“Вечер Золотой плёс” Левитана – картина как признание в любви к России

Вечер. Золотой Плёс

  • Автор: Исаак Левитан;
  • Год: 1889;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 84,2 × 142 см. Холст масло;
  • Цена: Картина была продана совместно с картиной «После дождя. Плёс». Павел Третьяков приобрел обе картины за 2000 рублей в февраля 1890 года.

«Вечер. Золотой Плёс» – картина признанного мастера «пейзажа настроения», русского художника И.И. Левитана. Написана в 1889 году маслом на холсте размером 84,2 х 142 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – по происхождению еврей родом из местечка Кибарты Сувалкской губернии Российской империи (сегодня территория Литвы). Родители были озабочены образованием детей, потому в 1870-х семья переехала в Москву. В 13 лет Исаак уже ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Но путь его не был лёгким: материальные трудности, позже запрет проживания в «исконно русской столице» (как еврею), недовольство некоторых преподавателей, связанное с тем, что пусть и талантливый, но всё же еврей! всем темам предпочитает русский пейзаж. Абсурдные борцы за чистоту нации считали, что воспевать русскую природу могут только художники, русские по происхождению.

Всем своим творчеством в течение, к сожалению, недолгой жизни Левитан доказал такую любовь к России, что сегодня именно его пейзажи миллионами зрителей считаются самыми проникновенными и искренними.

Работа над картиной

Исаак Ильич Левитан «Вечер. Золотой Плёс» написал после своей третьей поездки на Волгу. Первая была летом 1887 года. Во время второго путешествия по реке с друзьями и коллегами, в 1888 году, художниками был обнаружен небольшой городок, совершенно очаровавший их своей тихой красотой на фоне бескрайних просторов Приволжья. Это был Плёс (в то время Костромской губернии, сейчас Ивановской области).

Древние русские города с их пленительными окрестностями всегда притягивали художников – кроме раздолья природы их привлекали старинные церкви, часовни, колокольни, другие самобытные строения. За три лета, проведённые в Плёсе, Левитан написал около двух сотен работ, чем составил славу и себе, автору пленительных пейзажей, и городу.

Работать над этюдом будущей картины «Вечер. Золотой Плёс» Левитан начал в 1888 году. Это было время, когда художник приучался писать по памяти, схватывая, по его словам, «то общее, в чём сказалась жизнь, гармония цветов». Молодой живописец постоянно тренировал свою память и, опираясь на неё, учился «выделять те подробности, без которых теряется выразительность». Именно её художник считал в искусстве главным.

В следующем, 1889 году, Левитан снова отправился в Плёс, где начал работу над полотном. Живописец не торопился заканчивать картину, хотя писал быстро. Он был убеждён, что природа не нуждается в украшениях, но задача художника «почувствовать её суть».

В конце работы Исаак Ильич боялся испортить полотно одним неверным мазком, и картина «дозревала», как это часто бывало с другими его произведениями. Причём живописец всегда поворачивал их изображением к стене или завешивал тканью, чтобы потом, по прошествии времени, взглянуть на написанное свежим взглядом и, может быть, решить, чего не хватает.

Заканчивал работу над полотном Левитан в Москве, куда вернулся в октябре 1889 года. Через месяц талантливый живописец работал уже в собственной мастерской, которую ему выделил меценат Сергей Морозов. Здесь «Вечер. Золотой Плёс» был завершён окончательно.

Описание картины Левитана «Вечер. Золотой Плёс»

Картина представляет собой летний вечерний вид с высокого холма, который в XIX веке именовался горой Петропавловской, а сегодня носит имя Исаака Левитана. Вид охватывает часть города, расположенную вблизи реки, саму Волгу, туманный противоположный берег и небо над ним.

На переднем плане лесная вырубка и зелень холма, сбегающая вниз, к воде. За небольшим перелеском спускаются к реке узкие улочки, тоже все в зелени – хорошо видны только некоторые здания. Самое высокое из них – белокаменная церковь Варвары Великомученицы, у подножья горы. Над всеми постройками возвышается колокольня, своей маковкой устремившаяся в небеса. Известно, что она построена в 1821 году.

Ближе к берегу, фасадом на набережную, расположен белый большой дом с красной крышей, возведённый в начале XIX века. Когда в Плёсе бывал Левитан, дом принадлежал купцам Грошеву и Подгорнову. Именно здесь художник снимал комнаты. В годы существования СССР в доме была средняя школа, с 1997 года здесь располагается Музей пейзажа.

На картине изображено время суток, когда солнце катится к закату, его свет приобретает особую нежность, а сам воздух становится бархатным и золотистым. В этот час притихла и могучая река, в её гладкой поверхности отражение неба и другого берега, поросшего лесом. Сама небесная высь стала подобна речной глади. Всё слилось воедино – величественная природа и смиренный уголок, где обитает человек.

Судьба картины и этюда к ней

Картина Левитана «Вечер. Золотой Плёс» была приобретена для своей галереи Павлом Третьяковым ещё до представления её публике. 11 февраля 1890 года в Петербурге открылась 18-я передвижная выставка, где полотно, названное вначале «Вечер. На берегу большой реки», увидели зрители. Публика и критики были восхищены. Когда передвижная выставка оказалась в Москве, левитановская работа была принята с восторгом и московскими зрителями.

В ХХ веке произведение в числе прочих работ Левитана экспонировалось на многих выставках, в том числе за рубежом. Оно вывозилось в Лондон (1959), Варшаву и Бухарест (1974), Грац, Берлин и Вену (1976), Токио (1977-1978).

В Третьяковке хранится и этюд к картине «Вечер. Золотой Плёс». Он написан в 1889 году маслом по дереву (на фанере) размером 10,8 х 17,3 см. В 1895 году художник подарил эту работу своему ученику Владимиру Соколову (1872-1946). По воспоминаниям Соколова известно, что основа, на которой был выполнен этюд, была повреждена ещё во время работы Левитана – имелась трещина по горизонтали. Исаак Ильич даже извинялся за наличие такого дефекта и подсказал, к какому мастеру обратиться (рамочнику Грабье) – чтобы предупредить раскалывание, надо было наклеить фанеру на крепкую доску.

В 1940 году Третьяковская галерея приобрела у Соколова этот этюд. Кстати, он единственный – были ли другие подготовительные работы к картине «Вечер. Золотой Плёс», сведений нет. Интересно, что изображения на картине и этюде не идентичны. При написании полотна Левитан значительно изменил композицию и отступил от этюда.

Мнение искусствоведов и не только

Интересно, что некоторые специалисты считают правильным написание слова «плёс» с маленькой буквы (в названии картины). Они мотивируют это тем, что на полотне Левитана главенствует не город, а могучая река Волга, вид на неё. И именно в изображённом месте, по данным краеведов, находится речной плёс, т.е. естественное углубление русла реки.

Как ни писать название, суть одна – полотно «Вечер. Золотой Плёс» является произведением самобытным, впечатляющим, эмоциональным, характерным для творчества великого художника Левитана, вступившего в зрелую пору. Когда он уже открыл для себя и свято верил: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».

Специалисты по живописи, историки, политики, просвещённые люди любых профессий сходятся в убеждении, что картина «Вечер. Золотой Плёс» красноречиво представляет образ России. Могучая река, леса, крутые берега, белеющая светом церковь на фоне марева заката, бескрайних просторов и туманных небес – это «божественное нечто, разлитое во всём, что постигается любовью», по словам самого автора. Это и есть земля русская, преисполненная миром, счастьем и надеждой.

Топ лучших картин Исаака Левитана

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий