Биография русского иконописца Симона Ушакова

Русские Художники

Симон Федорович Ушаков — это один из известнейших православных иконописцев, который родился в 1626 году в Московской Руси. Основоположник русской графики, он именовался “царским жалованным иконописцем”. Это значит, что талант Симона признавался и при жизни. Но о жизни его в целом, к сожалению, известно не так много.

Биографические данные

Симон Ушаков — это один из немногих деятелей культуры XVII века, биографию которого можно установить по сохранившимся документам. Достоверно известно, что родился он в 1626 году в столице — Москве. При рождении мальчика назвали Пименом. Это доказывает характерная подпись художника — “Государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин, по прозванию Симон Ушаков”.

Детство и юность

Точных данных о том, кем были родители Пимена, нет. Но можно предположить, что они были довольно обеспеченными посадскими людьми. С раннего детства мальчик занимался рисованием, но об имени его учителя нет никакой достоверной информации. Стоит думать, что им был один из лучших московских живописцев. Это доказывает то, что уже в 22 года он получил жалованный царем статус мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Основные направления деятельности

Тайная Вечеря 1685 г.
Тайная Вечеря 1685 г.

Профессия обязывала художника зарисовывать ценные предметы обихода, находящиеся в царском дворце, расписывать воинские знамена и создавать новые задумки для узоров, вышивок. Также он чертил карты и планы разных территорий, руководил проведением художественных работ во дворцах, храмах. Все обязанности, которые легли на плечи мастера с началом государевой службы, позволили ему тесно познакомиться с культурой и традицией живописи своего времени.

Параллельно с этим Ушаков занимался иконописью. Именно иконопись и прославила мастера. Его работы можно было увидеть во всех главных церквях того исторического периода. Влияние и узнаваемость Симона Федоровича только выросли, когда в 1664 году его перевели в Оружейную палату. Тогда он стал руководить остальными царскими мастерами, лично реставрировать важные религиозные объекты.

Стоит отметить, что талант Ушакова открывался и в других искусствах, к примеру, в публицистике. Масштабное сочинение “Слово к люботщательному иконного писания” — это его реакция на первый отечественный теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Значительная часть текста посвящена основной сфере интересов Симона Федоровича — иконам. Он довольно экспрессивно рассуждает о хуле священных изображений и об их восприятии человеком в целом.

Школа иконописцев

Растущее влияние при дворе позволило Симону Ушакову открыть свою школу иконописцев. Для того времени это было большим и смелым шагом: учеников он отбирал лично, предпочитая талантливых родовитым. Школа находилась под патронажем Алексея Михайловича Романова — царя, при правлении которого и творил иконописец. Лояльными к ней были и его потомки, царевич Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, в дальнейшем получившие власть.

Последние годы

В последние годы Симон Ушаков выполнял конкретные дворцовые поручения — основная работа ложилась на плечи его учеников, сам мастер занимался только наиболее важными заказами. Он скончался 25 июня 1686 года в Москве. По меркам XVII столетия Симон Федорович прожил довольно долгую и насыщенную жизнь. А наследие его — как материальное, так и идейное — значимо для любителей культуры восточного христианства по сей день.

Значение в истории русской иконописи

Христос — Великий Архиерей 1658 г.
Христос — Великий Архиерей 1658 г.

Работы Симона Федоровича Ушакова противоречивы. С одной стороны, он усиленно старался сохранить византийскую традицию иконописи. С другой же, он довольно смело привлекал новые тенденции, которые заимствовал и формировал на основе тех, что приходили из западноевропейских государств.

Легче всего осознать контрастность действий Ушакова через конкретные примеры. С одной стороны, он использовал намоленные в России первообразы религии. С другой, он позволял себе писать их не по канонам, а с помощью образов из реальной жизни. Так, считается, что на иконе 1676 года “Архангел Михаил, попирающий дьявола” он изобразил самого себя. Несмотря на то, что с себя Ушаков писал всего лишь человека, это немыслимо для иконописи XVII века.

Другая уникальность работ Симона Ушакова в том, что он стал использовать светотень. Еще совершенно неестественная, она стала впервые появляться на его иконах. Раньше экспозиция была совершенно другой — все как бы двигалось в противоположную сторону, показывая зрителю, что действие происходит в альтернативном мире, мире святых и Иисуса.

Ушаков отказался от этой идеи, как и его многочисленные московские ученики. С помощью своей игры со светом, который исходит не от самих ликов и фигур, а как бы извне, он стал сближать зрителя и высшие силы. Именно это сближение считается одной из главных заслуг художника.

Оценка икон Ушакова

Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно спорное. Некоторые критики считают его человеком, который многое сделал для стирания границ между изобразительным искусством и иконописью. Так, историк Георгий Филимонов заявлял, что значение его художественной деятельности состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи.

Полярного мнения придерживался другой известный отечественный искусствовед и критик — Игорь Грабарь. Он утверждал, что роль Ушакова недостаточна для полного отхода от самобытных русских иконописных традиций и формирования новых норм. Впрочем, такой же строгой критике подвергались все царские живописцы допетровской эпохи.

Похожего мнения придерживаются современные исследователи творчества Ушакова. Советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что произведения Симона Федоровича не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре. Она видит в них сохранение иконописных правил позднего Средневековья, поэтому придерживается идеи, что иконы Ушакова и его учеников сильно переоценены.

Список работ

До наших дней сохранилось более пяти десятков работ Ушакова. Есть также иконы, которые приписывают ему на основе сходства стилей, цветовых решений. Но, вероятнее всего, это просто копии или подражания, создаваемые многочисленными учениками Симона Ушакова. Самыми известными подтвержденными искусствоведами работами автора являются:

  • “Богоматерь Казанская”, 1658 год. Одна из известнейших работ Ушакова, она была создана специально для хором царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Великого и второй жены Алексея Михайловича;
  • “Богоматерь Донская”, 1668 год. Эта икона считается необычной из-за улыбки, которую автор изобразил и которую обычно избегали рисовать другие титулованные художники второй половины XVII столетия;
  • “Сергий Радонежский”, 1669 год. Работ, посвященных Радонежскому, у Пимина Ушакова было несколько. Считается, что это один из его любимейших святых, и этот лик Сергия вполне успешно доказывает теорию искусствоведов;
  • “Спас Нерукотворный”, 1669 год. На этом изображении особенно хорошо видны нестандартные творческие решения по построению света и тени на иконе. Выбиваются из стандартов и подсвеченные, детализированные волосы Христа.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.83 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий