Образ картины Герасимова » После дождя «, в сочинениях школьников.

Одна из тем школьной программы – сочинение по картине Герасимова «После дождя». Ее включение в программу позволяет ученикам проявить свое виденье, казалось бы, явных и простых вещей. Дает им возможность попробовать описать чувства от созерцания произведения одного из известных советских художников Александра Герасимова. Многогранность полотна наталкивает на разное восприятие отдельных его фрагментов и описание картины в целом. Но до сих пор она способна оставлять в душе ощущение бодрящей новизны и заряд свежести.

История написания

По воспоминаниям сестры Герасимова, в 1935 году чтобы отдохнуть, Александр Михайлович уезжает из столицы в родной Козлов. Члены семьи отдыхали на террасе, когда начался сильный ливень. Все поспешили укрыться от дождя, но он оказался кратковременным. А когда из-за туч выглянуло солнце, то художник был буквально потрясен увиденным зрелищем. Оп попросил своего ассистента Дмитрия Панина быстро принести кисти и краски и стал за мольберт. Буквально в течении трех часов свершилось создание картины. Несомненно, этому способствовал эмоциональный настрой живописца. Как отмечалось им впоследствии, это была лучшая из его картин. Она выставлялась вместе с другими полотнами на многих выставках и экспозициях, но именно возле нее всегда собиралось множество ценителей прекрасного. И сегодня в советской живописи найдется немного произведений, которые можно сопоставить по красочности и исполнении с этим творением изобразительного искусства.

Простота пейзажа

Герасимову удалось передать особую поэтичность и красоту самых обыденных вещей. В изображении нет ничего выдуманного. Все образы реальны и поражают своей свежестью. Край веранды, которая огорожена резными перилами и скамейкой под ними. Дощатый пол со следами свежих луж. На краю веранды находится старинный темный столик с изогнутыми ножками. На нем кувшин с букетом белых и розовых роз. Видимо дождь был очень сильный, так как перевернул стакан, лежащий справа от кувшина, а ветер обил лепестки роз, которые еще не успело сдуть с поверхности. За перилами виднеется сад со склоненными от свежей влаги ветвями. Ветки яблони на углу дома буквально пропитаны влагой, а листва выглядит яркой и сочной. Вдали виднеется остальной сад, где растет множество деревьев и какая-то деревянная постройка. На сарае или баньке, изображенной художником, старая шиферная крыша также вся блестит от прошедшего ливня. Над нею проглядывается безоблачное небо. Во всем чувствуется непринужденность, настолько виртуозно поработала кисть живописца.

Потрясающая достоверность

Анализируя, как удалось автору холста реально правдоподобно отобразить все детали композиции, напрашивается профессиональное применение им техники рефлексов. Он отлично подходит для проработки даже небольших, но значащих фрагментов. В данном случае ими являются отблески и отражения. Состояние свежести после грозы и чистоты природы передано в насыщенных зеленых мазках на элементах веранды – в них отражена листва. От букета на мокром столе отражаются розовые и голубые блики. Комбинация тени и света создает причудливые переплетения. Даже затемненные участки не создают гнетущего настроения, так как и они выполнены красочно и многоцветно. Множество оттенков серебра и перламутра смогли передать солнечные блики на тех объектах, которых коснулись капли дождя.

Световые акценты

Их правильная расстановка на холсте заслуживает отдельного внимания. За счет их изображение на полотне выглядит словно живое, можно сказать – торжественное. Для этого автором грамотно использован контражур. Этот технический прием, при котором изображение как бы подсвечивается с обратной стороны. По замыслу свет поступает откуда-то из-за деревьев. Поэтому он на полотне выглядит не особо ярким, а рассеянным. Так достигается эффект вышедшего из-за туч солнца, только прошедшего зенит и начавшего свой путь к закату. Листья на деревьях заднего плана напоминают мириады блестящих витражных осколков. Каждый из них переливается собственным зеленоватым оттенком. Освещенность по контуру выделяет их из общей композиции.

Техника лессировки

Для того, чтобы подчеркнуть все мелкие детали и передать легкость и живость изображенному, художником был использован способ лессировки. Этой широко известной с четырнадцатого века техникой пользовались Рембранд и Тициан. Воспользовавшись этим приемом, автор холста достиг эффекта передачи бликов солнца на влажных листьях и всех намокших предметах и поверхностях. Для этого ему понадобилось после основного мазка, задающего основу цвета, сделать целый ряд последующих. Каждый из них представлял собой тончайший слой краски, через который проглядывается основа. Благодаря многократному повтору этого приема, зрители по прошествии почти столетия, словно ощущают себя на мокрой террасе. Блеск, как от свеже-лакированных поверхностей пола и столешницы, удачно сочетается с игрой бликов солнечного света на листве.

Гамма чувств и эмоций

Для многих кому требовалось написать сочинение по картине Герасимова «После дождя» могла поначалу показаться сложной эта задача. Не все имели возможность воочию увидеть творение автора. Но близость знакомых образов, таких как мокрая терраса, явление грозы и ливня, зеленого сада, букета цветов, делали это сочинение одним из самых насыщенных и запоминающихся. Нельзя оставаться равнодушным при взгляде на тонкость и идеальность, с которой живописец передавал зрителю свои ощущения. И если при взгляде на холст, слышны звуки падающих с деревьев капель, чувствуется легкий ветерок и благоухание роз, то замысел автора полностью удался.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector