Биография и творчество Николая Рериха, уникума в искусстве и не только

Русские Художники

Рерих Николай Константинович – выдающийся русский деятель, многогранный талант которого охватывал изобразительное искусство, литературу, сценографию, философию, археологию, историю. Инициатор и разработчик Вашингтонского Пакта или Пакта Рериха – международного соглашения об охране и защите памятников старины как культурного наследия человечества.

Происхождение, детство, вектор жизни

Родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Отец, Константин Фёдорович, в петербургском обществе был известным человеком – в доме бывали видные учёные, литераторы, художники. Мать, Мария Васильевна, занималась детьми – Николай был первым, позже родились Владимир и Борис.

Образованию сыновей уделялось особое внимание. В восемь лет Николая отдали в одно из лучших учебных заведений Петербурга, частную гимназию Карла Мая, отличавшуюся высокими педагогическими принципами и индивидуальным подходом к каждому ученику.

На каникулах семья собиралась в усадьбе Извара, принадлежащей Марии Васильевне. Здесь, на речке Изварке, в живописной деревне Санкт-Петербургской губернии, Николай бывать очень любил. Такое раздолье и масса интересного вокруг: растения и камни, птицы и животные, загадочные холмы-курганы, в которых юный следопыт находил обломки предметов старины. Поиски следов жизни из прошлого заинтересовали Николая ещё в детстве. Причём он уже тогда систематизировал свои раскопки: составлял карты местности, описывал найденное, зарисовывал, связывал находки с историей. Общаясь с местным населением, жадно вслушивался в рассказы стариков и записывал их.

Здесь начался жизненный путь Рериха-учёного, не только теоретика, но и практика. Даже самая краткая биография Николая Рериха – это огромный перечень исследований и их художественных отображений, почти с момента рождения художника до самого последнего его дня.

Двойное образование

Рерих Н. К. Петербург, 1910-е г.
Рерих Н. К. Петербург, 1910-е г.

Способности к рисованию заметил Михаил Микешин, художник, часто бывающий в семье Рерихов как друг. Он сыграл роль первого наставника. Но увлечение Николая его отцу казалось несерьёзным, и он настоял, чтобы сын продолжил учёбу, поступив в университет на юридический факультет – старший сын должен заниматься семейным делом.

Уступив отцу и при этом не желая сдаваться, Николай в том же 1893 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. После двух лет в «общих классах» училища стал заниматься в мастерской Архипа Куинджи. Среди близких знакомых теперь именитые Стасов, Репин, Григорович, Дягилев, Римский-Корсаков. Всё свободное время рисует: печатается в журналах и по заказам пишет иконы. К диплому Николай Рерих уже сформировавшийся последователь русской культуры с самых её истоков – археология молодого художника интересует более всего. Вступив в Русское археологическое общество ещё студентом, он навсегда сохранит жгучий интерес к раскопкам как способу познать былое, а сбережение следов прошлого станет главной целью жизни.

В 1897 году – окончание училища. Успех дипломной картины Рериха «Гонец» выразился в присвоении ему звания художника, высокой оценке критики и приобретении работы Павлом Третьяковым.

В следующем году – окончание университета. Тема дипломной работы выпускника-юриста максимально близка к всё более влекущему миру искусства: «Правовое положение художников Древней Руси». В дальнейшей жизни знания, полученные в университете, а также отточенные организаторские качества помогут в административной деятельности.

Путешествия и не только

По окончании учёбы молодой выпускник погружается в любимое дело – идёт работать в Археологический институт, организует в родной губернии раскопки, редактирует карты, составляемые в процессе, инициирует расширение территории поиска раритетов с вовлечением соседних губерний.

В 1899 году впервые уезжает далеко от дома. Во время пути на пароходе от Санкт-Петербурга до Новгорода Рерих мысленно переносился во времени далеко назад, представляя, как это делали в своё время варяги. Эти яркие впечатления разбудили в молодом и деятельном художнике страсть к путешествиям и не раз отражались в творчестве Николая Рериха. С первых картин, созданных в историческом жанре, вырисовывается почерк Рериха-живописца: размах композиции, чистые и ясные цвета и линии, лаконичная простота и историческая правдивость. Произведения Николая Константиновича Рериха обретают индивидуальность, в основе которой серьёзный багаж знаний и приверженность истории.

Но не только живопись занимает художника. Понимая, что административная работа позволяет быть ближе к важным решениям и как-то влиять на них, он стремится к соответствующим постам: в 24 года – помощник директора музея, помощник редактора художественного журнала, затем – секретарь общества художников.

Личная жизнь

Рерих, Чикаго 1921 г.
Рерих, Чикаго 1921 г.

В 1901 году венчается с Еленой Ивановной Шапошниковой, с которой познакомился в 1899-м. Супруга стала для него верной союзницей и музой на всю жизнь. Оба сына, Юрий 1902 г.р. и Святослав 1904 г.р., станут достойными продолжателями дела родителей: Юрий сделает карьеру как искусствовед и востоковед, Святослав – как художник. Общественная деятельность станет жизненным кредо всех Рерихов.

Зрелые годы

Путешествия станут важными вехами творческого развития Николая Рериха. В Париже он учился у художника-приверженца исторических сюжетов Фернана Кормона. После свадьбы отправляется в поездки-исследования по России вместе с женой. Они посетили десятки городов, имеющих богатую историю. В результате родилась обширная серия картин, на которую художника вдохновила уникальная архитектура.

В 1903 году художник опубликовал внушительную статью «По старине», своеобразный отчёт о своих поездках, где с горечью описывает грубые проявления забвения древних крепостей и соборов, какие пришлось наблюдать на «Московщине, Смоленщине» и т.д. Отметив, что всё же есть в глубинке люди, озабоченные сохранением старины, Рерих делает вывод, что их единицы, и государству совершенно необходимо обратить на проблему особое внимание.

Параллельно занимается организацией выставок (в 1903-м на персональной выставке представлено около 200 работ), возглавляет Рисовальную школу, объединение художников «Мир искусства» (до 1913-го), организует Кружок имени Куинджи, любимого учителя. В 1904 году отправляет свои работы на выставку-продажу в США (город Сент-Луис), где отмечается серебряной медалью. Вследствие исторических событий они вернулись на родину только через 70 лет. Персональные выставки в Германии, Австрии, Чехии, Италии прошли с большим успехом (и с этого времени стали проводиться регулярно), а награда, полученная в Милане, Почётный диплом, имела вес больший, чем золотая медаль. Не забывает об археологии – отправляет на Международный конгресс во Францию своё собрание предметов каменного века.

В 1906 году путешествует по Швейцарии и Италии, в Париже избран членом Осеннего салона (в числе 15 художников из России), в Реймсе входит в состав Национальной Академии. Живопись Николая Рериха постепенно трансформируется. Кроме экспериментов с составом красок, способами их наложения и оттенками живописец ведёт поиски гармонии в сплетении реализма и символизма, появляются восточные мотивы. Дореволюционные работы отличаются воспеванием живой природы, деревень и небольших городков, их простых жителей. Темами для картин становятся русские сказки и былины. Кроме того, в эти годы Рерих – театральный декоратор (постановки спектаклей «Снегурочка», «Псковитянка», «Князь Игорь» – известных «Русских сезонов» Дягилева в Париже, «Пер Гюнт» – МХТ), художник-оформитель церквей, храмов (буддийского в Санкт-Петербурге) и интерьеров общественных зданий (Казанского вокзала в Москве, который начал строиться в 1913-м) …

Биография Николая Рериха – бешеный круговорот событий, в череде которых есть место как получению чина статского советника, так и членству в жюри конкурса моделей современной женской одежды (1916).

Годы революции

Небесный бой 1912 г.
Небесный бой 1912 г.

В марте 1917-го Николай Рерих на квартире Горького в Петрограде в числе прочих обсуждал меры по охране культуры, но от должности министра изящных искусств, предложенной Временным правительством, отказался. Состояние здоровья вынудило деятельного художника уехать с семьёй в Карелию (г. Сердоболь). Снимает здесь дом, пишет картины, обдумывает реорганизационные планы Рисовальной школы, пару раз выезжал на короткое время в Петроград. В 1918 году город Сердоболь оказывается отрезанным от Родины в связи с отделением Финляндии и закрытием границы. Осенью художник перевозит семью в Выборг, самый интернациональный город Финляндии, в котором как раз к осени после кровопролитных военных действий наступил мир.

С конца 1918 года Рерих как признанный именитый художник работает в Художественном обществе Финляндии, регулярно выставляется, пишет эскизы к театральным постановкам, вместе с семьёй совершает поездки в Швецию, Норвегию и Лондон.

Гражданин мира

Осенью 1920 года по приглашению отправляется в выставочное турне в Соединённые Штаты Америки. Его произведения увидели в 28 городах США, кроме того, живописец повсеместно читает лекции о русском искусстве. Уже в 1921-м в Чикаго создаёт Объединение художников «Пылающее сердце», в Нью-Йорке – Институт объединённых искусств.

В этот же период в Берлине издаётся сборник стихотворений художника «Цветы Мории» (всего будет около тридцати литературных трудов). Оформителем выступал, конечно, сам Н.К. Рерих, который не сидит на месте, а колесит по всему миру (Европейские страны, Индия, Россия, Центральная Азия, снова Америка…). Так же плодотворно и его художественное творчество – пишет сотни картин, выставляется – впечатления от многообразия мира потрясают мастера. Кроме того, постоянно публикует свои исследования и без устали призывает человечество обратить внимание на памятники прошлого. В результате в 1930 году проект Пакта Рериха начал путь к одобрению (в 1933-м его утвердили уже десятки государств, в 1935-м подписали в Вашингтоне, в 1948-м присоединилась Индия).

Последние годы

Заморские гости 1901 г.
Заморские гости 1901 г.

В 1946 году художник собирается вернуться из Индии, где живёт последние годы, на Родину – закончилась Вторая мировая, что там сталось с Россией? Но его задерживает работа – от полотен не даёт оторваться не покидающее вдохновение (за 12 лет жизни в Индии мастер написал более тысячи картин).

13 декабря 1947 года Н.К. Рериха не стало. Прах его развеян в долине Куллу. Кто знает, наверняка с ветром его частички попали и на Родину, которую он любил всем сердцем.

Российского гражданства, кстати, ни Рерих, ни его жена никогда не меняли. После смерти супруга Елена Ивановна надеялась вернуться на Родину, но в визах ей с сыновьями было отказано. 5 октября 1955 года не стало и её. Лишь к 100-летнему юбилею художника СССР вслед за ЮНЕСКО признал Н.К. Рериха великой личностью: стали появляться памятники, улицы, музеи, учебные заведения, горы на Земле и звёзды во Вселенной его имени. К счастью, не перестаёт восхищаться достижениями этого уникального человека и сегодняшнее общество – Рерих считал память народную высшим проявлением разума – памятные знаки (мемориальные доски, скульптуры…) открываются и в наши дни.

Самые знаменитые картины Рериха

Творческое наследие Н.К. Рериха составляет около семи тысяч картин, которые, повторяя образ жизни автора, находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.

Краткий список сделать трудно, но самые известные произведения под названиями:

  • «Заморские гости» (1901);
  • «Небесный бой» (1912);
  • «Волокут волоком» (1915);
  • «И узрим» (1922);
  • «И мы трудимся» (1922);
  • «Матерь мира» (1924);
  • «Капли жизни» (1924);
  • «Святой Сергий Радонежский» (1932);
  • «Гималаи. Розовые горы» (1933);
  • «Ярослав Мудрый» (1942);
  • «Святые Борис и Глеб» (1942);
  • «Тангла. Песнь о Шамбале» (1943) .

Творчество Рериха – это уникальное явление в мировом искусстве, живописное воплощение красоты и поэзии, любви и философии, мудрости и веры.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий