“Заморские гости” Николая Константиновича Рериха

Картины Русских Художников

Работа Николая Константиновича Рериха “Заморские гости”, созданная маслом на холсте достигающая размеров 85×112,5 сантиметров, сейчас висит в Москве, в Государственной Третьяковской Галерее. Разберемся, что происходило с работой до того, как она попала в главный отечественны музей изобразительного искусства, и как она вообще появилась.

Особенности полотна

Картина “Заморские гости” Рериха посвящена событиям языческой старины. В ней много деталей и цветовых контрастов, создающих неповторимый стиль художника. А еще в ней много истории: от прошлой в виде измененного ледниками рельефа и захоронений вождей, до настоящего в виде заинтересованных чужеземцев. И, конечно, будущего, которое ожидает жителей городка в правом верхнем углу.

Стиль

В цветовой гамме и стиле создания работы в целом видится влияние Архипа Ивановича Куинджи. Это связано с тем, что Рерих учился у уже признанного мастера на первых этапах своей творческой деятельности. Еще на полотне заметно влияние народного творчества — сам авторский подзаголовок “Народная живопись” указывает на это.

Также на полотне прослеживаются классические иконописные образы и мотивы: красные паруса, ладьи, темно-синяя глубина воды. Однако все они были адаптированы к условиям времени. По итогу “Заморские гости” скорее напоминают декоративное панно в стиле модерн, чем классическую живопись о жизни древних славянских племен.

Сюжет

Сюжет картины “Заморские гости” был подробно описан Рерихом еще до ее создания. Примерно в 1899 году, когда художник только вернулся из своего большого путешествия по Русскому Северу. Согласно ему, действие происходит в белую ночь где-то у Финского залива. Полуночные гости плывут по воде, а рядом с ними кружатся встревоженные чайки.

Жители приморского города-крепости, расположенного на берегу, еще не знают, что кто-то прибудет к их дому через несколько десятков минут. Однако вскоре гости эти, являющиеся варяжскими воинами, изменят повседневную жизнь славянского городка — да и всего народа. Ведь где-то в лодках, где плывут безликие воины, так похожие друг на друга, на Русь движется первый ее настоящий правитель — князь Рюрик, основатель многовековой русской династии.

История создания картины

История создания картины тесно связана с одним из крупнейших картинных циклов Николая Константиновича Рериха — он называется “Начало Руси. Славяне”. Первые мечты о создании исторических картин появились у художника еще в начале девяностых годов XIX века. Но осуществились они несколькими годами позднее…

Появление задумки

В 1899 году Николай Рерих прошел по великому торговому пути через Новгородские земли в рамках одного из своих многочисленных путешествий. Там он лично увидел памятники культуры, которые остались от древних славян и от Руси при Рюриковичах. Он писал: “Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские”. Тогда же сформировалось целостное представление о цикле.

Тем не менее реализовывать его автор стал только несколькими годами позже, в Париже. Некоторые искусствоведы считают, что это было связано с тоской по родной земле. Но, скорее всего, дело еще в кропотливой подготовке к написанию картины, ведь только с приездом в Европу живописец стал:

  • Дорабатывать созданные во время путешествия скетчи;
  • Изучать литературу о конструкции древнерусских суден;
  • Разрабатывать новые наброски рельефа и воды;
  • Сопоставлять сюжет с написанной им же в 1900 литературной новеллой;
  • Рисовать новые наброски чаек на французском побережье.

Наконец, художник стал готовить лекции “Художественная техника в применении археологии” для архитектурного института в Санкт-Петербурге. Их Рерих читал студентам почти два года, до 1899. Многие искусствоведы и иные люди культуры того времени сомневались, что живописец тратит время не зря. В ответ он говорил критикам: “Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху”.

Реакция общественности и коллег

Весь цикл картин Рериха “Начало Руси. Славяне”, в который и вошло полотно “Заморские гости” аудитория встретила довольно приветливо. Особо много хвалебных слов звучало от коллег художника. К примеру, Сергей Константинович Маковский отмечал, что на картинах Рериха люди лишены каких-то запоминающихся лиц. Это обусловлено тем, что они — просто свидетели прошлого, его призраки, которые не имеют большого значения как личности. Лишь как события.

Работа “Заморские гости” Рериха была выставлена в Императорской Академии Художеств в 1902 году. Тогда и предопределилась ее судьба: прямо с выставки ее купил российский император Николай II. По его приказу работу разместили в Царскосельском Дворце, где она и находилась до передачи в ведение Третьяковской Галереи.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий