Картина «Подвиг молодого киевлянина»: описание

Об авторе

1810 г.Картина «Подвиг молодого киевлянина» написана в 1810 году. Автор — русский художник Иванов Андрей Иванович (1775-1848), представитель классицизма, ученик Г. И. Угрюмова, учитель К. П. Брюллова, отец А. А. Иванова. И. А. Иванов родился в Москве. Выпускник петербуржской Академии Художеств. Умер в Санкт-Петербурге, был похоронен на Смоленском кладбище.

В настоящее время картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры полотна составляют 204 на 177,5 см. Картина написана маслом на холсте.

Источник для сюжета картины

Сюжет для своего произведения живописец А. Иванов взял в одном из эпизодов древнерусских летописей. Дружина кн. Святослава в 968 году отсутствовала в Киеве, отправившись в дальний поход. Воспользовавшись этим, печенежские захватчики взяли Киев в осаду. Главным героем картины выступает киевлянин молодого возраста, имя которого не известно. Он знал печенежский язык, поэтому смог пройти с уздой в руке через их лагерь. Окликавшим его врагам парень говорил, что он разыскивает своего коня, сбежавшего от него. Так ему удалось переплыть Днепр, найти дружину и привести её для спасения города.

Композиция

Стиль картины соответствует канонам господствовавшего тогда классицизма. В центральной части полотна можно увидеть обнажённого молодого человека. Художник воспользовался приёмом выделения светом своего героя для противопоставления его вражеским силам. Изображение тела соответствует стилю, в котором изображались античные герои: пропорции являются вполне классическими, мышцы хорошо развиты, голова характерным образом повёрнута. Живописец придал максимальное благородство внешнему виду парня, который совершает подвиг. Он обнажён на картине не случайно — это подчёркивает его беззащитность, уязвимость для опасного оружия врагов и вызывает у зрителей сочувствие невооружённому герою.

Словно вихрь, летит герой через стан печенегов, затем, достигнув Днепра (который на картине имеет вид узкой полоски в нижней части полотна), он пытается прислушиваться к погоне. Стрела, которую враг пустил вослед, попала в печенега, который упал с лошади и умирает на берегу. Позади видны наездники и крепостные стены Киева. Момент, который изобразил живописец, в конкретной и короткой форме выражает всю идею картины: ничто и никто не в силах остановить того, кто решительно исполняет патриотический долг.

Художник А. И. Иванов был любителем античности, по этой причине образу молодого киевлянина уделено самое тщательное внимание. Живописец написал сильное тело с развитой мускулатурой. Юноша мчится к реке босиком. Он стремится поскорее забраться на лошадь, чтобы привести помощь. Владение печенежским языком даёт возможность ему втайне пробраться через вражеский лагерь и реализовать свой замысел.

Сюжет

Источником вдохновения для написания картины «Подвиг молодого киевлянина» для А. Иванова послужила летопись Нестора, где описывались события 968 года. Армия печенегов, напавших на Киев, была достаточно сильной, чтобы овладеть городом. Киеву был нужен настоящий герой, способный помочь и позвать для помощи войска. Для этого требовалось переплыть Днепр — довольно глубокую реку, на которой возле Киева было тогда много порогов. Летописи того времени сообщают, что шум Днепра был таким, что, стоя рядом, нельзя было расслышать собеседника.

Центральный образ на полотне — именно такой герой. Это парень, совершающий подвиг для спасения своего города. Он снял с себя одежду, чтобы переплыть реку. На вид он довольно сильный, но его сила несравнима с силой тысяч врагов. У юноши в руке видна уздечка. Молодой человек прикинулся деревенским жителем, ищущим свою убежавшую лошадь. Ему это удалось. Живописец подчеркнул героизм парня красотой его тела.

Позади на полотне видны оборонительные стены древнего города. Они окружены печенегами. Их лица показаны тёмными, озлобленными, кровожадными. Юноша же написан в светлых тонах, он — защитник родной земли. Выстрелом из лука был сбит печенег, который находится на картине рядом с парнем. Последний, однако, никакого внимания на раненого не обращает, стремясь попасть к своим войскам, которые могут помочь в спасении Киева. Летопись сообщает, что замысел парня удался, он успешно дошёл до нужного места и освободил город от осады.

Реалистичность

Что касается техники написания, данное полотно характеризуется повышенной чёткостью. Иногда кажется, что даже с помощью современной фототехники невозможно добиться такого качества изображения, как на этой картине. Живописцу не потребовалось прилагать множество усилий для поиска идеи своей картины, хотя реализация этой идеи потребовала немалого времени. Однако результат определённо того стоил. Многие художественные критики отметили высокую степень реалистичности картины.

Сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Эту картину выдающийся русский художник А. Иванов нарисовал в 1810 году. Она основана на событиях из летописи, повествующей о юноше из Киева, спасшем свой город от захватчиков-печенегов. Главной идеей этого шедевра выступает прославление патриотического подвига и беззаветной любви человека к Родине.

В центральной части композиции можно увидеть обнажённого молодого человека. Он не случайно изображён без одежды — это символ беззащитности отважного героя перед врагами. Единственная составляющая его одежды — шарф красного цвета, который переброшен через плечо. Он символизирует жертвенность, готовность любой ценой спасти свой народ.

В руке молодой человек держит узду. Он придумал для врагов легенду, что он якобы ищет свою лошадь. Таким образом он рассчитывал дойти до берега Днепра, переплыть его, найти свои войска и сообщить им об осаде Киева. Возле ног парня можно видеть лежащего побеждённого печенега. На его лице — выражение смертельных страданий, а весь его вид, написанный в тёмной цветовой гамме, противопоставляется ярким и светлым цветам в образе юноши. Побеждённый враг одет, его волосы и борода смотрятся неопрятно, тогда как парень с молодой мраморной кожей выглядит невинно и от этого ещё более прекрасно.

Враг держит в руке стрелу, явно приготовленную для парня. С правой стороны стоит другой печенег с луком, также прицеливающийся в юношу. Сзади показаны стены древнего Киева, за которыми ещё держатся осаждённые жители. В пыли, которую подняли воины, участвующие в бою, различимы и другие фигуры, в том числе всадники (конные воины).

Парень, спасший свой народ, показан художником в движении. Его мускулатура напряжена, а левые рука и нога отведены в сторону. Голова его также повёрнута вбок. Молодой человек спешит, оглядываясь по сторонам, стремясь уклониться от опасностей. Сзади за юношей можно увидеть фигуру лошади. Она написана в тёмных тонах.

Эта картина мне очень понравилась. Поразило умение живописца изобразить тело человека и мимику с максимально чёткой передачей чувств, которые испытывают герои. К образу безымянного юноши-героя обращались и другие живописцы и стихотворцы. Мне бы хотелось ознакомиться с другими произведениями, посвящёнными этому событию, которое так детально изобразил великий русский художник Иванов.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector