«У омута» — картина И. И. Левитана

У омута 1892 г.Картина Исаака Ильича «У омута» находится в Московской Государственной Третьяковской галерее. Она была написана на холсте маслом в 1892-м году. Размер полотна – 150х209 см.

Предыстория создания

Пейзаж был создан в 1891-м году. Толчком к созданию картины послужила поездка в имение Покровское, расположенное неподалеку от Твери. Принадлежало Покровское дяде Лидии Мизиновой или Лике, как называли девушки близкие. Лика была близкой подругой сестры А. П. Чехова. Она сопровождала художника вместе с Софьей Петровной Кувшинниковой, художницей и постоянной спутницей Исаака. Основными занятиями Левитана и Софьи поиски уникального мотива, подходящей натуры. Приходилось преодолевать десятки километров, чтобы нарисовать этюд. Неподалеку от имения, в поселке Затишье, художник заметил омут, который располагался вблизи заброшенной мельницы, и он стал делать наброски карандашом. Не только Исаака Ильича заинтриговала и вдохновила запруда на реке Тьма. Оказывается А. С. Пушкин, будучи в гостях у баронессы Вульф, хозяйки Бернов, услышал историю об утопившейся дочери мельника, которая ждала ребенка от юноши, отправленного в рекруты. Эта история оставила глубокие впечатления у Пушкина, и он взялся за написание драмы «Русалочка», которая осталась незаконченной.

Особенности при создании

Левитан по натуре был очень впечатлительным и импульсивным. Всю жизнь художника преследовали омуты любовных романов и любовные треугольники, впрочем, как и Пушкина. Несколько лет назад «Русалка» играла в жизни пейзажиста особую роль. Савва Мамонтов в 1885-м году ставил в частном театре одноименную оперу Даргомыжского, в которой использовались стихи А. С. Пушкина. Левитана пригласили сделать к опере декорации. В это время живописец сильно бедствовал, и этот заработок был для него значительным. И вот, приехав в Затишье, Исаак Ильич воочию увидел место, где разыгралась драма и скрывалась тайна. Омут – место гибели дочки мельника – просто заворожило художника. А преданная Софья делала все возможное, чтобы великому художнику не пришлось заботиться об уюте и быте. После того, как Левитан набросал несколько этюдов, он понял, что все получится. Поэтому Исаак Ильич решил, что нужно сразу написать большой этюд с натуры, находясь непосредственно у омута. Каждое утро в течение недели Левитан на козлах, а Софья Петровна на заднем сиденье ехали на старую мельницу, а этюд везли, словно икону. Осенью Кувшинникова уезжает в Москву к мужу, а Левитан дописывает «У омута» в старинном доме в Покровском, где художнику выделили большой зал под мастерскую. По окончании холст был приобретен Третьяковым, но автор был не очень доволен своим полотном, и переписывал его. Что именно исправлялось неизвестно.

Описание картины

Пейзаж Левитана «У омута» — это довольно мрачное изображение, наполненное скрытым отчаянием. Работа выполнена тяжелыми мазками. Многие специалисты отметили, что художник специально отказался от присущей ему легкости. Атмосфера у омута получилась депрессивной и тягостной. Внимание привлекает пасмурное небо с гонимыми ветром рваными бесформенными облаками, которое как бы передает настроение возрастающего напряжения, а также депрессивное состояние мастера. Таинственность и мистичность подчеркивает раскидистый лес. Создается ощущение, что лесные массивы вплотную подступают к зрителю и готовы поглотить его, но преградой стал шаткий мостик. Кусты в виде шаров пробрались очень близко к переправе и неторопливо сходят к самой речке. В растительности, которая окружает омут, видятся чудовища и призраки. Символичным на картине является мостик, который разделил полотно надвое. Мост располагает в центре вертикально и сразу бросается в глаза.

Мостки выглядят какими-то ненадежными и скользкими, хотя свежие бревна в них смотрятся мощно. Если вглядываться в полотно, то вскоре станет заметно, что по обе стороны от моста картина совершенно разная. Внизу, с левой стороны, видно неспокойные воды, которые испещрены множеством маленьких волн и неровностей, появившихся от ветра или сильного течения. Здесь же, слева, находится деревянный мостик, обрывающийся у самого омута. Справа зритель наблюдает абсолютно другую картинку. Вода имеет зеркальную поверхность, она гладкая и ровная, словно натянутый барабан. Здесь же можно наблюдать плодородную почву, на которой сочная трава, доходящая до мостика. Тонкая деревянная дорога, состоящая всего лишь из трех бревнышек, резко меняет характер природы. Узкий мост символизирует тонкую грань между двумя мирами. Картина как бы подталкивает зрителя к выбору одного из путей: одного – солнечного и радостного, другого – волнующего и жестокого. Глубину пейзажа подчеркивает и непрерывная линия, которую составляют мостки, плотина и тропа. Она является стержнем композиции, и словно приглашает зрителя войти в чащу мрачного леса. Несмотря на то, что речка имеет небольшую ширину, преодолеть пространство оказывается сложно.

Ощущается тревога, страх, неуверенность и опасность, за счет как бы нависающей над «гиблым местом» тишины. Ощущение драматической неразрешенности сочетается с желанием броситься в «гибельное пространство». Мастер весьма сдержан в палитре, но не жалеет красок, чтобы донести гамму поверхности воды в лучах заходящего солнца. Картина пронизана особенным духом, роднившим ее с преданиями, легендами, сказками. Она создана таким образом, чтобы создать у зрителя впечатление, что омут застыл в ожидании следующих жертв. Водоем кажется ненасытным, его жадности нет предела. И даже вода в нем имеет красноватый оттенок, напоминающий кровь прошлых жертв. Содержание картины «У омута» не дает зрителю абсолютно никакой надежды на то, что исход будет счастливым. Само событие в картине отсутствует, но нечто зловещее и неуловимое напоминает, что здесь произошло что-то страшное. Хотя вполне возможно, что произойдет очень скоро.

Оценка публики

Мрачная работа мастера произвела разное впечатление на зрителей. Левитан уже был довольно известным художником не только среди коллег, а также и среди ценителей живописи. Но многие зрители были недовольны депрессивной работой пейзажиста. Вероятно, публику подтолкнуло недовольство И. Репина, которому полотно не понравилось, и он отозвался о нем холодно. Великий художник посчитал картину не законченной, что произвело определенное впечатление на публику. Одновременно нелестное высказывание Репина привлекло внимание публики к картине – люди приходили просто посмотреть на полотно, не понравившееся признанному авторитету в изобразительном искусстве.  Хотя некоторые, к примеру, М. Нестеров, художник и друг Исаака Ильича, уверены, что полотно является автобиографичным, поскольку полностью отражает некогда пережитое состояние мастера, которое он воплотил в реальные формы драматического пейзажа. Идея произведения Левитана «У омута» — опасность, сложность, безнадежность жизненной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector