Лев Самойлович Бакст, он же Леон Бакст, по рождению Лейб-Хаим Израилевич Розенберг – российский художник еврейского происхождения, родом с белорусской земли, вошедший в элиту Франции и покоривший Америку. Годы его жизни приходятся на период великих потрясений и преобразований на его родине и в Европе, конец XIX – начало XX века. Сам художник внёс настоящие потрясения в искусство.
Происхождение и детство
Родился в Гродно 27 января (8 февраля) 1866 года в еврейской семье строгого мировоззрения, чтящей веру, предков и семейные ценности. В семье воспитывалось четверо детей (у Льва был брат и две сестры).
Глава семьи был биржевым предпринимателем, мать из известных в светском обществе купеческих – её отец, Пинхус Розенберг, был купцом первой гильдии, поставлявшим сукно для царской армии. Ему, получившему за заслуги статус почётного гражданина Санкт-Петербурга, жал руку сам император Александр II.
Ещё ребёнком Лев часто бывал у деда в столице, позже сюда переехала вся семья. Здесь у него начал формироваться вкус, интерес к произведениям искусства и к живописи как основному занятию в жизни.
Первые шаги
Способности к рисованию определились, когда Лев учился в гимназии. Победа на конкурсе (рисовали портрет Жуковского) подтолкнула юного гимназиста оставить учёбу в 1883 году и резко изменить вектор своего развития – начинающий художник поступил в Академию художеств.
В Академии он не пропустил ни одного курса, виртуозно рисовал с гипса и с натуры, но закончить обучение не удалось. Комиссии очень не понравились экспрессия и новаторство работы на религиозную тему, подготовленной молодым художником на Серебряную медаль. Хотели выгнать просто так, но заступились Серов и другие именитые художники, и исключение из училища обосновали плохим зрением ученика.
Учёбу Бакст не оставил – посещал мастерскую Александра Бенуа, брал у него уроки живописи. С 1888 года начал работать – иллюстрировать детскую литературу, журналы.
Жил в большой квартире с братом и сёстрами (к тому моменту их родители развелись и занимались своей личной жизнью).
Раннее творчество
В 1889 году впервые принял участие в выставке как Лев Бакст – художник взял псевдоним, происхождение которого объясняется родственными связями (Бакстер – фамилия по материнской линии). С этого времени начал выставляться в разных обществах (акварелистов и др.).
С 1891 года Лев Бакст начинает путешествовать по Европе. В 1893-м ему удалось получить заказ, для выполнения которого требовалось находиться в Париже. Здесь он воспользовался возможностью продолжить обучение (в студии Жерома, а также в частной академии).
Работая в Париже до 1897 года, художник время от времени уезжал в Санкт-Петербург, где тесно общался с коллегами, сотрудничал с разными изданиями. Вокруг Александра Бенуа в то время сплотились единомышленники, любители искусства, которые организовали художественное объединение «Мир искусства». Главой его художественного отдела и стал Бакст.
Журнальная графика, станковая портретная живопись, особая манера работы с известными моделями принесли особую славу художнику. Так, его не устраивали обычная поза и сухое выражение лица человека перед ним. Баксту требовалось, чтобы портретируемый «был оживлён до экстаза», в чём ему помогал товарищ, без умолку рассказывающий интересные истории и анекдоты во время работы живописца.
В то же время, благодаря своей безупречной репутации, молодой художник получил место учителя рисования при дворе – его пригласил великий князь Владимир Александрович преподавать живопись детям. В 1902 году – ещё один заказ, связанный с Парижем, теперь от Николая II.
В 1899 году стал почётным гражданином Петербурга, уже потомственным.
Золотые годы творческого пути
С начала 1900-х биография живописца Бакста вступает в фазу признания художника как мастера живописи, профессионала иллюстрации, мага и волшебника театральной декорации. В 1903 году он впервые работал с театром, оформлял балет Императорской труппы «Фея кукол». С этого времени театр займёт огромную нишу в творчестве Бакста. Бенуа позже назовёт его «единственным и непревзойдённым» в деле оформления спектаклей.
Личная жизнь
Бакст был очень чуток к женской красоте. Когда-то, в 26 лет, у него был роман с француженкой Марсель Жоссе, 40-летней актрисой Императорского Михайловского театра. Она была состоятельной дамой и с удовольствием тратилась на молодого возлюбленного, который жил пока ещё скудными гонорарами. С тех пор подобная схема отношений с женщинами стала обычной для Бакста.
В 1903 году художник женился на третьей дочери Павла Третьякова, Любови, сдержанной и элегантной представительнице видной московской фамилии, вдове обласканного двором художника Николая Гриценко, имевшей от него дочь. Женитьбе предшествовала долгая осада Любови Павловны со стороны Бакста – она не доверяла бедному художнику. В архиве Третьяковки есть 527 его писем, из них около половины свидетельствуют об активном сватовстве.
Для собственной женитьбы живописцу пришлось сменить вероисповедание и получить фамилию Бакст в качестве официальной. Лютеранство художник принимал в Варшаве, для смены фамилии подавал прошение императору. Семья просуществовала недолго. Любовь Павловна в письме жаловалась другу семьи Александру Бенуа, что муж злоупотребляет её финансами, слишком увлечён обедами и портными.
В 1906 году была ещё одна попытка воссоединиться, супруга даже забеременела. Но ещё до того, как родился сын Андрей, Лев и Любовь окончательно расстались.
Финансовая самодостаточность, ставшая камнем преткновения в браке, появилась у Бакста только в 1909 году. Тёплые отношения с бывшей женой художник поддерживал всю жизнь, помогал материально. После революции содействовал выезду Любови Павловны с детьми из России.
Участник Парижского салона, преподаватель, член Академии художеств выслан из столицы
Осенью 1905 года Бакст впервые участвует в Парижском салоне. Уже в следующем году он получает пожизненное членство этой значимой в художественном мире организации.
С 1906 года занимается руководством школой-студией Званцевой (вместе с Добужинским), здесь же преподаёт. Среди учеников в период 1908-1910 гг. был его земляк Марк Шагал.
Параллельно Бакст рисует для журналов. Начиналось неспокойное время, и зачастую художник, создавая иллюстрации для сатирических изданий («Адская почта», «Сатирикон» и др.) на темы политических процессов в русском государстве, сильно рисковал.
К тому же после развода он вновь вернулся к фамильной вере, принял иудаизм, за что был выслан из столицы – евреев после Первой русской революции (1905-1907 гг.) выселяли из Петербурга, т.к. представители этой нации активно участвовали в революционных событиях. Художник обращался к императору с прошением позволить ему жить и работать в Петербурге. Не помогло даже то, что он стал действительным членом Академии художеств. Ему отказали – для властей он в первую очередь был евреем. Для живописца это было странно и больно – да, еврей, но человек, художник и сын России.
Руководство Академии художеств было возмущено, поднялся шум в печати, и власти, не отменяя своих решений, оставили Бакста в покое, просто смотря сквозь пальцы на его ставшие отныне кратковременными посещения Петербурга. Бакст уезжает работать во Францию.
Заграничный триумф
В Париже, работая над театральными постановками как художник, он произвёл фурор. Русский балет Дягилева получил мастера, благодаря которому костюмы и орнаменты со сцены шагнули на улицы городов – персидские узоры, тюрбаны, шаровары и платья с высоким разрезом взорвали мир европейской моды. «Париж подлинно пьян Бакстом» – так отзывался об успехе художника театральный критик и историк балета Андрей Левинсон, ставший свидетелем событий.
Вслед за Парижем высокохудожественными постановками Дягилева был сражён Лондон – после гастролей театра в 1912 году Бакст стал британской звездой и ориентиром для местных молодых художников. В Англии он выставляется, обретает влиятельных поклонников. Так, живописец получил и блестяще выполнил заказ от Ротшильдов, прославив в очередной раз себя и увековечив членов семьи на серии панно в фамильном особняке.
Станковая живопись, одежда, аксессуары, дизайн тканей, интерьеры, ювелирные изделия, мебель, автомобили, посуда – в биографии художника Бакста были все мыслимые ниши, где он мастерски проявил полёт своей дизайнерской мысли. О нём писали, им восхищались, французское правительство вручило ему орден Почётного легиона.
Бакст много и жадно работал не только как художник – он писал статьи об искусстве, издал свою автобиографию, написанную в виде романа, занимался фотографией, как лектор объездил всю Европу, бывал в Америке и наездами в России.
В Новом Свете, Соединённых Штатах, Бакст нашёл признание и покровительство многих влиятельных людей. Так, для дипломата и банкира Джона Гарриета он расписал семейный особняк, декорировал домашний театр. Выставки работ художника проходили с неизменным успехом и приносили хороший доход и новые заказы.
Последние годы
В 1918 году сотрудничество Бакста с Дягилевым разладилось. Конфликт назревал давно – Дягилев диктаторски относился к тем, с кем работал, желая иметь влияние на каждую мелочь. Так, великий антрепренёр не мог даже позировать спокойно, когда художник работал над его портретом: постоянно делал замечания, критиковал каждый мазок и требовал, чтобы Бакст изобразил его красавцем. Но это было задолго до «Парижских сезонов».
Теперь же накопившиеся разногласия и противоречия дополнились объективными моментами. В связи с мировой войной Европе было не до балета, сыграло свою роль и расстояние – труппа театра пережидала войну в Париже, тогда как Бакст оказался в Швейцарии.
Популярность обеспечивала художнику множество частных заказов – он был завален работой, которая его изматывала морально и физически. Появились проблемы со здоровьем, но Бакст неистово трудился, не особо внимая докторам. В 1921 году вновь сотрудничает с Дягилевым – постановка «Спящей красавицы» на музыку Чайковского стала последней работой в союзе, подарившем миру 16 непревзойдённых спектаклей.
В 1924 году Франция вновь удостаивает художника высшей государственной награды, ордена Почётного легиона. В том же году Бакст, работая в Париже с труппой Иды Рубинштейн, берётся за оформление балета «Истар». Напряжение последних лет привело к приступу, который проявился как «нервный припадок», «отёк лёгких» и почечная недостаточность одновременно. В больнице помочь не сумели. 27 декабря 1924 года Леона Бакста не стало.
Творческое наследие художника
Портретная живопись Леона Бакста подарила миру немало произведений кисти, с которых в день сегодняшний смотрят на зрителя выдающиеся личности, современники художника. Неизменно интересны картины Бакста с запечатлёнными на них историческими событиями, притягательны полотна, на которых угадываются мимолётные и яркие впечатления автора, поклонника красоты тела.
Самые знаменитые картины Бакста:
- Автопортрет (1893),
- «Портрет Александра Бенуа» (1898),
- «Портрет Исаака Левитана» (1899),
- «Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года» (1900),
- «Ужин» или «Дама с апельсинами» (1902),
- «Портрет Л.П. Гриценко» (1903),
- «Портрет Андрея Белого» (1905),
- «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1906),
- «Ливень» (1906),
- «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906),
- «Портрет Андрея Львовича Бакста» (1908),
- «Портрет Анны Павловой» (1908),
- «Портрет танцовщицы М. Казати» (1912),
- «Портрет будущей графини Анри де Буажелен» (1924) и другие.
Огромную часть жизни художник посвятил оформлению театральных постановок труппы Дягилева, работал с Идой Рубинштейн. Костюмы артистов и декорации спектаклей сводили с ума публику, которая боготворила автора.
Сегодня представить и оценить происходящее 100 лет назад можно, рассматривая потрясающие эскизы, доступные для просмотра, благодаря интернету и печатным изданиям. Подлинники разбросаны по музеям и частным коллекциям по всем континентам.
Творчество Бакста стало революционным в мировом театральном искусстве. Костюмы артистов, декорации, музыка гениев, постановка выдающихся хореографов – всё слилось воедино. Такого раньше не было.
Идей и энергии у художника было не на одну жизнь. И всё ему удавалось блистательно. Не удалось только исполнить громадные планы – жизнь, к сожалению, оказалась коротка.
Смотрите также: