Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны»

1871 г.Василий Васильевич Верещагин — один из главнейших русских художников-баталистов. До своего обучения в Академии художеств и становления как художника, Верещагин успел пройти военное обучение. На протяжении второй половины XIX века он создаёт обширные полотна, посвящённые войне — при этом его познания о полях сражений базируются на собственном опыте нахождения в местах военных действий. Однако Василий Васильевич далёк от воспевания воинской славы и милитаристской бравады — через все его творчество красной нитью проходит тема ужаса и бессмысленности войны. Квинтэссенцией этого мотива становится картина «Апофеоз войны».

История создания

В 1871 году Василий Васильевич Верещагин создаёт картину «Апофеоз войны», одно из своих наиболее знаковых и узнаваемых произведений. Изначально работа должна была носить название «Торжество Тамерлана», отсылая зрителя к самому грозному среднеазиатскому правителю XIV века. По свидетелям очевидцев, после его налетов на города, в которых армия прославленного полководца жестоко расправлялась с местными жителями, башни из человеческих черепов достигали огромной высоты.

Сюжет

Подобный восточный сюжет Василий Васильевич выбрал неслучайно. Картина продолжила так называемую Туркестанскую серию, созданную после участия Верещагина в среднеазиатской кампании 1860-х годов. Во время своей службы художник сделал ряд эскизов, которые и послужили основой для этих работ. Однако символизм созданной картины стал настолько пугающе универсальным, что художник лишил этот сюжет привязки к конкретным времени и персоне. Произведение приобрело новое имя, точно и метко аккумулирующее смысл всей работы — «Апофеоз войны».

Пустынный пейзаж и гора черепов

Даже в контексте других работ Верещагина, немногословных и не обременённых излишним количеством лишних деталей, картина «Апофеоз войны» выделяется своей лаконичностью. Зрителю нетрудно определить визуальную доминанту картины: это груда черепов, сложенная человеческой рукой в угрожающе возвышающуюся над всем ландшафтом пирамиду. Мы не знаем, кому принадлежат эти черепа, были ли это павшие в бою воины или мирные жители, враг ли это или союзник — смерть стирает условности любых отношений, социальных или политических. Лишь отметины от пуль и сабель, следы насильственной смерти, говорит об ужасном деянии, совершенном в этих местах. Помимо этого чудовищного творения, виден только бескрайний пустынный пейзаж, тысячи километров мёртвой потрескавшейся земли и почерневших обугленных деревьев.

Посвящение

Роль жизненной силы выполняют кружащие над останками чёрные вороны, символически все так же принадлежащие к пространству смерти. Зритель может угадать вдали очертания города, который едва возвышается над мёртвой желтой землей. От поселения остались только руины — фактически, груду человеческих черепов дублирует груда таких же мёртвых бесполезных камней, некогда служащих пристанищем для людей. Поражает удивительная лаконичность цветовой палитры: желтизна выжженной войной земли и голубизна пустого безоблачного неба настолько чисты, будто не принадлежат этому миру. Эта безукоризненная чистота цвета подчёркивает хаос пустых глазниц и оскалов, сложенных в огромный неправильный треугольник. На раме, обрамляющей картину, остались слова, завершающую эффект произведения: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Они звучат как предостережение, которое, увы, так и не было услышано до сих пор. Василий Васильевич Верещагин погиб во время Русско-Японской войны на борту броненосца «Петропавловск». Таким образом, он стал ещё одной жертвой войны, ужасам и несправедливости которой было посвящено его творчество.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector