Франсиско Гойя – зеркало Испании конца XVIII – начало XIX века

АвтопортретФрансиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник эпохи Просвещения, ключевой в истории европейской культуры. Испания XVIII – начала XIX века — арена болезненных реформ, бунтов, кровавых войн и деспотизма. Франсиско Гойя как гражданин и сын отечества остро переживал происходящее в стране, чему служат подтверждением его полотна и гравюры.

Ранняя биография и годы в Сарагосе

Франсиско де Гойя, родившийся в 1746 году, 30 марта, был третьим сыном в средней по достатку семье: отец его Хосе Гойя известный и авторитетный мастер по золочению соборных элементов и изваяний. Будучи простолюдином, отец передал сыну упорство и трудолюбие и научил его без иллюзий смотреть на жизнь. Мать Грасиа Лусьентес из благородной, но бедной семьи.

Малая родина будущего художника – северо-восточный испанский город Сарагоса, в деревне под которым прошли первые годы его жизни. В возрасте 13 лет Франсиско поступил на учёбу в мастерскую сарагосского художника Хосе Лусана. Уроки живописи не так занимали подростка, как страстные испанские танцы, серенады и бесконечные драки – Франсиско был настоящим горячим представителем своего народа, агрессивным и безапелляционным. Он рос, мужал, при этом никогда не расставался со своим ножом, даже в мастерской. Его темперамент и взрывной характер доставляли немало хлопот и беспокойства семье и учителю. Никакому влиянию он не поддавался, надо было направить его энергию и переключить внимание.

После 7 лет, проведённых в мастерской Лусана, с подачи самого живописца Франсиско решается на поездку в столицу в надежде поступить в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо.

Гойя в Мадриде

В начале 1764 года Гойя как конкурсант терпит провал: никто из жюри не проголосовал за его работу. Живописная копия статуи Силена из гипса академикам не понравилась. Горячий Гойя был в бешенстве, он возненавидел слепки и статуи.

Но через два года совершает следующую попытку. На этот раз конкурсные работы должны содержать сюжеты, связанные с испанским королём XIII века Альфонсо Х Мудрым и подвигами героев XVI века. Эта тематика также не находит отражения в душе художника. А при отсутствии вдохновения сложно создать нечто особенное, к тому же странный, несколько фантазийный стиль конкурсанта не был понят и оценён членами жюри – сторонниками академической живописи.

Жизнь Гойя в Мадриде – это не только конкурсы и подготовка к ним. Никуда не делся его характер: общительность и задиристость Франчо вовлекали его в шумные сборища и многочисленные дуэли, а ловкость и смелость были залогом многочисленных побед, в том числе и в любви.

Упрямство, воля и уверенность в собственных силах на любом поприще не оставили его и после попыток покорить Академию Сан-Фернандо: друзей у Гойя много, побед в драках и дуэлях хоть отбавляй, успеха у девушек тоже. Значит, обязательно будут победы и в профессии, пусть другим путём и позже, но живопись – его настоящее и будущее, и нет сомнений, он ещё о себе заявит этому миру.

С такими мыслями Франсиско Гойя с группой матадоров отправился в Италию.

Итальянский период жизни

Покорение Вечного города началось с «покорения» вершины Собора Святого Петра – сюда Гойя влез, чтобы оставить на куполе свои инициалы. Этот храбрый матадор, горячий драчун и пылкий любовник жаждал признания и славы как живописец, и здесь, на вершине римской святыни заявлял об этом.

В период 1766 – 1771 годы художник много изучает манеры итальянских живописцев, средства их работы, сам пишет и копирует именитых мастеров Италии.

Назвавшись римлянином и одним из учеников Байеу, художника из Академии Сан-Фернандо, Франсиско Гойя стал участником конкурса, объявленного Пармской академией. Картины конкурсантов должны быть античной тематики. Молодой художник с увлечением и даже страстью принялся за работу. На этот раз старания не прошли даром: картине Гойя присуждена вторая премия Пармской Академии художеств благодаря шести голосам членов жюри. Несмотря на упрёки в резкости тонов жюри отмечено, что автором мастерски передан «грандиозный характер» фигуры Ганнибала.

В том же 1771 году, набравшись опыта в Италии, Франсиско возвращается в родную Сарагосу.

Возвращение в родной город

Здесь буквально сразу молодой художник получает предложение участвовать в росписи самого крупного храма Сарагосы Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Гойя берётся за работу, выполненные эскизы получают одобрение и до середины 1772 года Франсиско увлечённо выписывает на потолке в базилике фреску «Поклонение имени Бога». Капитул (коллегия, совет) церкви был восхищён этой работой. Незамедлительно поступает следующее предложение: роспись оратория (помещения для молитв) дворца Собрадиэль. Появились у молодого дарования и знатные покровители, во власти и силе которых была существенная помощь в продвижении и применении таланта. В это время Гойя стал зарабатывать уже в разы больше своего учителя.

Женитьба

В середине 1773 года Гойя женился на сестре одного из своих влиятельных друзей Франсиско Байеу. Хосефа к концу года родила первенца, который прожил совсем недолго. Всего из множества детей (по разным сведениям, детей и беременностей было от 5 до 20) только один мальчик выжил, остальные умерли в младенчестве. Сын Хавьер (1784-1854) сначала пошёл по стопам отца, тоже пытался стать художником, но вероятно он был лишён отцовской воли и упорства, ничего из него не вышло.

Гойя оставался в браке с Хосефой до смерти жены в 1812 году и написал всего один её портрет. Верным и любящим супругом он не стал: всю жизнь его влекли уличные плясуньи, а позже и придворные аристократки. А жена, страдая от постоянных измен мужа, всю жизнь будет переживать за него и бояться, что вот-вот за ним придёт инквизиция: ведь с течением лет в работах художника всё больше проступают откровения и радикальная критика общества.

Возвращение в Мадрид

Тесно и скучно становится амбициозному художнику в Сарагосе. Он рвётся в Мадрид, к тому же по протекции приятеля, служащего при дворе Карла III художником, Франсиско Байеу появляются заманчивые перспективы. Обосновавшись у него, Гойя открывает для себя новые возможности. Первым заказом становятся картоны – рисованные заготовки для серии так называемых шпалер или гобеленов – безворсовых настенных ковров для королевской семьи. Идиллические изображения охотничьих и прочих сцен пользуются при дворе большой популярностью. Эта работа увлекает художника, он создаёт 5 удачных композиций.

Популярность растёт

Коммуникабельность Франсиско помогает ему всё больше обрастать полезными знакомствами. Список его покровителей расширяется вплоть до самого короля. Выполнение следующего королевского заказа – серия панно для одного из залов дворца упрочает положение и авторитет художника.

Он занимается гравировкой картин Веласкеса, создаёт ещё 20 картонов для дворцовых спален и гостиных, пишет картины. В 1780 году Гойя расписывает купол собора дель Пилар, в 1781-м – церковь св. Франциска Великого. Он всё чаще пишет портреты аристократов и членов их семей, многие из которых на десятилетия становятся постоянными заказчиками.

Путь к Королевской Академии теперь открыт: сначала он её член, а с 1785 года вице-директор. Следующий год приносит звание королевского художника.

Гойя продолжает писать портреты, пейзажи, жанровые полотна, автопортреты, создавать картоны. Его ценят и почитают.

Смена власти и ситуации в стране

В 1789 году Карлом IV, следующим монархом, вставшим на престол, Гойя назначен придворным художником. Но в портретах королевских особ он не находит вдохновения и пишет их без энтузиазма. Наступает время перемен: двор напряжённо следит за событиями в соседней стране – за Французской революцией. Теперь не до украшения дворцов.

Начинаются гонения на просвещённых испанцев, многие друзья художника арестованы или сосланы. Гойя также столкнулся с интригами и был отправлен в Валенсию, якобы отдохнуть. Вернуться, укрепить своё положение при дворе и возобновить работу ему помогло вмешательство Байеу.

Отношения с Байеу

Простыми эти отношения не были никогда. Частые ссоры происходили из-за бесконечных поучений и замечаний со стороны Байеу, который призывал Гойю к сдержанности и аккуратности в красках и линиях, ставя в пример других художников. Гордый и дерзкий Гойя кипел от возмущения, но сам понимал, что неплохо бы научиться сдерживать свой гнев.

Все ссоры заканчивались примирением, и приятели продолжали совместную работу, часто выручали друг друга.

В 1795 году Франсиско Байеу умирает, Гойя выставляет его неоконченный портрет в Королевской Академии. С этого времени он получает здесь должность директора отделения живописи.

Болезнь

В 46 лет Гойя, испросив 2-месячный отпуск, уехал в Андалусию поправить здоровье. Художник давно плохо себя чувствовал, состояние обострилось в Кадисе, за чем последовал удар и его парализовало. Точный диагноз не известен, вероятно, длительные проблемы со здоровьем связаны с перенесённым в 1777 году сифилисом. Через какое-то время Гойя оправился, но последствия были необратимы: головные боли с головокружениями и шумом в ушах, ухудшение зрения, дрожь в мышцах и полная потеря слуха. Оставшиеся 36 лет он проведёт в полной тишине.

Глухота и обострение чувств

Летом 1793 года Гойя вернулся в Мадрид. Разворачивалась война с Францией, художник по заказу писал портреты испанских командиров.

Изменение физического состояния не могло не повлиять на творчество мастера: жизнерадостные краски и сцены мирной жизни сменились ужасами и гротеском. Тогда родилась объёмная серия из 80 работ под общим названием «Капричос». Вместо королевских особ, святых и соблазнительных мах разум художника теперь захватили демоны и призраки. Но вмешалась инквизиция и картины были запрещены.

В жизни художника обострилась и потребность в любви. Между Гойей, которому под 50, и молодой герцогиней Альбой вспыхивает роман. Сохранилась записка художника другу: «Теперь наконец я знаю, что значит жить!» Он пишет множество её портретов, страдает, сгорает страстью, Альба наслаждается властью над пылким мастером и своими чарами опутывает его ещё глубже. Эта игра продолжалась семь лет.

Гойя в начале XIX века

Монархи по-прежнему заказывают художнику множество одиночных и групповых портретов, пишет он и картины для себя. В 1802 году умерла его покровительница герцогиня Альба. С этого времени до 1808 года двор перестаёт делать заказы, и художник пишет портреты частным лицам, а также полотна, отражающие резонансные события в обществе.

Потрясения войны

Французская оккупация, Мадридское восстание и партизанская война – царящий в стране хаос привели Гойю к созданию офортов «Бедствия войны». Ненависть к её ужасам и сострадание к жертвам в сюжетах офортов наполнены политическим подтекстом. Страну рвали на части и топили в море крови – это не могло оставить равнодушным великого художника.

Самые известные картины

Любимого жанра у художника не было. За свою жизнь он написал не менее 500 картин, среди которых и пейзажи, и портреты, и натюрморты, множество картин, изображающих праздничную и повседневную жизнь испанцев. По его полотнам можно изучать Библию и историю. Особенностью Гойи как живописца являются крайняя убедительность и достоверность изображения человеческих пороков. Жестокость и безумие на его полотнах максимально реалистичны и тем страшны.

Наиболее известные произведения:

  • 3 мая 1808 года в Мадриде (казнь мадридских патриотов);
  • Сатурн, пожирающий своего сына;
  • Обнажённая Маха;
  • Капричос (серия гравюр, критикующих общество);
  • Бедствия войны (цикл из 80 гравюр);
  • Тонущая собака;
  • Семья Карла IV;
  • Великий Козёл;
  • Автопортрет с доктором Арриета.

На самом деле список можно продолжать долго. Большинство полотен мастера хранятся в испанских музеях.

Последние годы жизни

В 1819 году под Мадридом Гойя купил поместье «Дом Глухого». Здесь он также много пишет.

В 68 лет новая любовная история вольёт в измученное болезнями тело свежую струю жизни. Художник сбежит во Францию с 28-летней красавицей. И даже ещё родятся дети.

В Бордо Гойя создаст свой последний шедевр «Молочница из Бордо». Здесь великий мастер и умер 16 апреля 1828 года.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector