Биография Куинджи

Русские Художники

Архип Иванович Куинджи – великий русский художник, выдающийся пейзажист, новатор в создании живописной иллюзии света, равного которому современники мастера не знали.

Детство

Архип Куинджи – четвёртый, последний, ребёнок в семье обрусевшего грека, предки которого по решению Екатерины II в конце XVIII века в числе прочих христиан переселились с Крымского полуострова на северное побережье Азовского моря. Дата рождения будущего художника 27 января 1842 года (некоторые исследователи сомневаются относительно года, вероятны также 1841 и 1843). Семья жила в греческом селе под Мариуполем. Отец в сапожной мастерской шил-починял обувь. Трудились много, жили бедно. В раннем возрасте Архип лишился родителей, которых ему заменила сестра отца с мужем. Став старше, жил в семье старшего брата Спиридона. Происхождение и условия жизни приучили браться за любую работу: пастуха, помощника на стройке, разносчика у хлеботорговца.

Начальное образование

Греческой грамоте будущего художника обучил учитель-грек. Школьное образование состояло лишь из курса 2-классного городского приходского училища. Недостаток систематического образования и слабая грамотность впоследствии всю жизнь мешали будущему живописцу. Возможно, именно поэтому скуден его архив: нет ни дневников, ни обширной переписки с современниками, лишь несколько посланий П.М. Третьякову и некоторым официальным лицам.

Первые попытки учиться рисованию

С ранних лет Архипа влекло искусство рисования. При любой возможности он пробовал изобразить увиденное и это у него неплохо получалось. Один из его старших знакомых, обратив внимание на очевидные способности мальчика, подал идею ехать в Крым, где жил и работал знаменитый Айвазовский. Показать мастеру свои рисунки, проявить себя и поступить в ученики – мечты юного Куинджи. И летом 1855 года он, полный надежд, прибыл в Феодосию. Но обычно внимательный к молодым талантам, Айвазовский на этот раз упустил явное дарование. Попытка пробиться на уроки хотя бы к ученикам мастера также принесла жалкие плоды: горячего и решительного подростка допустили только красить заборы и размешивать краски. После 2-месячных мытарств он вернулся на родину.

Первая работа по душе

В Мариуполе Куинджи удалось устроиться в салон местного фотографа ретушёром. Эта работа приближала его к заветной мечте и давала опыт в приобретении художественных навыков. Оставалось и достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремлённый юноша продолжил заниматься ретушированием. Спустя три года, переехав в Таганрог, этой же работе посвятил следующие 5 лет жизни: в центральном фотосалоне С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год Куинджи Архип, амбициозный и трудолюбивый, увлечённо и терпеливо работает, учится и оттачивает своё мастерство.

Осенняя распутица 1870г.Следующий этап – Академия художеств

В 1865 году Куинджи уже достаточно уверен в себе, чтобы ехать в Санкт-Петербург. В заветную Императорскую Академию художеств он попал только с третьей попытки: стал её вольнослушателем. Появились друзья и знакомые, впоследствии сыгравшие важную роль в его творчестве и жизни. Среди них были художники-передвижники И.Н. Крамской и И.Е. Репин.

Увлечение передвижничеством и первые успехи

Художники-передвижники, противопоставляющие своё творчество академизму, привлекли молодого Куинджи своими взглядами и творческой составляющей. Под их влиянием он пишет пейзажи «Осенняя распутица», «Забытая деревня». «Чумацкий тракт в Мариуполе». Социальное миропонимание и выражение гражданских чувств художник в этих полотнах проявляет с помощью контраста унылых красок земли и светлых тонов неба. Эти работы носили явный оттенок сострадания к героям картин. На выставках передвижников пользовались успехом и отмечались как очень удачные, тем самым принеся славу и автору.

Ладожские пейзажи

С 1870 года Куинджи не раз посещал живописные Ладожские места, излюбленную натуру русских художников. Результатом стало создание пейзажей под названиями «На острове Валааме» (первая картина Куинджи, купленная П.М. Третьяковым) и «Ладожское озеро». Их уже выделяло реалистическое отражение природы с романтическим уклоном. Имя его звучало всё громче, его знали уже за границей.

Окончательно поверив в своё дарование, Куинджи решил, что Академия ему больше не нужна и забросил занятия.

Ладожское озеро 1873 г.Единственная любовь на всю жизнь

С Верой Шаповаловой художник встретился в родном для обоих Мариуполе. Молодые люди полюбили друг друга. Но Вера была из богатой купеческой семьи, и отец её поставил условие: заработаешь – Вера твоя. Трудно было, но целеустремлённым и терпеливым Архип был не только в деле овладения профессией. Все годы (12 лет с момента знакомства до венчания) его вдохновляли и поддерживали слова Веры о любви и обещании ждать, сколько надо.

В 1875 году наконец-то состоялась свадьба. В свадебное путешествие молодые отправились в живописные Ладожские места. По пути на Валаам корабль напоролся на подводную скалу. Пассажирам пришлось прыгать с борта в шлюпки. К счастью, всё обошлось, и супруги решили, что раз им удалось спастись, теперь они всю жизнь будут творить благие дела.

Благотворительность и доброта как образ жизни

Действительно, Архип Иванович и во всём поддерживающая мужа Вера Леонтьевна сами жили очень скромно, при этом владели в Петербурге доходными домами и сдавали квартиры. Основную часть всех своих доходов, в том числе гонорары за картины, чета отдавала на благотворительность. Десятки и сотни тысяч рублей жертвовал живописец Академии, а также различным обществам на поощрение и поддержку художников.

По воспоминаниям Николая Рериха, ученика А.И Куинджи, великий мастер был необычайно хорошим, добрым человеком, чутко относящимся к природе и всяким пташкам и букашкам. Улыбающийся и совершенно счастливый седой мастер в минуты кормления бесчисленных налетевших птиц, знающих эти добрые руки, — одно из самых дорогих воспоминаний Рериха о своём учителе.

Одно только обстоятельство омрачало жизнь: в семье не было детей. Но и здесь Вера Леонтьевна проявляла себя как мудрая женщина: по-матерински заботилась об учениках мужа, который, со своей стороны, относился к ним по-отцовски.

Разрыв с передвижниками

Товарищество во многом сдерживало талант и ограничивало творчество Куинджи, уверенного в своих силах мастера с безупречной репутацией, осознающего степень популярности своего имени среди русских и европейских живописцев. Поэтому выход его из организации был предрешён и являлся делом времени. К решительному шагу художника подтолкнула анонимная газетная статья, в которой критиковались Товарищество передвижников и творчество Куинджи. Впоследствии автором статьи оказался друг по Товариществу Клодт М.К.

Тем не менее дружба со многими художниками, членами Товарищества, не прекращалась и после выхода Куинджи из состава к концу 1879 года.

Выставки с единственным экспонатом

Следующие полгода художник работал над самым известным своим полотном «Лунная ночь на Днепре». В процессе работы над этим уникальным произведением художник Куинджи проявил себя и как химик: подбирал новые составы красок, добавлял в них химические элементы. Целью были поиски эффектных тонов и оттенков, дающих глубину и иллюзию свечения. И это мастеру удалось. Осенью 1880 года состоялось небывалое событие: выставка, на которой было представлено одно-единственное полотно. Причём, автор уникальным образом представил картину: в тёмном зале с единственным источником света – лампой, направленной на картину. Это была сенсация! Улица, где располагалось Общество поощрения художников (в этом здании проходила выставка), в течение октября-ноября была запружена каретами, пролётками и толпами народа. Многие приходили полюбоваться чудом не раз.

В 1881 году живописец повторил успех прошлого года: на этот раз единственным экземпляром выставки стало произведение «Берёзовая роща». Представленная в 1882 году картина «Днепр утром» на удивление не имела такого ажиотажа.

Уединение на пике славы

После июньской выставки 1882 года, где были представлены «Лунная ночь на Днепре» и «Берёзовая роща», художник вдруг решает отдалиться от шумихи и погрузиться в работу не для публики. В эти годы Куинджи неустанно пишет, меняя стилистику, ищет новые составы для грунта и красок, ориентируясь на их устойчивость к свету и влажности воздуха.

В 1886 году художник приобрёл большой участок в Крыму, где был построен дом. Здесь, у моря и гор, Куинджи черпал вдохновение, сюда привозил своих учеников. В 1888 году посетил Кавказ, которым был чрезвычайно очарован.

Годы уединения оказались очень продуктивными: написано около пятисот живописных и трёхсот графических работ. Оформилась главная особенность пейзажей Куинджи: они стали не только романтичными, но и философскими.

Наиболее известные картины

Произведения великого Куинджи находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.

Названия самых знаменитых из них:

  • «Осенняя распутица» (1870-1872);
  • «На острове Валааме» (1873);
  • «Ладожское озеро» (1873);
  • «Украинская ночь» (1876);
  • «Берёзовая роща» (1879);
  • «Лунная ночь на Днепре» (1880);
  • «Христос в Гефсиманском лесу» (1901);
  • «Радуга» (1900-1905).

В ноябре 1901 года состоялась последняя выставка картин художника.

Кража, как в кино

Интересоваться пейзажами Куинджи как произведениями искусства можно не только для эстетического наслаждения, но, к сожалению, и с целью наживы. Ведь картины стоят миллионы долларов.

Так, 27 января 2019 года в Третьяковской галерее было совершено дерзкое преступление. Невероятно, но украсть шедевр оказалось совсем не трудно. Молодой человек, 1986 г.р., просто подошёл, снял картину, за колонной вынул её из рамки и удалился. Посетители приняли его за сотрудника музея. Догадка о том, что картину украли, просто и дерзко похитили, через несколько минут осенила смотрительницу музея и она забила тревогу. К счастью, злоумышленника отследили по камерам наблюдения и задержали на следующий день. Украденный шедевр получил небольшие царапины, оставленные при извлечении картины из рамы. Суд приговорил похитителя к трём годам колонии строгого режима.

Похищенная картина «Ай-Петри. Крым» (1898-1908) размером 39 х 53 см – часть коллекции Государственного Русского музея. Оценена в 20 млн. рублей.

Последние годы Архипа Куинджи

В период 1894-1897 годы профессор Куинджи руководил пейзажной мастерской училища при Академии художеств.

В последнее 10-летие жизни создал много великолепных полотен, лучшие из которых: «Радуга», «Красный закат», «Ночное». В них ясно выразилась страсть художника к созерцанию природы, особенно неба и красочных, завораживающих явлений в нём.

В 1910 году Архип Иванович тяжело заболел. С воспалением лёгких пожилому художнику с больным сердцем справиться не удалось. 24 июля 1910 года в Санкт-Петербурге великого Куинджи не стало.

Куинджи – повелитель света

Более ста лет любители живописи, художественного искусства, чуткие и не очень зрители, даже просто случайные посетители музеев, всматриваясь в полотна Куинджи, вдруг замирают и погружаются в любимое занятие мастера – философское созерцание.

Может, это и есть главное достижение великого Куинджи: научить нас видеть душой и сердцем.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector