Картина «Взятие снежного городка» Василия Сурикова

Картины Русских Художников

«Взятие снежного городка» Василия Ивановича Сурикова — это известная картина, которую сейчас можно увидеть в Государственном Русском музее. Написанная маслом по холсту размером 156 на 282 сантиметра в 1891 году, она поражает зрителя своей живостью и искренностью. Разберемся, что предшествовало созданию шедевра и как он воспринимается критиками в контексте всего творчества Сурикова.

История создания

В конце восьмидесятых годов семья Суриковых пережила серьезную трагедию — умерла жена, которую звали Елизавета. Долгое время Суриков не мог собраться с силами и взяться за кисти, однако смена обстановки, он с дочерьми уехал в Красноярск, и поддержка от сибирских родственников помогли художнику продолжить творчество. И даже загореться новыми необычными идеями, благодаря одной из которых и появилась картина.

Появление замысла

Во время пребывания в родном Красноярске, в котором Суриков пытался забыться после смерти супруги, он и задумал создать большое полотно о взятии снежного городка — популярном развлечении енисейских казачьих деревень. Эту народную забаву он наблюдал и в детстве, и во взрослом состоянии. Каждый раз после Масленицы жители окрестных деревень строили огромные снежные городища, а потом шуточно сражались за них. Это и захотел изобразить живописец.

Этюды для картины

Первые этюды для картины «Взятие снежного городка» Василий Суриков начал создавать в 1888 году. А в 1890 году Василий Иванович Суриков побывал в селе под названием Ладейка. Местную молодежь он попросил построить снежный городок и поиграть напоказ. Ребята, не привыкшие к таким странным обращениям, согласились позировать только за три ведра спирта. Однако такая сделка с ладейской молодежью позволила художнику:

  • Сделать важнейшие наброски центрального персонажа на коне;
  • Выяснить, как изображать свет, чтобы передать объем сугробов, снега;
  • Зарисовать будущую толпу;
  • Изобразить красками снег, разлетающийся во все стороны.

Некоторые лица Суриков писал не с неизвестных ему девушек и молодых людей, а со своих родственников и знакомых. Так, например, моделями выступали его родной брат, жена известного красноярского врача и подруга семьи Екатерина Рачковская, двоюродная племянница живописца Татьяна Доможилова.

По словам Александра Сурикова, брата художника, Василию пошла на пользу активная творческая деятельность, регулярные выезды из города на пленэры. «За работой этой картины Вася уже менее стал скучать о жене; одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях и у нас бывали знакомые!» — отмечал он.

Сюжет

В центре сюжета находится казачья традиционная игра в покорение городка. Она проходила почти в каждой деревне по периметру Енисея, а смотреть на нее собирались все односельчане. И это не удивительно. Картина прекрасно передает воодушевленную и полную радости атмосферу, которая царила во время таких гуляний.

Передний план

На первом плане находится всадник, который, находясь на скачущем коне, с силой бьет по разрушающемуся городку из чистого снега. Его лицо напряжено, а в глазах лошади настоящее безумие. Критик Владимир Кеменов писал о центральных персонажах: «Суриков как бы очеловечивает лошадь: в его картине не только всадник, но и конь выглядит полноправным участником весёлой забавы… Больше того, конь и сам испытывает удовольствие от игры».

Они буквально олицетворяют весь пыл енисейских казаков, их серьезное отношение к старинным традициям. Также на переднем плане находятся люди в санях — парень и девушка, с левой и правой руки соответственно. Они в восторге от происходящего и с азартом наблюдают за теми, кто скачет вслед за наиболее успешным казаком.

Задний план

На заднем плане стоит толпа, но она расступается перед всадниками. Всадники выглядят не так, как центральный персонаж — они просто веселятся, в них нет такого запала и желания поскорее уничтожить снежное городище. Так же счастлива толпа, которая наблюдает за праздником. В ней есть люди разных возрастов и сословий, но в счастливый момент все стирается. Все они выглядят одинаково нарядными, счастливыми и румяными от мартовского мороза.

На заднем фоне, где-то за толпой, можно разглядеть силуэты гор и голые деревья. Из-за их расположения можно подумать, что игрища происходят на берегу реки. Почему художник беспокоится о географических деталях? Во многом это связано с тем, что картина передает национальный колорит, который присущ казакам определенной местности.

Восприятие картины

Впервые картина была выставлена на Девятнадцатой выставке передвижников. Она открылась в Петербурге в начале марта 1891 года, а уже через месяц переехала в Москву, в традиционный пункт маршрута. Затем художественная экспозиция совершила тур по современной Украине.

Мнение критиков

Критики скептично восприняли появление картины. В основном претензии были связаны с излишней праздничностью нарядов всех героев, с грязноватой работой над цветами. Еще они отмечали странный выбор оттенков — слишком ярких и насыщенных для зимней зарисовки. Ряд замечаний был связан с композицией картины. Из-за перегруженного заднего плана трудно сфокусироваться на чем-то одном.

Наиболее полный и доброжелательный отзыв дал историк искусств Владимир Стасов. В своей статье для «Северного вестника» он заявил, что полотно имеет необычный, свойственный скорее восточной культуре, чем русской, колорит. По его мнению, в сюжете есть только половина русского, так как детали в виде ярких одежд, низкорослых мохнатых лошадей скорее напоминают об азиатских традициях и культуре.

Реакция общественности

Общество заинтересовалось картиной как минимум потому, что на двух прошлых выставках передвижников никакие работы Сурикова не анонсировались. Однако аудитория, знакомая с творчеством художника, была немного удивлена тому, что он отошел от привычных трагических сюжетов. Можно предположить, что серьезное напряжение в реальной жизни и скорбь по супруге заставили Сурикова желать писать что-то более светлое и радостное, чем обычно.

Дальнейшая судьба картины

Первым покупателем картины стал меценат Владимир фон Мекк. Благодаря ему полотно поучаствовало во Всемирной выставке в Париже. Там оно получило бронзовую медаль, что сделало картину одной из наиболее признанных среди полотен Сурикова. Затем картину перекупил Русский музей.

Во время войны картину эвакуировали в Нижний Новгород, а затем и в Пермь. Только после окончания военных действий полотно вернули в Санкт-Петербург. После оно никогда не покидало город надолго, разве что участвовало в локальных выставках по России. В Русском музее, куда и была возвращена картина, ее можно увидеть по сей день.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector