Билибин И.Я. – биография художника-фольклориста

Русские Художники

Билибин Иван Яковлевич – русский и советский художник конца XIX – первой половины ХХ века. Вошёл в историю изобразительного искусства прежде всего, как великолепный иллюстратор сказок – по оценке детей, самых неподкупных зрителей, художник Билибин живее всех передаёт таинственность и старобытность русских народных сказаний. Билибин также исследователь-историк, театральный декоратор, художник по костюму, карикатурист и сам автор светлых и добрых сказок.

Происхождение и детство: «Я рисовал всегда»

Родился 16 августа 1876 года в загородном посёлке Тарховка близ Санкт-Петербурга. Глава семьи, Яков Иванович, служил в госпитале императорского военно-морского флота в Либаве (сегодня Лиепая), был главным врачом в чине действительного тайного советника. Мать, Варвара Александровна, также имела хорошее образование – в частности, музыке она училась у композитора Антона Рубинштейна.

В семье Билибиных росло два сына – у Ивана был младший брат Александр. Детей воспитывали по всем дворянским правилам, согласно положению в обществе. В «интеллигентной семье с либеральным оттенком» вели соответствующий образ жизни: любили музыку, танцы, театральные постановки, семейные концерты.

К живописи в семье было особое отношение – каждый новый сезон выставки передвижников ждали с нетерпением и предвкушением чуда. Этот интерес со стороны взрослых переняли и дети. Другой предпосылкой формирования особого увлечения Ивана живописью стала его больная нога – она была препятствием для активных игр, и всё свободное время он занимался чтением и рисованием.

Отрочество: гимназия и первые уроки рисования

Учась с 1888 года в гимназии, Иван Билибин любил занятия по истории и литературе. Особые успехи ученика по математике вызывали чувство гордости у его дяди, именитого педагога и составителя учебников по математическим наукам, Николая Билибина.

Успехи успехами, но главный интерес, к рисованию, оставался на первом плане. Гимназистом, Иван увлекался пейзажами и вскоре начал испытывать потребность в обстоятельном изучении живописных приёмов и техник. В 1895 году начал посещать уроки в Рисовальной школе, которая работала при Обществе поощрения художеств. Из всех преподавателей ярчайшее впечатление на Билибина произвёл Ян Ционглинский, который увлекал учеников пламенной преданностью искусству и эмоциональными речами.

Юность: университет и снова живопись

По окончании гимназии в 1896 году Иван планировал продолжить освоение профессии живописца в Академии художеств. Отец воспротивился этому, мотивируя почти гарантированной бедностью художника даже с образованием. Иван пошёл навстречу авторитетному отцу и выбрал профессию юриста, поступив в Санкт-Петербургский университет.

Но влечение к искусству не оставило его. После занятий на юридическом факультете, которые Иван принял как обязанность, он с энтузиазмом брался за любимые занятия: сочинение сказок и собственноручное их иллюстрирование. В стол свои работы не прятал – с удовольствием демонстрировал друзьям. Солнце, мечты, весна, счастье, возвышенные герои с красивыми именами – вот что неизменно присутствовало в его сказках.

По окончании второго курса, в начале лета 1898 года, Иван отправился в свою первую заграничную поездку, в Мюнхен. Здесь он пробыл до осени, сразу по прибытии записавшись на занятия к уважаемому местному живописцу Антону Ажбе. Билибина кроме занятий в художественной школе интересовали только музеи. Здесь он простаивал перед шедеврами Рафаэля, Рембрандта, Да Винчи, воодушевлялся фантазиями Бёклина и Фон Штука.

Три месяца азартного постижения живописного искусства пролетели незаметно, в сентябре пришло время вернуться домой.

Ошеломлён Васнецовым

На родине Билибин тут же записался в мастерскую М.К. Тенишевой, где впоследствии проучился у И.Е. Репина в период 1898-1900 гг. Занятия проводились ежедневно (кроме воскресенья), Ивану такой режим был по душе – любимое дело занимало почти всё время. Перестал ходить в университет, однако о сессиях помнил и сдавал успешно.

В конце 1898 года Павел Третьяков привёз в Санкт-Петербург картины Виктора Васнецова, в Академии художеств была устроена выставка. Здесь Билибин и испытал что-то вроде озарения – «к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа». Под впечатлением «Богатырей» молодой художник написал акварелью иллюстрации к некоторым русским народным произведениям («Царевна-лягушка» и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»).

Первый заказ

Работами по сказкам заинтересовались на предприятии, именуемом тогда Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак сегодня). Билибин получил 4-летний контракт, в рамках которого должен был проиллюстрировать сборник сказок в обработке А.Н. Афанасьева (1826-1871), русского историка, литературоведа и фольклориста.

В 1899 году Билибин едет в Егны (Ёгна, Егна), глухую деревню в Тверской губернии. Он должен сам увидеть и прочувствовать дремучие леса, глубокие омуты, прозрачные речки. Пожить в деревянных избушках, услышать от старожилов сказки и былины.

Предметами пристального внимания художника стали орнаменты, которыми русские люди из глубинки украшали резные наличники (обрамления окон и дверей), причелины (резные доски в торце крыши), посуду из дерева и глины, скатерти, рушники, одежду, головные уборы.

Уже с осени начался выпуск книг с билибинскими рисунками, и за 4 года родились прекрасные картины Билибина – иллюстрации к семи сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
  • «Белая уточка»,
  • «Царевна-лягушка»,
  • «Марья Моревна»,
  • «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»,
  • «Василиса Прекрасная»,
  • «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола».

Издания представляли собой крупноформатные книжки небольшого объёма, с обложки до последней страницы выдержанные в едином стиле, под старинную рукопись. Билибин знал древнерусские шрифты (устав и полуустав) и названия прописал славянской вязью. Каждая страница – произведение искусства, где тексту выделялась небольшая площадь.

Остальное – настоящая картина в рамке, заполненной предметным орнаментом, подходящим по смыслу тематике и тексту с данной страницы. Подлинные детали картины в целом удивительным образом обретали фантастичность и создавали полуреальный, завораживающий мир. Главной целью Билибина было создание духа русской старины, сказочной атмосферы эпоса.

Успех, популярность, женитьба – счастливая полоса жизни

Вся эта увлекательная работа протекала с перерывами на учёбу в университете. Получив диплом юриста в 1900 году, художник благополучно тут же забыл о нём. Осенью продолжил занятия у Репина, теперь уже в качестве вольнослушателя в училище при Академии художеств.

Параллельно началось его сотрудничество с изданием «Мир искусства» (оформление как самого журнала, так и выставок).

Совершенствовался как художник сам. Так, иллюстрация к сказке «Белая уточка», картина «Княгиня на тюремной башне» (1902), выполнена с применением разных углов зрения (вид сверху на одни детали, и вид снизу на другие). К этому приёму художник прибегнул впервые.

Издание серии сказок в оформлении Билибина принесло художнику славу – он стал популярным, появились не просто поклонники, а последователи и подражатели (Лисснер и Зворыкин).

В 1902 году художник женился. Супругой его стала Мария Чемберс (1874-1962), работающая в издательстве, коллега, с которой Билибин был знаком ещё по Рисовальной школе. В браке родилось два сына, в 1903-м Александр и в 1908 году Иван.

В этот период художник не раз посещал Русский север. В 1902 году в Архангельской губернии и на Вологодчине он побывал по собственной инициативе, в 1903 и 1904 годах – по поручению Русского музея. Отношение художника к Северу было благоговейным. Этнографическая и подетальная достоверность строений, предметов обихода и костюмов были для художника первостепенны, они выписывались с фотографической точностью и величайшим уважением.

Художник пишет картины к былине «Вольга», по заказу создаёт серию открыток с северными русскими видами, рисует прекрасные иллюстрации к Пушкинским произведениям, «Сказка о царе Салтане» и позже, в 1910-м, «Сказка о золотом петушке».

Стиль работы Билибина

Художник является автором особого стиля издательского дизайна, «билибинского». Техника его заключалась в контурном рисунке тушью с последующим заполнением сегментов акварельными красками разных цветов. За чёткие контуры и меткое расцвечивание друзья-коллеги прозвали Ивана Билибина «железной рукой».

Стиль всецело продолжает традиции старорусского орнамента, и художник Билибин за свои картины получил славу «первого профессионала книги».

Билибин и политика

Либерально-антимонархические настроения, витавшие в российском воздухе, овладели на какое-то время и Иваном Яковлевичем Билибиным – в его произведениях 1905-1906 гг. это выразилось наилучшим образом. Художник увлёкся революционными карикатурами, которые печатались в журналах «Жупел» и «Адская почта».

Сатира «Осёл», где животное изображалось в императорских регалиях, заставила автора понервничать – в квартире Билибина был обыск, его как автора карикатуры арестовали на несколько дней, редакцию разгромили. Журнал прекратил своё существование.

Художник, по всей видимости, решил больше не лезть в политику – по крайней мере политических карикатур больше не было, Билибин всецело отдался изобразительному искусству в духе исконно русской истории.

Мировая слава театрального художника и перемены в личной жизни

В 1907 году художник начинает преподавать графику в школе при Обществе поощрения художеств и одновременно работать с театром. Первой работой декоратором стало оформление спектакля «Действо о Теофиле» (эпоха Средневековья).

Затем его приглашает к сотрудничеству талантливый организатор с тонким вкусом и чутьём на таланты Сергей Дягилев, который уже начал покорение Европы русской оперой. Оформив постановку «Бориса Годунова» с Шаляпиным в главной роли, художник прославился на весь Париж не меньше, чем артисты и сам Дягилев.

В 1908 году Билибин создал декорации к другим оперным постановкам в Париже, в 1909-м французская публика была ошеломлена русским балетом – билибинское оформление сыграло важнейшую роль.

В этот период Билибин увлёкся одной из своих учениц, Рене О’Коннель (1891-1981). Развёлся с женой и в 1912 году заключил новый брак, в котором детей не было. Продлился союз до 1917-го.

Революционные годы, эмиграция, третий брак

1917-й год разрушил не только второй брак художника. После февральских событий Билибин стал участником объединения при Временном правительстве, членом т.н. Особого совещания по делам искусств, под руководством Горького. Заслугой Билибина в это время стало придуманное им для печати Временного правительства изображение двуглавого орла. Он «воскрес» в России в 1992-м.

Осенние события в Петрограде в 1917 году ошеломили художника, он поспешно уехал в Крым, переждать непонятные и пугающие события. Здесь, в Батилимане, у Билибина была дача.

Время шло, Гражданская война и кровопролитие вокруг привели к решению эмигрировать из страны. В конце 1919 года Иван Билибин присоединился к отступающим белым войскам и добрался до Новороссийска. 21 февраля 1920 года с тысячами русских беженцев на пароходе «Саратов» Билибин вместо Кипра оказался близ Каира (маршрут был изменён из-за тифа на судне).

Первое время художник наравне со всеми работал над устройством быта в палаточном лагере, устроенном английскими властями. Весной 1920 года нашёл способ изменить свою жизнь – открыл мастерскую в Каире, переехал сюда и неплохо зарабатывал, принимая заказы от обеспеченных коренных жителей. От города, будто сошедшего со страниц «Тысячи и одной ночи», художник, любитель орнамента и цвета, был в восторге.

В начале 1923 года Билибин снова женился. Третьей супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая (1892-1967), с которой художник был знаком по Рисовальной школе в Петербурге (Александра училась в период 1908-1913 гг.). У новой супруги Билибина был 7-летний сын.

Заграничный успех и путь домой

В 1924 году Билибины перебрались сначала в Александрию, затем в Париж. Работы хватало: издания русских эмигрантов, афиши, оформление оперных и балетных спектаклей.  В 1930 году художник создаёт декорации для театров Буэнос-Айреса, Праги, Брно.

Зов крови и ностальгия вновь и вновь возвращали художника к русским истокам. В 1933 году во Франции вышла «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, проиллюстрированная Билибиным. Книга стала глотком свежего воздуха для русских эмигрантов, стремящихся сделать всё, чтобы их дети не забыли свои русские корни.

Сказочник Ганс Христиан Андерсен покорил Билибина и стал первым автором-иностранцем, к произведениям которого мастер рисовал иллюстрации. Зарубежные читатели оценили русского мастера кисти, и художник получил заказы на оформление французских и немецких сказок.

Известность Билибина в Париже обеспечила ему широкий круг знакомств, в котором кроме людей искусства были политики и дипломаты. В 1935 году жизнь свела его с послом СССР во Франции Владимиром Потёмкиным. Он  сначала заключил с художником договор на оформление здания посольства, а затем предложил тому беспрепятственный возврат на родину.

Осенью 1936 года художник с семьёй вернулся в Ленинград.

Карьера и жизнь в последние годы

Именитый иллюстратор в звании профессора стал преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, его территорией стала графическая мастерская. Преподавательскую деятельность удавалось совмещать с созданием декораций для театральных постановок и иллюстрированием произведений русских авторов («Пётр I» А. Толстого и «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова).

За годы творчества был накоплен гигантский материал, который просился на экспозицию, хотелось собрать в одном месте и продемонстрировать публике всё яркое, красноречивое, народное. Но приходилось откладывать мероприятие из-за загруженности, а потом началась Великая Отечественная война.

От эвакуации из родного города Иван Яковлевич отказался. Блокада, голод, холод. Их пожилой художник уже не выдержал, он умер 7 февраля 1942 года. Похоронен на Смоленском кладбище, в братской могиле научных сотрудников Академии художеств (профессоров, погибших в блокаду).

Картины Ивана Билибина

Художнику не удалось организовать ни одной выставки своих работ – это можно исправить, попытавшись перечислить самые известные произведения Билибина. Тем более, что образы, рождённые фантазией мастера, известны миллионам детей и взрослых.

Картины Ивана Билибина уникальны по историческим деталям и стилю исполнения, по 100-процентной отсылке зрителя к корням и его погружению в действо, и даже по индивидуальным нарисованным рамкам.

Это иллюстрации:

  • «Иван-царевич и Жар-птица» (к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»),
  • «Василиса прекрасная уходит из дома Бабы-яги»,
  • «Баба-яга»,
  • «Василиса Прекрасная и белый всадник»,
  • «Красный всадник» (из «Василисы Прекрасной»),
  • «Жил-был царь…» (из «Царевны-лягушки»),
  • «Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры»,
  • «Кощей бессмертный» (к сказке «Марья Моревна»),
  • «Во время разговора он стоял позадь забора…»,
  • «Пир» (из «Сказки о Царе Салтане»).

И многие-многие другие.

Самая крупная музейная коллекция, имеющая отношение к Ивану Билибину, находится в картинной галерее Ивангорода, русского городка у границы с Эстонией (Ленинградская область). Здесь есть рисунки, эскизы театральных декораций и костюмов, личные вещи художника, как эмигрантского периода жизни, так и последних лет в Ленинграде.

 

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий