Марк Шагал, биография художника

Марк шагал 1920 г.Марк Захарович Шагал, картины которого называют дивным божественном даром, чаще всего считается русско-французским художником еврейского происхождения. Жил в России, Франции, Америке. Автобиографию, «роман своей жизни», Шагал написал изначально на русском языке и посвятил России, Франция окрылила его кисть и подарила свободу творчества, Америка спасала в годы Второй мировой войны.

Детство в Витебске. Семья

Мовша Хацкелевич (имя при рождении) родился 6 июля 1887 года в бедном еврейском квартале на окраине Витебска. Этот дом на Песковатиках – так назывался район – сейчас дом-музей Марка Шагала. Тогда рядом были тюрьма, психбольница, поэтому при первой возможности семья переехала в другой район, где вокруг, по воспоминаниям Марка, располагались церкви, синагоги, лавки, заборы, старые постройки, «как на фресках Джотто». Отец Хацкель Мордухович Шагал с детства был определён своим отцом и дедом Марка, учителем в хедере, в рассыльные к торговцу селёдкой. Так здесь и остался на десятилетия рабочим и приказчиком. Мать Фейга-Ита Менделевна Чернина, маленькая активная женщина, без конца затевала перестройки, какие-то новшества, открыла бакалейную лавку, заботилась о многочисленных родных. В семье один за другим родилось восемь детей, Марк был старшим. Детство его прошло в окружении занятых делами и вечно хлопочущих дедушек, бабушек, тётушек, дядей да многочисленных приятелей, с которыми бегал на речку и играл в домино и городки.

Десятки детских интересов

В одном дворе с семьёй Шагала жил старичок, кантор и учитель. У него, кроме грамоты, Марк учился пению, по праздникам своим звонким сопрано оглашая всю синагогу, подрядившись помощником к этому церковному певчему. Пел громко, усердно, подумывая стать певцом и учиться в консерватории. Ещё один житель двора, приказчик скобяной лавки, вечерами давал уроки игры на скрипке. Марку эти занятия давались с трудом, но в детстве он подумывал стать и музыкантом – учитель-то хвалил. Бывая на свадьбах и других праздниках с танцами, Марк со своей «кудрявой шевелюрой» был неотразим, и тогда мечтал стать танцором. Случались дни и ночи романтического настроя, и он сочинял стихи, за которые также хвалили. «Не стать ли мне поэтом?» — думал Марк.

Гимназия

Позже были другие учителя, учившие грамоте и Писанию на дому. В 13 лет мать отвела его в гимназию. Евреев туда не принимали, но за 50 рублей Марка взяли сразу в третий класс. Учёба давалась ему нелегко, к тому же, волнуясь перед ответом, даже выучив урок, Марк начинал заикаться. Любимым предметом стала только геометрия, а на рисовании он был вообще королём. В гимназии по примеру одноклассника Марк увлёкся копированием иллюстраций из журнала «Нива». Первым стал портрет композитора Рубинштейна, потом Марк вошёл в азарт, копировал уже всё подряд. Приятель, увидев развешанные по стенам комнаты рисунки, похвалил Марка и назвал его малознакомым словом «художник». Позже, размышляя об этом, Марк вспомнил вывеску «Школа живописи и рисунка художника Пэна». Всё, отныне планам матери конец – приказчика или очередного бухгалтера в семье не будет.

Первый учитель-художник

День рождения

Какой-то художник в семье – мать отмахивалась и называла сына спятившим, когда он набрался смелости и сообщил о своём решении. В конце концов было решено сходить к Пэну, чтобы он оценил способности подростка. Учитель, взглянув на рисунки, отметил предрасположенность Марка. И тот, заплатив пять рублей, которые дал ему отец на два месяца учёбы, ходил в мастерскую, мечтая стать хотя бы таким же скромным мастером, как первый учитель.

Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937), выпускник Петербургской Академии художеств, открыл в Витебске школу в 1897 году. Она просуществовала до 1918 года. Шагал учился здесь совсем недолго, но всю жизнь испытывал тёплые искренние чувства к первому преподавателю, переписывался с ним.

За время учёбы начинающий, делающий первые, но такие страстные шаги художник осознал, что не хочет писать, как все, как надо, по-академически. Вдруг, единственный из всех учеников, полюбил фиолетовый цвет. Пэн удивлялся такой дерзости и разрешил ходить на занятия бесплатно.

Ученик фотографа

«Искусство никуда не убежит». Так говорил фотограф, к которому устроили Марка на работу. Он не платил жалования, но щедро кормил работников: хорошие порции супа, хлеба, мяса Марк будет частенько вспоминать после. Но глядя на обывательскую, добропорядочную жизнь самодовольного фотографа, ученику хотелось бежать куда подальше. Ретушировать фотографии, замазывая морщинки и веснушки, и делая всех одинаковыми, Марку было невыносимо скучно. Квартира, мебель, жена, дети – разве это цель в жизни?

В Петербурге

Наконец терпение лопнуло. Имея 27 рублей в кармане, единственные деньги от отца на художественное образование, и неодобрение родни, морально тяготившее Марка, в 1907 году он отправился в новую жизнь. Тогда по царскому указу евреи, не имея вида жительство, не могли жить в столице, и отец помог добыть справку, что сын поехал в Санкт-Петербург по поручению купца за товаром. Провалив экзамен в Училище технического рисования барона Штиглица, Марк был без экзаменов принят в школу Общества поощрения художеств сразу на третий курс. Через некоторое время стал стипендиатом, 10 рублей в месяц в течение года – это было целое богатство для бедного провинциала.

В Петербурге пришлось пережить много мытарств, поисков меценатов, выслушать сотни нравоучений, сменить уйму каморок и углов, поработать слугой у адвоката, даже посидеть в тюремной камере за отсутствие вида на жительство. Чтобы его получить, пришлось поучиться у мастера по вывескам. Учёба в школе Общества поощрения художеств Шагала совершенно не удовлетворила. Промучившись два года, он бросил её.

Затем, в 1909 году, поступил в школу Бакста Льва Самойловича (1866-1924), которая была единственной в столице на то время с явными европейскими веяниями. За уроки целых 30 рублей в месяц платили добрые люди, Марк упорно ходил на занятия и трепетно ждал похвал мастера. В этот период он понял, что в рисовании, как и в общем образовании способен учиться только с точки зрения получения новых сведений и общего развития. Но создавая художественный этюд, он должен следовать лишь своим инстинктам.

Знакомство с Беллой

Белое распятие

Бывая периодически на каникулах дома, Марк, уже свой среди витебской молодой интеллигенции, юношей и девушек, которые учились в Москве и Петербурге, познакомился с Беллой Розенфельд. Она была подругой Теи Брахман, в которой Марк видел будущую невесту. После встречи с Беллой пришло ясное осознание того, что именно Белла будет его женой. Чувства были взаимными, оставалось только подождать лучших времён для свадьбы.

Париж

Тем временем Бакст собрался с театром Дягилева в Париж. Набравшись смелости, Марк напросился с ним в качестве помощника декоратора. И в мае 1911 года на стипендию от известного депутата Винавера Максима Моисеевича, деятеля еврейского национального возрождения, Марк поехал в Париж. Кстати, именно здесь он перефразировал своё имя, стал представляться Марком. Кипучая художественная жизнь захватила его: интересные знакомства с художниками и поэтами, учёба, работа. Он влюбился в этот прекрасный город. Всё свободное время – в Лувре. Простор и непринуждённость – никаких рамок и требований, пиши, как видишь и чувствуешь! Кисть его стала послушна лишь внутренним импульсам –  счастье для художника.

Осенью 1912 года Шагал –  участник Осеннего салона. Тогда уже доминировал кубизм. По отзывам критиков, работы Марка Шагала, также иррациональные, тем не менее выгодно отличались от непонятных полотен в зале кубистов. 1913 год начался с первой персональной выставки Шагала в Париже, затем в Берлине.

Снова на родине

После успеха за границей художник отправился домой. Шло лето 1914 года. Встреча с родными и Беллой затянулась по причине начавшейся войны. Следующим летом сыграли свадьбу, а в 1916 году родилась Ида, любимая и единственная дочь и биограф своего отца. Последующие события в России развивались стремительно, ежегодно перенося художника на новые места. После революции, которая вначале воодушевила Шагала, он возглавил комиссариат по делам искусств в родной Витебской губернии, результатом стало открытие в городе в 1919 году художественного училища. В следующем году Марк уже в Москве, оформляет Еврейский камерный театр. В 1921 году художник преподаёт в еврейской школе-колонии для беспризорников. Авангард на первых ролях, и Шагал как будто счастлив. Но его всё чаще не понимают и обвиняют в том, что он не хочет меняться. В противовес слову «новатор» цепляют на Шагала обидное «староватор». Возводятся новые рамки и границы для искусства, Шагала эта ситуация душит.

Отъезд за границу. Париж

1922 год – до эмиграции оставалось несколько шагов: сначала выставка в Литве в сопровождении художника, затем Германия, и вот осень 1923 года Шагал с семьёй встречает уже в Париже. Французское гражданство бывшие российские подданные получили лишь в 1937 году. Но в эти годы у мастера есть всё: успех, востребованность, работа, любовь. На картинах по-прежнему любимая Белла и родной Витебск, где художник оставил кусочек сердца.

Америка. Потеря

В 1941 году, когда Францию уже контролировали нацисты, Шагал получил приглашение от руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в США на время войны. Но вернуться во Францию, как планировали, Шагалы не успели: в 1944 году скоропостижно умерла Белла, дорогая Муза художника. Он физически оставался живым, он дышал, двигался, но душевно умер вместе с любимой женой. Прошёл почти год, прежде чем Марк Захарович, окружённый заботой дочери, начал приходить в себя. Ида заинтересовала отца задачей проиллюстрировать книгу воспоминаний Беллы, которая навсегда осталась любимой женщиной художника.

Жизнь продолжается

Год спустя 58-летний Шагал увлёкся дочерью британского консула в Америке Макнилл-Хаггарда. Вирджинии было 30 лет, она родила художнику сына Дэвида, но крепкой семьёй пара не стала. После переезда в 1947 году во Францию Вирджиния от Марка ушла к другому, прихватив сына.

Летом 1952 года Шагал женился на Валентине Бродской, дочери богатого фабриканта и владелице модного салона в Лондоне. Вокруг пары ходило множество противоречивых слухов: Вава (прозвище новой жены) стала не музой, а коммерческим директором художника, из-за неё он рассорился с близкими. Но лучшим ответом на слухи будет тот факт, что Шагал вновь много писал, жену в том числе, а значит, пришло вдохновение. Беллу он изображал на фоне Витебска, Ваву – на фоне Парижа.

Творчество с 1960-х и последние годы Шагала

Над городом

С 1960 года Шагала интересует в основном монументальное искусство (мозаики, витражи), а также скульптура, керамика и гравюры. С этого времени правительства Израиля, Америки, многих европейских стран делают заказы по оформлению официальных зданий, храмов и синагог. Он расписывает плафон парижской Гранд Опера, создаёт великолепные большие панно в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, пишет холсты и эскизы костюмов и масок для театра, украшает здание Национального банка в Чикаго мозаикой…

В Ницце для Шагала строят дом с просторной мастерской, в него художник переезжает в 1966 году.

В 1973 году по предложению Советского Союза в Третьяковской галерее была организована выставка Шагала. Мастер приехал с визитом в Москву и Ленинград, передал в дар несколько работ. От посещения Витебска отказался.

В 1977 году Марк Захарович Шагал получил высшую награду Франции – Большой крест Почётного легиона. В честь этого события, а также 90-летия мастера и вразрез существующим правилам (выставлять художественные и исторические реликвии) в Лувре состоялась грандиозная выставка работ именитого художника.

Умер Шагал 28 марта 1985 года во французской провинции Сен-Поль-де-Ванс, покоится на местном кладбище.

Творчество и известные произведения Марка Шагала

Марк Шагал прожил длинную жизнь, творческий стержень которой заключался в неразрывном сплетении его национального самоощущения и природного дарования. На веку Шагала менялись эпохи, власти, страны и континенты. Неизменной оставалась только жажда творчества. Нет точных данных о количестве работ художника, как и полного их каталога, но мастером создано просто огромное количество произведений в уникальном стиле.

Самые известные картины:

  • «Я и деревня» (1911),
  • «Париж через окно» (1913),
  • «Над городом» (1914-1918),
  • «День рождения» (1915),
  • «Уличный скрипач» (1912-1913),
  • «Влюблённые» (1928),
  • «Белое распятие» (1938),
  • «Три свечи» (1938-1940),
  • «Невеста» (1950),
  • «Букет цветов» (1982) …

Листая работы Шагала, действительно не перестаёшь удивляться своеобразной экзотике видения действительности и странной фантазии автора. Какое счастье для миллионов любителей нетривиальной живописи, что маленький еврейский мальчик из Витебска сумел расправить крылья в Париже и взлететь над всем миром, став самым экстравагантным и оригинальным художником ХХ века.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector