал членом Конвента – нового законодательного органа Франции. Теперь, на лидерской позиции он получает возможность проводить реформы в художественной жизни своей страны: Академию преобразовать в Коммуну искусств, а Лувр, фонды которого благодаря Давиду значительно выросли, – в национальный музей. По ходатайству художника директором Лувра стал мастер рококо, пожилой уже Фрагонар, которого новая власть уже списала со счетов.

В 1793 году Давид решительно поддержал казнь Людовика XVI (Louis XVI), считая, что король Франции предал национальные интересы. В этом же году был убит один из лидеров якобинцев и идеолог Революции Марат: его заколола кинжалом Шарлотта Корде, аристократка и жирондистка (сторонница противоборствующей якобинцам партии). Художник, узнав новость, через два часа был уже на месте преступления, чтобы сделать наброски, запечатлеть страшную реальность для истории.

Но со временем паутина якобинского террора была разорвана: в 1794 году казнён Робеспьер. Давид как сторонник попал в тюрьму. В застенках родился невероятный по напряжённости автопортрет: стеклянный взгляд и напряжённые скулы человека, которого ждёт гильотина. К счастью, жена бросилась выручать оставленного мужа, что стоило огромных усилий. Давида отпустили.

Разворот на 180 градусов и Наполеон

Поначалу Жак-Луи Давид дезориентирован, безучастен к политике и общественному признанию. Но в 1797 году в Париж величественно и пышно въезжает Наполеон. Став свидетелем этого помпезного зрелища, Давид-художник потрясён до глубины своей чуткой, измученной души. И начинается новый период в жизни.

Оказывается, Франция и французы были не готовы принять такую свободу, какая сформировалась правлением якобинцев. Удивительно, но девять лет спустя после казни Людовика XVI и в его лице самой монархии Жак-Луи Давид будет искренне восторгаться Наполеоном и с ликованием поддерживать его восхождение на трон. Когда-то художник своими картинами вдохновлял французов на революцию, сейчас он ярый поклонник императора-самозванца. Пропаганда Французской империи, в основе которой безграничное восхищение корсиканцем, буквально влюблённость в него, теперь полностью захватила всю энергию художника. Он становится первым художником Французской империи, беззастенчиво во всеуслышание признавая Бонапарта своим кумиром и восхищаясь сочетанием римского профиля с обаянием власти. В этот период жизни живописец много и с особым удовольствием пишет императора. Вообще в эти годы художник уверен в себе, гордится близостью к власть имущим и громко заявляет об удовлетворении жизнью.

Последние годы

В 1815 году после поражения при бельгийской деревне Ватерлоо Наполеон вернулся в Париж и отрёкся от престола. Чтобы избежать политических гонений, Давид уезжает в Бельгию. В последние свои годы пишет портреты некогда имеющих вес в обществе единомышленников по Конвенту, ныне таких же изгнанников, как сам художник, да вспоминает мифологические сюжеты. Умер Жак-Луи Давид в Брюсселе в 77 лет (29 декабря 1825 года) от инсульта.

Картины живописца

Картины художника экспонируются в музеях Франции, Бельгии, Италии, Польши, США, России.

Самые известные из них:

  • «Смерть Сенеки» (1773, Малый дворец, Париж);
  • «Клятва Горациев» (1784-1785, Лувр, Париж);
  • «Автопортрет с тремя воротниками» (1791, Уффици, Флоренция);
  • «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель);
  • «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Париж);
  • «Коронация Наполеона» (1805, Лувр, Париж);
  • «Раздача императорских знамён» (1810, Версаль) .

Есть в галерее художника незаконченные картины, эскизы, рисунки и наброски. Точно известно об умышленном уничтожении оригинала «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» дочерью героя картины, который голосовал также за казнь Людовика XVI. Да, в те времена во Франции неистово и безжалостно бился кровавый пульс энергий и страстей, превратив, как и всякая революция, страну в страшное месиво. Поэтому полотна исторического живописца Жака-Луи Давида, свидетеля и активного участника многих знаковых, судьбоносных событий, представляют не только высокохудожественную ценность, но и значительную эпохальную.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector