Церковь Покрова на Нерли на полотнах русских художников

Баулин Покров на Нерли
Баулин Покров на Нерли

На рукотворном холме в излучине реки Нерль, что близ города Владимир, расположился удивительный памятник древнерусского зодчества – белокаменный храм, воздвигнутый в XII веке князем Андреем Боголюбским в честь празднования Покрова Божией Матери. Место для строительства на пересечении водных путей было выбрано не случайно: здесь часто бывали иностранные купцы, политические и религиозные деятели.

Церковь расположена на Боголюбском лугу в низине, где когда-то река Нерль впадала в Клязьму. В наши дни белокаменный храм вместе с храмовым комплексом и самим лугом внесен в перечень охраняемых исторических памятников.

Архитектура

Четырехстолпный трехапсидный храм из белого камня стал шедевром и вершиной зодческого искусства владимиро-суздальской архитектурной школы. В отличие от романской архитектуры того же периода, историки отмечают поразительную легкость, праздничность и изящность строений, воздвигнутых русскими мастерами.

Длина церкви почти равна ее высоте, строение несколько вытянуто по западно-восточной оси. Интересно, что прежде чем начать строительство храма, мастера воздвигли четырёхметровые стены, которые изнутри засыпали землей, сформировав искусственную насыпь, чтобы церковь встала на пьедестал.

Купол одноглавой церкви выполнен в виде луковицы, а не византийской полусферы, что характерно для русской традиции. Он символизирует пламя свечи и молитвенное устремление человека к горнему миру.

Снаружи на белых стенах отчетливо видны рельефы с сюжетами из ветхого завета. Царь Давид, поющий псалмы, изображен в окружении льва и голубя, символизирующих княжескую власть и одухотворенную кротость. К сожалению, внутренние росписи храма были утеряны во второй половине XIX века.

История и легенды

Согласно житию князя Андрея Боголюбского, предавшись великой скорби после кончины своего сына Изяслава на войне с булгарами, князь решил поусердствовать в богоугодных делах и воздвигнуть церковь в честь Пресвятой Богородицы, чье почитание он учредил согласно одной из легенд.

Об этом также упоминается в Новгородской первой летописи и в Кратком Владимирском летописце. Исходя из года кончины Изяслава Андреевича, историки сходятся во мнении, что памятник воздвигнут не ранее 1166 года. Согласно легенде, князь Андрей приказал вывести белые камни из земли завоеванных булгар, однако это не соответствует действительности: белые камни для строительства привозили из окрестностей Москвы, где была обнаружена известняковая жила, протянувшаяся от притоков реки Клязьмы до Оки.

Стройные пропорции и белокаменные рельефы, а также сложность строения говорят о небывалом прорыве национального духа в домонгольский период и формировании собственной зодческой школы с ее особым подчерком.

До 1764 года здесь располагался монастырь, а в 1804 году у храма появилась характерная для русской храмовой архитектуры «луковичная глава». Купол в форме луковицы покрыли железом. В таком виде конструкция сохранилась и доныне.

«Церковь Покрова на Нерли» С. Герасимова
«Церковь Покрова на Нерли» С. Герасимова

Церковь Покрова на Нерли: картина Герасимова

Описание картины Герасимова хочется предварить некоторым контекстом: в 50-60 годы прошлого века, в особенности после 20 съезда КПСС 1956 года, художники начинают отходить от «гражданского пафоса» и партийно-этических сюжетов. Расширяются границы восприятия: появляются традиционные народные мотивы, заметно возвращение к знаковым местам и событиям истории.

Воодушевление строительством нового общества давно сменилось апатией и пустотой. В поиске света, добра и вдохновения художники обращались не к выверенной коммунистической морали, а к духовному наследию прошлых веков. Безусловно, многие живописцы черпали вдохновение в таких местах как Боголюбский луг совершенно интуитивно, чувствуя некое особое единение плывущего православного храма и русской равнины.

На картине советского художника мы наблюдаем яркие краски летнего дня, с которыми поразительным образом гармонирует нежное и возвышенное белокаменное строение. Сочная зелень, лазурь и ультрамарин словно подчеркивают идею выдающихся зодчих: неунывающую надежду человеческой души и радость о жизни в будущем веке.

Утонченность, собранность и некая неприкасаемая чистота строения не противоречат ярким краскам расцветшей природы: напротив, поразительным образом русская природа усиливает, раскрывает для зрителя гениальную простоту и легкость, подвластную только Величайшему Зодчему.

Картина рассказывает о радости: но не о той радости, которая изображена на первомайской открытке. Глядя на передний план картины, мы можем найти некое сходство с так называемой «первомайской» живописью, но затем, картина углубляется и образ храма уже рисуется не земными, а небесными красками.

Небо, с его нежной лазурью и белыми легкими перьями облаков, кажется нераздельным с храмом. Белые мазки, которые использовал художник для изображения облаков, продолжают и развивают утонченные линии строения.

История повествует о Боголюбском как о месте паломничества художников и деятелей искусства для поиска вдохновения. Чем еще, как не вдохновением, объяснить это поразительное соединение приземленного, почти фотографического изображения, которое мы видим на переднем плане картины и возвышенного дальнего плана.

Сегодня картина Герасимова представлена в экспозиции Третяковской галереи и является гимном единения природы и традиционного древнерусского зодчества.

С.А. Баулин «Храм Покрова на Нерли»Сочинение по картине Баулина покрова на Нерли

Сергей Баулин – живописец советского периода, наибольшего успеха и признания достиг именно в пейзаже с элементами архитектурного жанра. На его полотнах запечатлены выдающиеся строения, в том числе храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. В отличие от известной картины его современника Герасимова, произведение Баулина раскрывает изображаемый предмет с совершенно другой стороны.

С выбранного ракурса хорошо просматривается рукотворная насыпь или холм, предусмотренный строителями на случай разлива реки в весеннюю пору.

Дерево, расположенное на переднем плане, с его тонкими вертикальными ветвями, подчеркивает утонченность внешнего облика церкви. Насыщенная темная зелень дерева на среднем плане слева уравновешивает композицию и словно усиливает белоснежную чистоту строения. Благодаря этому приему, даже на фоне темного неба, церковь кажется светящейся каким-то внутренним светом, несмотря на первые признаки осени.

Тонкие, хорошо прорисованные травинки переднего плана и отражение в водах реки усиливают эффект легкости и утонченности. Благодаря мастерским приемам, уместным и прочувствованным, художник раскрывает перед нами неземную красоту рукотворного строения.

Свечение тихим внутренним светом напоминает высочайшие образцы мастеров древнерусской иконописи, когда фигуры святых сами собой источали свет и не отбрасывали тени. Мягкий свет купола и отблеск от золотого креста, увенчивающего маковку собора, позволяют зрителю ассоциировать собор с зажженной свечей.

Сравнительный анализ картин Герасимова и Баулина

В сочинениях на тему этого пейзажа можно встретить мнение «о мрачной церкви на Нерли». Пасмурный летний пейзаж, оголенное дерево на переднем плане, тени на поверхности белого камня – все эти приемы, казалось бы, должны приводить в меланхолию и уныние, но этого не происходит, напротив: восприятие зрителя утончается, становятся различимыми плавные изгибы и декоративные элементы белокаменных стен.

Картина Баулина представляет собой принципиально иное восприятие живописцем архитектурного памятника и его живого обрамления. В отличие от картины Герасимова, где храм искусно вписывается в живую природу, дополняя и возвышая ее, в произведении Баулина церковь становится главным действующим лицом, а все прочие элементы, в том числе выбранный ракурс, время года и сама погода – призваны подчеркнуть и рассказать зрителю о том, что становится заметным только при определенном эмоциональном состоянии.

Будет неуместной попытка сравнить две картины и уподобить их циклу произведений Клода Моне «Руанский собор» – они остаются двумя принципиально разными произведениями, раскрывающими многогранность сложной темы духовного поиска, любви русского сердца к суровой северной природе, стремлению человека к чистоте горнего мира.

Вы нашли в статье информацию которую искали ?
Да
48.18%
Нет
51.82%
Проголосовало: 110

Напишите в комментарии ниже чего не хватает в статье и мы дополним статью информацией.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий