Немецкий художник-экспрессионист Франц Марк появился на свет в 1880 году. Он основал вместе с другим известным представителем экспрессионизма Василием Кандинским художественное объединение и альманах “Синий всадник”. Однако в историю немецкого и мирового искусства вошли и картины Франца Марка, отличающиеся особым взглядом на реальность и необычной, насыщенной цветовой гаммой.
Биография художника
Франц Мориц Вильгельм Марк — именно так звучит полное имя немецкого живописца — появился на свет в четвертой четверти XIX века. В тот период родной для художника Мюнхен был достаточно развитым немецким городом. Поэтому, несмотря на то, что семья у него была не слишком обеспеченной, перспективы у мальчика были. Ими он и воспользовался, когда подрос. Но обо всем по порядку.
Детство и ранние годы
Франц Марк родился 8 февраля в семье отца-юриста и матери-кальвинистки, посвятившей себя обустройству дома и воспитанию детей. Вильгельм Марк — так звали родителя художника — также занимался созданием пейзажей. А мать, точной информации об имени которой нет, была родом из Эльзаса, но выросла во франкоязычной Швейцарии. Такое происхождение привело к тому, что дети знали несколько языков.
Помимо Франца в семье был старший сын Пауль. Несмотря на теплые отношения между мальчиками, у них с детства были разные цели и мечты. Пауль видел себя в истории и культурологии, поэтому он стал ученым-византинистом. Братья сохраняли близость после поступления в университет. Так, они вместе ездили в Салоники, в которых у Пауля проходила практика. Для Франца поездка была важна, поскольку дома он боролся с “тревогой, которая притупляла чувства”.
Образование
Долгое время замкнутый мальчик говорил, что хочет посвятить себя Богу. Поэтому он выбрал для себя теологию и философский факультет Мюнхенского университета. Мать, глубоко верующая немка, поддерживала выбор сына. И осудила его, когда Франц понял, что выбрал не тот путь.
После прохождения военной службы молодой человек заявил, что не собирается продолжать обучение по богословской и философской специальности. Биографы до сих пор гадают, что подтолкнуло Марка к такому решению — было очевидно, что семье будет сложно принять такое решение. Лояльно к нему отнесся только старший брат Пауль.
В 1900 году будущий немецкий экспрессионист начал обучение в престижной Мюнхенской Академии Художеств. Там он числился и занимался до 1903 года у двух мастеров — германского академиста Габриэля фон Хакля и популярного иллюстратора той эпохи Вильгельма фон Дица.
Карьера, выставки и встречи с соратниками
Сразу после окончания Академии молодой творец отправился в соседнюю Францию. Там он испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма, в частности с живописью Ван Гога и Гогена. После второй поездки, которая состоялась в 1907 году, художник начал серьезно изучать анатомию животных — именно им посвящена большая часть творчества.
Еще в десятые годы Франц Марк разрабатывал собственную теорию цветов. По мнению художника, у них были уникальные значения. К примеру, синий воплощал для него “мужское” и “аскетическое”, желтый — “женское начало” и чистое счастье, а красный — грубость и трудности.
Об этом он писал Августу Макке, близкому другу и соратнику. Именно он призвал художника вступить в “Новое мюнхенское художественное объединение”, которым руководил Василий Кандинский. Правда, с ним Франц Марк встретился только через год, в феврале 1911 года.
Однако объединение довольно быстро раскололось. Это привело к объединению Марка, Кандинского и Макке в “Синего всадника”. Благодаря объединению Франц Марк выставлялся в Тангаузере в Мюнхене. А еще он принимал участие в создании альманаха про искусство.
В поздние годы творчества ценности Марка поменялись. Он познакомился с Робером Делоне, одним из основоположников орфизма. В этот период живопись немецкого художника стала более абстрактной. Линеарные эффекты стали доминировать над кубическими формами.
Личная жизнь
Личная жизнь у мужчины была довольно сложной. Боровшийся с депрессией, которую во многом вызвала деспотичная мать, он пытался отвлечься своей семьей. Поэтому Франц Марк пошел на помолвку в 1907 году. Об этом решении он долго сожалел. В итоге мужчина сбежал из города в Париж за день до свадьбы, получив еще больше осуждения от матери и всей родни. Однако в итоге брак был заключен — мать настояла на возвращении молодого человека. Супругу звали Мария Шнюр.
Вторую жену звали Мария Марк. По рождению — Берта Полина Мария Франк. С ней у художника был бурный роман еще во времена, когда он состоял в браке с первой женой. Только в 1911, после развода, он смог узаконить отношения с немецкой художницей. Известно, что весну 1914 года они провели в Риде, недалеко от Кохель-ам-Зее, в собственном просторном доме, о котором они мечтали несколько лет.
У Берты и Франца была глубокая связь. Женщина тяжело переживала потерю мужа, но смогла найти в себе силы, чтобы взять на себя управление имением. Ее же стараниями были опубликованы письма Марка, его первая биография. А в 1916 году, незадолго после смерти, она организовала ретроспективную выставку его картин.
Участие в войне и гибель
Гибель художника произошла именно во время войны. Марк был мобилизован и писал многочисленные письма домой с фронта. В них он излагал свою эстетическую философию и сложный взгляд на войну. Также Франц Марк отправлял супруге свои рисунки. Их он делал в небольшом дорожном блокноте.
В марте 1916 года он был мгновенно убит осколком снаряда, попавшим ему в голову. Это произошло во время известной Верденской битвы. На момент гибели немецкому живописцу было всего 36 лет. Большая часть его творческих планов, которыми он делился с друзьями и супругой, так и не было реализовано.
Уникальные особенности творчества
Долгое время художник метался между кубизмом и футуризмом. Однако, в 1912 году, он окончательно отказался от причисления себя к одному из этих художественных направлений. Немецкий живописец полностью переключился на создание своих уникальных абстракционистских работ. За них, собственно, он и получил как славу, так и признание со стороны сообщества художников XX века.
Идеи художника
Немецкий художник всю жизнь изображал животных, считая их высшими существами. Он со времен своих первых поездок в картинные галереи Франции стремился научиться не просто изображать зверей, а давать зрителю видеть их глазами, чувствовать мир не по-человечески.
Это желание заставляло Франца Марка много часов проводить за созданием набросков. Или за простым наблюдением за движениями, языком тела. Такие занятия и приводили к тому, что художник часто выбирался на природу и посещал зоопарки. А еще очень много времени Марк проводил вместе со своей собакой. Он даже разговаривал с ней так, будто она способна полностью осознавать слова владельца.
В человеческой природе Франц Марк наоборот видел исключительно грязь, примитивность и жестокость. Именно поэтому человеческих персонажей на его работах почти нет. Некоторые считают, что эта позиция и вынудила его идти на войну. Война вызывала у Марка противоречивые чувства. С одной стороны, это был апогей бездуховности человека. С другой, она вела к физическому уничтожению людей. Много любопытных размышлений о явлении войны есть в письмах живописца.
Стиль живописи
Ранние картины немецкого импрессиониста не имеют яркой художественной индивидуальности. По ним видно, что на его становление как художника сильно влияли предшественники — французские постимпрессионисты, с творчеством которых он активно знакомился в Париже, в начале XX столетия.
Последние работы Франца Марка характеризуются насыщенной цветовой палитрой, кубистическими образами и контрастными цветовыми переходами. Обычно у работ, которые художник создавал незадолго до своей смерти, прослеживается тревожная атмосфера. Некоторые искусствоведы даже называют ее апокалиптичной.
Список картин
Художник считал, что воображение человека, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе. Это делает его работы достаточно уникальными, самобытными. Хотя, вряд ли можно было бы ожидать другого от раннего экспрессиониста. В список самых популярных картин немецкого художника входят:
- “Косули в камышах”, 1909 год. Косули в целом были одним из распространенных мотивов в творчестве Франца Марка. Сейчас эту картину, удивительно нежную для его творчества, можно найти в Новой Пинакотеке в Мюнхене;
- “Синий конь”, 1911 год. Это одна из популярнейших работ Марка, по которой его и узнают. Работу можно считать идеальным образцом восхищения Марка животными;
- “Сон”, 1912 год. Музей Тиссен-Борнемиса позволяет увидеть эту картину в постоянной экспозиции. Она значительно более примитивна и упрощена, чем более ранние работы Марка;
- “Судьба животных”, 1913 год. Эта картина посвящена вопросу влияния человека на животных, который по-настоящему волновал художника долгие годы. Находится она на территории Швейцарии;
- “Тироль”, 1914 год. Картина посвящена одноименному австрийскому региону. Метафоричная и яркая, она хранится в Государственной Галерее Современного Искусства, что находится в родном для Франца Марка Мюнхене.