«Принцесса Грёза» Михаил Александрович Врубель

1896 г.Михаил Врубель (1856 – 1910) – известный русский художник рубежа XIX-XX веков. Он работал в совершенно разных видах искусства: живописи, декоративной скульптуре, графике и театральном искусстве. Позже реставрировал фрески в монастырях, иллюстрировал литературные произведения.

О картине

«Принцесса Грёза» Врубеля была написана в 1896 году. Четырнадцать метров в ширину и семь с половиной метров в высоту – масштабное творение, в котором критики не обнаруживали оригинальности. Они посчитали холст излишне декорированным.

Само панно весьма необычное, как и его судьба. Здесь можно увидеть сочетание серо-перламутрового, оливкового и золотистого оттенков. От этих красок создается неимоверно сказочная и мистическая атмосфера, в которую влюбляешься с первого взгляда.

Сюжет

Сюжет для своей картины Михаил Александрович взял из пьесы Эдмона Ростана «Принцесса Грёза», которая в то время была необычайно популярна. Появлялись вальсы, духи, шоколад с таким же названием. Сама пьеса рассказывает о жажде к любви и совершенной красоте, лицезреть которую можно ценой смерти. Юноша-трубадур влюблён в несравнимую правительницу. Парень отправляется в дальнюю дорогу к своему счастью. По пути к ней, преодолев море, он серьёзно заболевает. Открыв свои чувства, парень умирает при первой же встрече с принцессой.

На картине изображён корабль, идущий по волнам моря. На переднем плане нарисован влюблённый трубадур, который лежит на палубе. Он очень слаб и скоро душа покинет его тело. В его руках находиться музыкальный инструмент и парень, играя на арфе, шепчет песню своей любимой. Красавица-принцесса парит над умирающим, а светлые волосы прекрасной Мелиссанды развеваются на ветру. В руках она держит белую лилию – символ невинности, печали и чистоты.

История и дальнейшая судьба картины

Существование «Принцессы Грёзы» начинается с заказа Саввы Мамонтова, который курировал художественно-оформительские работе в Нижнем Новгороде на выставке 1896 года. Он заказал Михаилу сделать два декоративных панно: «Принцессу Грезу» и «Микулу Селяниновича». Обе эти работы были отвергнуты жюри Императорской Академии художеств. Комиссия посчитала, что какой-то неизвестный Врубель не может быть допущен к выставке.

Мамонтов не оставил это просто так, он приобрел картины и отдал на доработку художникам Василию Поленову и Константину Коровину, которые работали под наблюдением Михаила Александровича. Для готовых произведений построили собственный павильон из дерева, который назвали «Панно Врубеля». Панно имело большой успех у публики.

Позже панно повторили уже в технике майолики специально для гостиницы «Метрополь» в Москве.  Рукописное полотно было перевезено в Мамонтовскую оперу, а в 1917 украшало Оперный театр С.И. Зимина.

После этого картина Врубеля бесследно исчезла и, лишь спустя десятилетия, в 1956 году, была найдена в пристройке за Большим театром. Исследуя новонайденное творение, реставраторы обнаружили отражение мозаики с «Метрополя» и увидели надпись: «М. Врубель».

Картину тщательно отреставрировали в течении нескольких лет и теперь ее можно увидеть в зале Врубеля в Третьяковской галерее. Это великолепная работа, заслуживающая внимания.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector