«Лунная ночь на днепре» — картина или открытое окно?

1880 г.«Лунная ночь на Днепре» — самый известный пейзаж русского художника А.И. Куинджи, написанный мастером на пике расцвета творчества и ставший предметом для многих авторских копий.

Автор картины

Архип Иванович Куинджи (1842 – 1843) – великий русский пейзажист. Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Мариуполе, Феодосии, Одессе, Таганроге. Это были годы бедности, но в непрестанных трудах и стремлениях к художественному искусству. Став вольнослушателем Академии художеств в Санкт-Петербурге (с третьей попытки), полноправно и окончательно влился в мир живописи. С тех пор много учился, писал, в 1870-х добился профессиональных высот и признания, создал немало шедевров, преподавал и всю жизнь занимался благотворительностью.

История создания полотна

5 сентября 1880 года – эта дата зафиксирована Архипом Куинджи на полотне как дата завершения работы над картиной. Полгода художник корпел над ней, подбирая краски, тона и оттенки, нанося мазок за мазком, процарапывая некоторые участки сухой кистью. Приглашая друзей, наблюдал за их реакцией при первом взгляде на картину и силой её воздействия на них. Первыми зрителями были не случайные люди, а известные художники, литераторы, учёные. И главной эмоцией увидевших картину «Лунная ночь на Днепре», даже ещё не оконченную, был восторг.

Первый владелец картины

В светских кругах Петербурга поползла молва о сотворении художником чуда. Великий князь Константин Константинович очень заинтересовался и инкогнито посетил мастерскую художника. Увидев картину, влюбился в неё с первого взгляда и, не торгуясь, купил за пять тысяч рублей – фантастические по тем временам деньги. Лишь потом художник узнал, что покупателем был великий князь. Некоторое время картина оставалась в мастерской – требовалось окончательно завершить работу и подготовить полотно к предстоящей выставке. Новоиспечённый владелец время от времени приезжал полюбоваться приобретённым шедевром.

Удивительная выставка

Такого ещё не было в истории российского искусства – выставлялась одна единственная картина и это была «Лунная ночь на Днепре». Она прославилась ещё до своего завершения, и теперь непрерывные толпы желающих увидеть шедевр своими глазами заполняли подступы к зданию Общества поощрения художников, где была выставлена картина.

Экспозиция была детально продумана: тёмный зал, тщательно задрапированные окна, свет лампы направлен на картину именно так, как установил художник. Эти условия, созданные искусственно вокруг полотна, дополнительно оживили его, придали необычную реалистичность: появился светящийся блеск, эффект мерцания света и даже иллюзия колебания речной глади и неспешного течения воды.

Описание картины

Летняя ночь. Только полная Луна, показавшись в просвете между лёгкими облаками, освещает спящую землю. В лунном свете широкий Днепр спокойно несёт свои воды по бескрайним равнинным просторам. Лента реки сверкает холодным серебристо-зелёным блеском и завораживает сдержанной силой. Луна высвечивает несколько хат на ближнем берегу, дороги и тропинки между ними. У реки темнеет силуэт мельницы. По всей видимости, это окраина украинского села. Противоположный берег за Днепром пустынный. Линия горизонта потонула в сумраке ночи и слилась вдалеке с тёмным ночным небом. Тишина и покой. Только кажется, что слышишь стрекотание невидимых в тёмной траве сверчков. Природа спит.

Художественные приёмы мастера

Полная иллюзия объёма и глубина пространства, ощущение загадочного мерцания и вибрации, оживление картины – этих эффектов Куинджи добился с помощью специально подобранных красок, в состав которых вводились некоторые химические элементы. Использовались также особенности восприятия цвета глазом человека: тёплые тона кажутся ближе по расстоянию, чем холодные. Мелкие мазки, многослойность полупрозрачных красок, штрихи сухой кистью позволили объёмно и реалистично передать поток лунного света, струящийся из глубины бездонного неба. Волшебством и даже дьявольщиной называли достигнутые кистью живописца эффект полной реальности и иллюзию подвижности.

Буря заслуженных восторгов обрушилась на Куинджи. Неудивительно и вместе с тем печально, что хозяин картины великий князь Константин Константинович не хотел расставаться с ней, отправляясь в морское плавание. Это было безрассудное решение.

Путешествие картины

Намерение великого князя взять с собой «Ночь на Днепре» стало известно Куинджи. Понимая, что для полотна и красок морской воздух губителен, защищая своё детище, художник категорически возражал против предстоящего путешествия картины. Близкие к искусству влиятельные личности того времени пытались воспрепятствовать вывозу полотна. Но убедить великого князя оставить полотно в надлежащих условиях никому не удалось. И с конца 1880-го до лета 1882 года картина находилась на фрегате «Герцог Эдинбургский», посетив вместе с ним Францию, Грецию, Алжир, Италию. За это время она «сходила» на берег только однажды: 10 дней выставлялась в Париже, да и то благодаря уговорам Тургенева. Тот пытался убедить великого князя оставить полотно для участия его в престижной Парижской выставке, что было бы замечательно как для автора и России, так и для зрителей и ценителей искусства. Но все доводы и уговоры опять были тщетны.

Непоправимое

Опасения неравнодушных к искусству людей, к сожалению, подтвердились. Смешение новых по составу красок, подбираемых мастером в процессе работы, а более всего содержание полотна длительное время в условиях перепадов температур и влажности воздуха, воздействие соли, неизбежное при перевозке в открытом виде, без должной бережной упаковки (ведь полотном надо было любоваться) – всё это привело к множественным повреждениям красочных слоёв и даже механическим царапинам.

По возвращении великого князя Куинджи по его просьбе взялся за реставрацию полотна. Но к первоначальному виду картину привести уже не удалось: яркий солнечный свет и солёный влажный воздух привели к необратимым последствиям.

Судьба картины

Отреставрированная «Ночь на Днепре» после злосчастного путешествия выставлялась в Москве и Петербурге, но постоянным её местом стал Мраморный дворец, где жил великий князь Константин Константинович. После революции в числе прочих ценностей картина была национализирована, с 1928 года она – экспонат Государственного Русского музея.

Этюды и копии

Картина принесла художнику громкую славу, а тематика ночных пейзажей огромную популярность. Художником было создано несколько повторений, а также картин по мотивам. Своя «Ночь на Днепре» хранится в Государственной Третьяковской галерее, другие варианты в Симферополе, Астрахани. Есть подобная картина в музее Беларуси. В Киеве выставляется вертикальная «Ночь на Дону».

Особые впечатления

Жаль, что нельзя оказаться на той выставке картины, когда она предстала перед зрителями впервые, в тёмном зале, с направленным на неё светом лампы. По свидетельствам современников, её размеры 105 х 146 см вкупе с уникальной живописью создавали у первых зрителей впечатление раскрытого окна и потрясающего вида из него. Реальный свет и ощущение воздуха, искрящаяся и подвижная водная поверхность реки, бездонное глубокое небо – всё настоящее, живое, вместе с тем магическое и волнующее. Удивительно, что это волшебство передано красками и кистью рукой человека.

Создание именно этого поэтически цельного пейзажа стало крупнейшим творческим достижением Куинджи, и несмотря на потускневшие со временем краски, современные ценители имеют возможность прикоснуться к высокому искусству и прочувствовать удивление и восторг перед реальной картиной мира и победой великого художника, победой фантастического света над тьмой.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector