«Девушка, освещённая солнцем» Валентина Серова авторский прорыв мастера кисти

  • Автор: Серов Валентин;
  • Год: 1888;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 89,5 х 71 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

«Девушка, освещённая солнцем» – картина русского живописца В.А. Серова. Написана маслом на холсте размером 89,5 х 71 см в 1888 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор

Валентин Александрович Серов (1865-1911) во второй половине XIX – начале ХХ века был в ряду ведущих художников России. Сложился как мастер-портретист – его работы дают яркие и красноречивые характеристики героев. Среди них множество известных деятелей культуры и искусства, влиятельных особ государственного масштаба – современников живописца.

В галерее Валентина Серова кроме заказных картин множество работ, выполненных по собственному желанию автора, по зову души. Их героями чаще всего становились родные и близкие люди. «Девушка, освещённая солнцем» в том числе.

Излюбленная модель

Валентин Серов «Девушку, освещённую солнцем» писал со своей двоюродной сестры Маши Симонович. Она была старшей дочерью из пяти детей тётки художника (по матери) Аделаиды Бергман. Валентин и Маша были ровесниками и дружили с детства.

Ещё в юности художник признавался, что Маша в его жизни «первая простая девочка, с которой можно говорить по душе». Впервые он нарисовал кузину в 14 лет. Всего известно восемь её портретов работы Серова.

По воспоминаниям современников, Марию художник всегда писал с удовольствием – она была послушной, терпеливой, внимательной моделью, способной подолгу не менять позы и актёрски сохранять выражение глаз. Одним из приёмов удержания своего эмоционального состояния Маша называла приятные мысли.

Такая «неуставаемость» идеальной модели позволяла художнику спокойно изучать каждый сантиметр лица, игру света на коже и одежде, тени. Улавливать и мастерски передавать на холст не только визуальное сходство, но и психологическое, душевное.

Место действия

В 1888 году молодой художник был в гостях у своего товарища Владимира фон Дервиза, который стал ещё и родственником (женился на другой кузине Серова, Надежде, родной сестре Маши).

Поместье Дервиза – Домотканово в Тверской губернии (17 км от Твери). Хозяева превратили свою усадьбу в гостеприимное место, подобное Абрамцеву Саввы Мамонтова или Талашкину княгини Тенишевой. Здесь часто бывали художники, композиторы, учёные.

Места вокруг были живописные, поэтому неудивительно, что именно здесь, в тенистых липовых аллеях роскошного парка, создававших «таинственную атмосферу» (по воспоминаниям Марии), 23-летний Валентин Серов решил написать портрет любимой сестры.

Работа над картиной

Они долго бродили в поисках подходящего места. Наконец, одно из них удовлетворило художника особой кружевной тенью – Серову было интересно попытаться поймать солнечные блики на лице и руках, совместить их с тенью, при этом добиться сходства и живости модели. Не терпелось взяться за новую и столь трудную задачу. Поэтому художник взял какой-то заброшенный набросок на холсте, перевернул его и начал работать.

Сеансы были ежедневными. Серовское «Писаться!» было сигналом идти к скамье под выбранным деревом. Художник со своего места молча жестами показывал, как надо изменить позу и положение головы – взаимопонимание с моделью было полнейшим и вообще он всегда работал в тишине. Затем наступали часы оцепенения девушки, увлечённой поставленной задачей не менее, чем художник.

«Мы оба работали запоем», – вспоминает об этом времени Мария. Ведь искусство было тоже ей не чуждо – она занималась живописью и скульптурой, училась. Была известна в художественном обществе как «скульпторка» (по выражению В.И. Мамонтова).

«Девушка, освещённая солнцем» создавалась три месяца (в непогожие дни Серов писал «Заросший пруд»). Удивительно, но модель нужна была автору даже когда он писал деревья. Случилось, Мария приболела. Валентин работал над фоном картины и усадил на место Маши её сестру. Но не смог писать – всё было не так, нужна была именно Мария.

По окончании работы художник подарил своей модели три рубля (был стеснён в средствах), и она уехала на учёбу в Петербург. Но память об этом чудесном лете осталась на полотне молодого мастера.

Описание картины Серова «Девушка, освещённая солнцем»

Лето. Тенистый парк. Меж листвой, играющей на ветру, скользят вниз тёплые лучи солнца. Под старым деревом, опершись на его широкий ствол спиной, на простой лавке сидит девушка. Она в общем спокойна, но несколько вопрошающе или даже с немым укором смотрит в глаза зрителю.

Длинные тёмно-каштановые волосы девушки убраны от лица, открывая его мягкий овал. На щеках румянец, юные губы изящно очерчены. Руки лежат на коленях, пальцы сплетены.

На девушке светло-бежевая блузка с отложным воротником и частым рядом небольших белых пуговиц на застёжке впереди. По краям воротника и длинных рукавов, открывающих руки почти до локтей, присборенная кружевная лента, которая придаёт блузке нарядность и кокетливость. Добавляет их и подтягивает весь образ коричневый кожаный ремешок на талии. Простого кроя, свободная тёмно-синяя юбка отсылает зрителя к концу XIX века, когда повседневные дамские наряды начали стремиться к практичности.

Солнечный свет – второй полноправный герой этой картины. Блики солнца, благодаря листве и теням, через которые они проходят на своём пути, расцвечивают фигуру героини замысловатыми пастельными пятнами. Лицо, руки, светлая блузка – всё в отметинах и разводах синих, зелёных, жёлтых, коричневых, белых оттенков.

Подобные приёмы обращения со светом и тенью характерны для импрессионистов, движение которых в то время только зарождалось во Франции. Название направления в живописи образовано от французского слова «впечатление». Именно оно, впечатление, ощущение, мимолётный взгляд Валентина Серова – на картине «Девушка, освещённая солнцем».

Работа над ней стала исследованием художника, стремлением к чему-то необычному, попыткой найти новую технику. Сохранить в живописи свежесть первого впечатления – вот что волновало художника. В этом новизна шедевра – он задумывался как портретный этюд, а стал полноценным психологическим портретом.

Путь в галерею

В конце 1888 года Московское общество любителей художеств планировало провести в Москве 8-ю периодическую выставку, на ней Серов и собирался представить свою работу. Хлопотами по этому поводу занимался Илья Остроухов, московский художник и коллекционер (Серов находился в Петербурге).

О новой работе Серова, где героиней была девочка, сидящая в неком солнечном парке, в художественных кругах уже слышали. Павел Третьяков изъявил желание посмотреть этот портрет. Остроухов сообщил об этом Серову и 11 декабря Третьяков увидел картину. Она ему понравилась и уже 19 декабря владелец художественной галереи предложил 300 рублей за этюд Серова.

О сделке через Остроухова договорились до открытия выставки (чтоб не платить процентов). В выставочный каталог работа Серова была внесена под скромным названием «Этюд девушки».

«Твоё имя в Третьяковской галерее», –  сообщал Остроухов в письме Серову 22 декабря. Через три дня выставка открылась. Портрет уже был сопровождён табличкой: «Собственность Третьякова».

Судьба героини

В 1890 году во Франции Мария вышла замуж за политического эмигранта и осталась жить с мужем в Париже. Бывала в России. В 1895-м Серов написал последний её портрет, который ей и подарил (находится в Музее д’Орсе, Париж). В 1911-м Валентина Серова не стало.

Шли годы. Мария Яковлевна Львова (по мужу) написала Воспоминания, которые отправила в Россию своей сестре Нине, чтобы та передала их в Третьяковскую галерею. Приложила и рисунки Серова, которые у неё были. Последний портрет, написанный знаменитым кузеном, находился тогда у одного из сыновей Марии (потому не был отправлен на родину).

В 1936 году случайный гость Львовых увидел у них репродукцию картины «Девушка, освещённая солнцем». Он признался, что в юности был влюблён в этот образ и так и никогда не женился. Марии тогда было уже 73 года, она давно избегала сравнения со своим портретом, но гостю призналась, что на картине она. Он вгляделся и сказал, что узнаёт взгляд. «Благодарю вас за глаза!» – произнёс он, уходя.

В 1939 году умер муж. В оккупированном Париже Мария Яковлевна пережила войну. Не стало её в 1955 году.

А юный взгляд милой Маши с картины «Девушка, освещённая солнцем» благодаря мастерству великого портретиста Валентина Серова по-прежнему чист и светел и вот уже более ста лет волнует сердца утончённых зрителей.

Топ известных картин Серова, смотреть подборку

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий