“Демон сидящий” Врубеля – внутренний мир гения

Картины Русских Художников

«Демон сидящий» – картина многожанрового русского художника второй половины XIX – начала ХХ века М.А. Врубеля (1856-1910). Написана маслом на холсте размером 114 х 211 см в 1890 году. Принадлежит Третьяковской галерее (Москва).

Автор и тема

Михаил Врубель с юношеских лет, только начиная свой путь в живописи, темы своих работ черпал из литературы, театральных пьес и философских трудов. В поисках себя брался за иллюстрации классиков и современников, позже на пути самоопределения всерьёз увлёкся работами Канта, немецкого философа со сложными для понимания теориями.

Врубель был очень образованным человеком: имел юридическое и художественное образование, знал 8 языков, всегда постигал что-то новое, причём глубоко и подробно. В разные периоды жизни с энтузиазмом осваивал разные виды творчества: проектировал и расписывал храмы, создавал декорации для театральных постановок, работал в жанре станковой и монументальной живописи, ваял скульптуры и камины, увлекался керамикой, даже выполнял заказы по росписи балалаек для княгини Тенешевой. При всей своей художественной разносторонности и неугомонности был человеком чрезвычайно впечатлительным, мятущимся, иногда безрассудным и высокомерным, нередко экзальтированным и в общем-то не понятным для окружающих.

В 1885 году опера Рубинштейна «Демон» зажгла художника идеей нового образа. Спектакль, к которому Врубель рисовал декорации, стал внешним поводом, толчком к обдумыванию идеи. Герой оперы и будущего полотна в замыслах художника сливался с одноимённым героем поэмы Лермонтова, что было очень кстати – художник начал цикл иллюстраций к юбилейному изданию поэта. С этого времени связка Врубель-Демон станет неразрывной до конца жизни художника.

В итоге родились великолепные иллюстрации сборника произведений Лермонтова (2/3 из них относятся именно к поэме «Демон»), а также появилась трилогия картин, взбудоражившая весь ход развития искусства. Кроме сидящего, первого из сохранившихся на полотнах Демонов, были написаны летящий и поверженный (1899-1902).

Демон сидящий 1890 г. Эскиз картины
Демон сидящий 1890 г. Эскиз картины

История создания картины «Демон сидящий»

Самый первый Демон Врубеля (несохранившийся) был написан в 1885 году в Киеве.  Художника тогда пригласили расписывать Владимирский собор. Но в это время им владели внутренние терзания, связанные с собственной интерпретацией и стилистикой евангельских сюжетов. Как следствие, его стенопись подвергалась критике. Врубель чувствовал собственное отчуждение, вызванное нестандартным пониманием Христа и всей обрядности, что стало для него серьёзным испытанием. Вновь и вновь в мыслях он возвращался к Демону и в конце концов осуществил сжигавший его замысел.

Картину увидел приехавший отец Врубеля. Он пришёл в ужас как от бытовой неустроенности сына, так и от героя его работы, «злого, чувственного и отталкивающего». Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину. Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу.

Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно.

Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать – фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения. Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция – то что надо. Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта.

Личное отношение художника к герою

Сам живописец считал, что Демон – это дух, совмещающий в себе как женское, так и мужское начало. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный… властный, величавый».

Понимание Демона художником отличалось от общепринятого. Врубель был уверен, что он единственный понял и почувствовал это существо правильно – все истолковывают его как дьявола и заклятого врага людского рода, тогда как живописец видел в Демоне мятежный дух и страдания человека, который не находит себе места и покоя среди людей. Недаром слово «демон» в переводе с греческого означает «душа».

Ассоциируя себя с Демоном, а свой талант и творческий потенциал с его физической мощью, Врубель горел предчувствием невиданного прорыва в искусстве, совершённого этой работой. По его признанию сестре, это была «мания, что непременно скажу что-то новое». Картина стала первым масштабным и выразительным произведением русского символизма.

Живописец был убеждён, что «Демон составит ему имя». И не ошибся.

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

Картина ориентирована горизонтально. По её центру, от низа до верха и так, что часть головы и ног оказываются отсечёнными, сидит на земле молодая, полуобнажённая фигура. Атлетический торс обнажён, мощные плечи расслаблены и выставлены вперёд, жилистые сильные предплечья лежат на коленях согнутых ног, закрытых синей одеждой. Пальцы кистей рук сцеплены и напряжены, ладони вывернуты к зрителю.

Так автор видит Демона. Герой задумчив и мрачен. Написан в профиль – черты лица правильные и выразительные. Тёмные волнистые волосы длиною до плеч откинуты назад и обнажают красивую сильную шею.

Облик Демона – лицо, глаза, мускулы – эффектно озарён заходящим вдали солнцем, прощальные лучи которого освещают облака и горные вершины на горизонте. Последние солнечные блики достаются и пышно цветущей поляне, на которой сидит герой, устремивший печальный и задумчивый взор вдаль, на цветущее великолепие среди камней. Он меланхолично созерцает краски заката, которые бликами вспыхивают в его влажных глазах.

Красота героя и палитра всего изображения демонстрируют некоторую противоречивость: мощное тело и одухотворённый лик, жест сцепленных сильных кистей, словно готовых разорвать оковы, и расслабленная выгнутая спина, фантастическая мозаика цветов среди угадывающихся скалистых пород и сгущающаяся тьма.

Стиль написания картины особенный, он присущ только Врубелю. Множество мазков мастер сделал мастихином, металлическим миниатюрным мастерком, художественным шпателем. Этот приём позволяет соединить в одной работе живопись и скульптуру, добиться эффекта кристаллов. Изображённое обретает грани, а сама картина получает сходство с мозаичными витражами и изваяниями из камня.

Судьба картины

Готовая работа встретила холодное непонимание и даже агрессивное отторжение как со стороны богатых коллекционеров, кто бы мог купить полотно, так и коллег-художников. Поначалу только добрый и внимательный Константин Коровин увидел в картине не мистический, устрашающий обывателя смысл, а «муки собственного сердца» Врубеля.

Со временем новизна стилистики живописца стала всё больше привлекать внимание. Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман – картина стала одним из первых приобретений предпринимателя, только занявшегося коллекционированием живописи.

После революции 1917-го Гиршман пытался заняться организацией музея, но в 1918 году, оставив коллекцию, эмигрировал в Европу. Всё собрание было национализировано, и картина «Демон сидящий» попала в Государственную Третьяковскую галерею, ставшую народной в июне 1918-го.

Судьба автора

Сложная натура художника, постоянные душевные метания и творческие терзания, несмотря на выход чувств в искусстве, разрушали его изнутри – натянутая струна когда-нибудь лопается. Судьба за гениальность взяла с живописца слишком большую плату.

Он всегда был неуравновешенным, а к началу 1900-х его психическое состояние ухудшилось настолько, что вскоре психиатрами был поставлен неутешительный диагноз. При этом художник пьянствовал, буянил, превратил в ад жизнь супруги и сына.  Врубеля поместили в клинику, просветления сознания случались редко, болезнь прогрессировала. Затем выписка в угнетённом состоянии, смерть 2-летнего сына, депрессия, снова больница для душевнобольных (ставшая периодической). Иногда удавалось продуктивно работать (в живописи и графике). Творческая сила сохранялась, физическое тело разрушалось.

В 1905 году «за известность» Врубеля избрали академиком живописи, но едва ли он это осознал – по большей части жил в галлюцинациях и собственном мире. Вскоре он потерял зрение. Зимой 1910-го, стремясь покончить со своими муками, специально открывал форточку и стоял под ней, чем спровоцировал воспаление лёгких. Умер 1(14) апреля того же года, «оставив своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи» (Блок).

«Демон сидящий» – как в Третьяковке сохраняют живопись

Сегодня шедевр «Демон сидящий», гордость музейного комплекса, демонстрируется в отдельном зале, отведённом под работы Михаила Александровича Врубеля.

Техника многослойного наложения красок, применённая художником, оказалась очень хрупкой – обнаружено, что красочный слой теряет мельчайшие частицы и местами обнажается холст, утрачивая краску. Поэтому усилия специалистов направлены прежде всего на грунтовое укрепление полотна, делаются мельчайшие тонировки в цвет авторской живописи без её перекрытия.

Ещё в XIX веке картины начали накрывать стеклом – для защиты красочного слоя. Холст Врубеля «Демон сидящий» сегодня прикрыт лёгким, небьющимся и антистатичным акриловым стеклом со сложной оптикой. Все его характеристики работают на прозрачность и цветопередачу (обладает пылеотталкивающими и антибликовыми свойствами). Причём такое стекло гасит не только внешние отблески, но и те, которые возникают от пастозных, фактурных мазков и лака самого полотна.

Закрепляя стекло в раме, учитывают, что толщина красочного слоя полотна в разных местах неодинаковая – вплотную не прижимают. Расположена картина по правилам выставления света, так, чтобы антибликовый эффект стекла раскрылся лучшим образом.

Шедевр Врубеля, живописца с мировым именем, собирает около себя толпы поклонников. Картина «Демон сидящий» с огромным успехом принимает участие и в международных выставках. Ценители живописи уверяют, что «насытиться» просмотром шедевра невозможно.

Все картины Врубеля про демона

Демон сидящий 1890 г.
Демон сидящий 1890 г.
Демон сидящий 1890 г. Эскиз картины
Демон сидящий 1890 г. Эскиз картины
Демон поверженный 1902 г.
Демон поверженный 1902 г.
Тамара и демон илл. к поэме Лермонтова, 1890 г.
Тамара и демон илл. к поэме Лермонтова, 1890 г.
Демон летящий 1899 г.
Демон летящий 1899 г.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий