Биография Герасимова А.М. – хуожника идей и вдохновений

Русские Художники

Русский и советский художник Александр Михайлович Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как создатель прекрасных пейзажей, сочных жанровых работ и выразительных портретов знаменитых современников.

Происхождение и детство

Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск). Родился 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола. С юга страны отец будущего художника пригонял скот и продавал его на базаре. Особого богатства не нажил, но 2-этажный дом у семьи был. Жили просто, соблюдая старые обычаи. Когда родился сын Александр, в семье уже была дочь, тоже Александра (забавная родительская прихоть – дать разнополым детям одинаковые имена).

После церковно-приходской школы Александр поступает в уездное училище. Параллельно отец начинает посвящать «наследника» в дела торговли.

У Александра Герасимова в детстве открылись наклонности к рисованию – друзья и родные поражались сходству изображённых людей и животных с оригиналами. Поворот в судьбе случился после приезда в Козлов в 1890-х художника С.И. Криволуцкого, земляка-просветителя из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, закончившего Академию художеств в Петербурге. Криволуцкий открыл в Козлове школу рисования, Герасимов начал посещать занятия и втянулся в мир творчества. Вскоре учитель «задал вектор» ученику, уже юноше, рекомендовав тому ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Учёба

Родители были против, но 22-летний сын уезжает и с блеском сдаёт вступительные экзамены в Московское училище. Начав обучение в 1903 году, Герасимов задержится здесь до 1915-го – ему хотелось учиться новому.

Сначала живописное отделение, затем архитектурное. Учителями были Серов, Васнецов, Милорадович, Клодт, Корин, Касаткин, Горский, Архипов, Пастернак.

Константин Коровин, часто бывающий в Париже, повлиял на становление Герасимова как живописца особенным образом. «Больше жизни!» – требовал он от своих учеников. Рассказы мастера о французском импрессионизме будоражили умы студентов, и ранние картины Герасимова демонстрируют это влияние.

Первые успехи и цели

С 1909 года Герасимов уже постоянный участник выставок, проводимых в Училище. Появились первые покупатели и заказчики. Так, известный московский писатель В.А. Гиляровский не пропускал ни одной ученической выставки – любил живопись и дружил с художниками. Оценить величину таланта студента он мог с первого взгляда, как и определить, откуда тот родом.

Видя потенциал Герасимова, Гиляровский покупал его выставочные работы, а также заказывал портреты членов своей семьи. Такое участие влиятельного и известного человека для молодого художника было хорошей моральной и материальной поддержкой.

Критика также высоко оценивала работы студента Герасимова – Александра в московской прессе упоминали как достойного пейзажиста. «Рожь покосили», «Большак. Зной», «Праздник весны», «Тёплый чернозём» и другие – ученические картины Герасимова, за которые молодой художник был назван в прессе «поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы».

Сам художник «любил жизнь и реальное в искусстве», поэтому в творчестве придерживался традиций русского реализма. Его привлекали краски Архипова, приёмы Цорна и свет Клода Моне – их он считал искренними, поэтичными и цельными. На эти качества в искусстве был нацелен и сам.

Окончание Училища

В 1915 году учёба завершена. В результате у Герасимова 2 диплома: он теперь художник I степени (имеет большую золотую медаль) и архитектор.

По второй специальности единственным результатом осталось здание театра, построенное в 1913 году на родине художника (взамен сгоревшего в 1909 году). Ещё студентом Герасимов принял участие в проектировании фасада и убранства внутри нового театрального здания в стиле модернизированного ампира (стоит Козлове по сей день и является гордостью города).

Другим архитектурным проектам не суждено было воплотиться в жизнь – стремление к живописи оказалось сильнее. Ей художник намеревался посвятить свою жизнь.

Исторические события в стране и творчество Герасимова

В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.

Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.

В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.

В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.

АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.

Активные 1930-е годы

Главным в государстве профессиональным объединением стал созданный в 1931 году Союз советских художников. В 1932-м Герасимов был избран в его правление.

В 1934 году живописец побывал в Германии, Италии, Турции и Франции – из творческих командировок он привёз множество зарисовок и набросков.

В 1936 году в Москве прошла первая персональная выставка А.М. Герасимова – так художник «отметил» 25-ю годовщину своей творческой деятельности. Было представлено более 100 работ, акварельных, живописных и графических.

В 1930-е художник в основном занимался портретной живописью. Писал как индивидуальные портреты, так и групповые. Среди них выделяются образы: актрисы Тарасовой, балерины Лепешинской, полярника Папанина, артиста Москвина. Картина «Первая Конная армия», крупномасштабная и многофигурная, на Всемирной выставке во Франции в 1937 году получила Гран-при.

Тяготение к импрессионизму, свойственное художнику в начале творческого пути, к пятому десятку окончательно сменилось соцреализмом.

С 1939 года (по 1954-й) Герасимов занял пост председателя оргкомитета (руководителя) Союза художников СССР.

Заслуженные 1940-е и 1950-е

С началом Великой Отечественной войны Александр Михайлович уехал из Москвы в эвакуацию, но через год вернулся. Теперь персонажи его картин – герои войны, труженики тыла, соратники и товарищи по работе. Вкладом в будущую Победу стало и пожертвование солидной суммы личных средств в Фонд обороны.

В конце июля 1943 года Герасимова и троих его коллег (Иогансона, Мухину, Меркурова) отметили званием «Народный художник СССР». Они стали первыми кавалерами почётного звания, несколько дней назад утверждённого законодательно на высшем государственном уровне.

После войны по Европе с огромным успехом прокатилась выставка, в которой были и работы Герасимова. В 1947 году художник находился в Югославии, когда до него дошла новость, что он избран президентом Всесоюзной Академии художеств. Всероссийская Академия, основанная в 1932 году, была преобразована в Академию художеств СССР. Герасимов стал первым её главой. Руководил по 1957 год: неустанно совершенствовал структуру учебного заведения, превращая его в творческий центр страны, обеспечивая созидательному процессу организационный фундамент.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Успевал всё: в Москве к заботам добавлялся институт им. Сурикова, в Ленинграде институт им. Репина и Академия, везде был главой госкомиссии по присуждению дипломов.

Побывал в Китае, Индии, Египте. Создал серию иллюстраций к «Тарасу Бульба» Гоголя. На 80-летие отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

И при этом много писал – он был влюблён в жизнь и людей. Художника интересовала личность, интеллектуальная и значительная. Сам живописец так объяснял свои, как он говорил, неудержимые желания запечатлеть красочные образы: «Я люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке…».

Личная жизнь

В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.

Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.

Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.

Последние годы

Бывший любимец Сталина, Герасимов при Хрущёве испытал иное отношение власти к себе. От освобождён от всех занимаемых должностей и обязанностей, на долгие годы убраны из музейных экспозиций его полотна.

Сам художник в этот период о себе говорил: «В забвении, как Рембрандт».

Писал до последних дней. Умер А.М. Герасимов 23 июля 1963 года, в 81 год, прожив долгую жизнь, посвящённую любимому делу, живописи.

Самые знаменитые картины А.М. Герасимова

Художник написал около трёх тысяч работ: жанровых, портретных, графических, пейзажей и иллюстраций. Многие из них, особенно те, что вне политики, и сегодня привлекают свежестью и изяществом. На политические же работы интересно смотреть с исторической точки зрения, чтобы понять настроение ушедшей эпохи огромной страны.

Наиболее известны полотна:

  • «После весенней грозы» (1913);
  • «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1913);
  • «Букет цветов. Окно» (1914);
  • «Ленин на трибуне» (1929/30);
  • «Семейный портрет» (1934);
  • «Мокрая терраса» или «После дождя» (1935);
  • «Сталин и Ворошилов в Кремле» (1938);
  • «Портрет балерины Лепешинской» (1939);
  • «Гимн Октябрю» (1942);
  • «Портрет старейших советских художников» (1944);
  • «Рожь» (1946);
  • «Есть метро!» (1949);
  • «Гроза» (1951);
  • «Портрет народных артисток СССР А.А. Яблочкиной, Е.Д. Турчаниновой, В.Н. Рыжовой» (1957).

Многие произведения мастера в золотом фонде русской живописи: в Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Центральном музее Вооружённых сил РФ (Москва), Государственном историческом музее (Москва), музее-усадьбе А.М. Герасимова (Мичуринск) и других.

В саду. Портрет Нины Гиляровской 1913 г.
В саду. Портрет Нины Гиляровской 1913 г.
Букет цветов. Окно 1914 г.
Букет цветов. Окно 1914 г.
Ленин на трибуне 1929/30 г.
Ленин на трибуне 1929/30 г.
Семейный портрет 1934 г.
Семейный портрет 1934 г.
Мокрая терраса» или «После дождя» 1935 г.
Мокрая терраса» или «После дождя» 1935 г.

 

Сталин и Ворошилов в Кремле 1938 г.
Сталин и Ворошилов в Кремле 1938 г.

 

Портрет балерины Лепешинской 1939 г.
Портрет балерины Лепешинской 1939 г.

 

Портрет старейших советских художников 1944 г.
Портрет старейших советских художников 1944 г.

 

Гроза 1951 г
Гроза 1951 г
Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector