«Похищение европы» – олимпийское спокойствие посреди стихии

Картины Русских Художников

Картина «Похищение Европы» написана русским художником В.А. Серовым темперой на картоне размером 71 х 98 см в 1910 году. Вариантов произведения несколько, они находятся у разных владельцев, один из которых Государственная Третьяковская галерея (Москва).

Автор

Валентин Александрович Серов (1865-1911) известен как живописец и график, мастер-портретист, творческое наследие которого составляют пейзажи и натюрморты, одиночные и групповые портреты детей и взрослых (среди них представители царствующей фамилии, известные деятели искусств – современники художника). Серов много путешествовал. В 1907 году побывал в Греции. Именно здесь у художника созрела идея создать своё видение яркого сюжета из древнегреческой мифологии, волнующего многих художников, картину на тему похищения Европы.

Сюжет картины

Европа – единственная дочь финикийского царя Агенора, юная и прекрасная. Её увидел могучий Зевс, сын Крона, когда она гуляла с подругами по цветущему лугу. Влюбившись с первого взгляда в красавицу, Зевс решил выкрасть её. Он обратился в чудесного быка с сияющей шерстью, серебряным лбом и золотыми рогами. Подойдя осторожно к девушкам, очаровал их красотой и кротостью. Лёг у ног Европы, словно приглашая сесть ему на спину, что доверчивая красавица и сделала. В ту же секунду златорогий бык вскочил и понёсся быстрее ветра к морю. Бросившись в лазурные волны, стремительно поплыл, словно дельфин. А девушка, трепеща от страха, но доверившись неотвратимой судьбе, ждала своей участи – вокруг было только безбрежное море. Вскоре Зевс-бык вынес красавицу на берег прекрасного острова. Здесь, на Крите, он снова обратился в юношу, и Европа стала его женой.

Картина Серова «Похищение Европы» отражает самый напряжённый и красивый, по мнению художника, момент.

Описание картины

По морю, стремительно разрезая волны, так, что за ним тянется пенная дорожка, плывёт бык. На его спине, поджав ноги, неуверенно сидит девушка. Она удивительно спокойна, заворожённо смотрит на воду, в толще которой посверкивают солнечные лучи. Глубина, скорость, ветер – всё очаровало красавицу, и она затихла, даже Зевс-бык обернулся убедиться, что с его ношей всё в порядке. Сопровождают эту необычную пару дельфины. Очертания их тел повторяют линии волн и усиливают впечатление от неспокойного моря, поглотившего линию горизонта.

Работа над картиной

Серов был невероятно внимательным и наблюдательным художником, но по-настоящему вдохновить его могла только натура. Поэтому он тщательно отбирал всех моделей для картины:

  • Зевс в обличии быка. Греческие животные мастера не вдохновили, обратился к испанским – экземпляры с корриды тоже не удовлетворили живописца. Прослышал об итальянской деревушке Орвиетто, где выращивали животных эпических пропорций. На этот раз удача – Серов нашёл, что искал;
  • Европа. Кропотливый отбор привёл живописца в Париж. Здесь, в мастерской Николая Досекина, знакомого художника из России, встретил подходящую натурщицу;
  • Море. Чтобы вдохновиться энергией морских волн, подолгу наблюдал за ними с итальянских берегов. Мощные водные перекаты Атлантики во французском Биаррице, который и сейчас центр сёрфинга, воодушевили особенно.

Произведение живописи «Похищение Европы» создаёт впечатление стремительности, ритма. Зритель в свете яркого дня чувствует энергию стихии и азарт. Кажется, что художник так же уверенно и быстро написал картину. Но это иллюзия. Серов теме похищения Европы отдал три года – сделал около десяти вариантов освещения сюжета (картины и эскизы). Шесть картин считаются законченными автором, но так ли это, неизвестно – в 1911 году художника не стало.

Узнаваемый модернизм. Значение картины

«Похищение Европы» кисти Серова – это сплетение древности с модерном, в ней аутентичное смешано с новаторским исполнением. Основной цвет на картине «Похищение Европы» – синий разных оттенков (море, небо). Автор не зря сочетает его с чёрным и коричневым, ведь греческие фрески древности чаще всего демонстрируют подобную совокупность цветов. Одновременно художник отказывается от античных форм. Европа мало напоминает мраморную красавицу в привычном для древнегреческой культуры понимании. Более того, художник «очеловечивает» героиню с помощью позы, телосложения, тонируя её кожу. Облик похищенной девушки созвучен с современностью.

Эта работа Серова признана образцом модернизма, нового на период появления картины течения в живописи, характеризующегося отрывом от традиций и опыта, а также некоторой схематизацией изображения.

Впечатления из Греции, бык из Италии, натурщица из Парижа – картина на античную тему писалась русским художником в Финляндии. Международное детище мастера, как мозаика, собрано из впечатлений живописца от разных уголков Европы-части света. Похищение Европы-девушки кисти Валентина Серова в разных вариантах – гордость ГТГ, Русского музея и частных коллекций.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector