Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

Царевна Софья 1879 г.

  • Автор: Репин Илья.Ефимович;
  • Год: 1879;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея;
  • Размер: 204,5 x 147,7 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

В творчестве Ильи Ефимовича Репина значительное место занимают картины, посвященные событиям из истории России, хотя сам художник никогда не выделял их в отдельный цикл. Первой работой в этом жанре стало изображение царевны Софьи, написанное маслом и законченное в 1879 году. В настоящее время этот холст размером 204,5 x 147,7 см находится в Третьяковской галерее, с основателем которой Репина связывали дружеские отношения. Полное авторское название выглядит громоздким: «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года». Однако такая формулировка добавляет детали, необходимые для полного погружения в образ, созданный мастером.

Исторический контекст

В 1689 году, после 7 лет регентства, Софья была низложена Петром I и отправлена в Новодевичий монастырь. Однако власть молодого царя еще долгое время оставалась шаткой. Когда в 1697 он отправился в Великое посольство, политические противники не преминули воспользоваться его отсутствием.

Главной движущей силой восстания стали стрельцы, недовольные своим положением после Азовских походов. Они наладили связь с заточенной царевной, которую видели символом старого порядка. Однако бунт был успешно подавлен правительственными войсками. Главных зачинщиков повесили на месте, почти 2000 человек отправились в тюрьму. Петр вернулся только через 2 месяца после окончания мятежа и развернул масштабное следствие. Сотни человек пережили пытки, в их число попали слуги Софьи Алексеевны, которых ей разрешили оставить при себе в монастыре. Допросили и саму царевну – Петр лично участвовал в процессе. После ее снова отвезли в Новодевичий монастырь, где она оставалась уже до самой смерти. В октябре вновь прошли массовые казни стрельцов. Их тела разлагались у плах долгие месяцы без погребения. Троих царь приказал повесить прямо у окон Софьиной кельи, приколов к их рукам челобитные, в которых указывались доказательства их преступлений.

Сюжет

Царевна Софья Репина наделена монументальными чертами. Ее фигура, облаченная в тяжелую серебристую парчу, ярко выделяется на контрастном фоне темной кельи. Героиню окружает смиренная монашеская обстановка: иконы на стене, раскрытая книга, молодая послушница, почти слившаяся со стеной. За окном виднеются зловещие очертания казненного стрельца. Но ничто не сможет усмирить крутой нрав свергнутой правительницы. Ей тесно и душно в стенах монастыря. Ей чуждо и ненавистно это место, здесь она чувствует себя, словно зверь в клетке. Художник подчеркивает эти эмоции, выделяя царевну светом и придавая ее позе воинственность. Всклокоченные волосы не сочетаются с богатым нарядом, но дополняют гримасу негодования, застывшую на грубом лице. Глаза выпучены, руки скрещены на груди, бурлящая энергия не находит должного выхода – и больше никогда не найдет. Некоторые критики писали, что репинская Софья слишком мужеподобна, но мощь ее фигуры призвана передавать ее деятельный и властный характер – не менее жестокий, чем у ее младшего брата, отныне окончательно завладевшего престолом.

История создания

Идея написать заточенную в монастыре царевну пришла Репину в 1877 году, когда он находился в родном Чугуеве. Чуть позже он переехал в Москву, выбрав квартиру поближе к месту действия картины. На протяжении года он изучал исторические документы той эпохи, ходил по музеям в поисках деталей. В качестве натурщиц ему позировали сразу 3 женщины: Валентина Семеновна Серова (ее сына, будущего художника Валентина Серова, Репин взял на воспитание после смерти главы их семейства), Елена Апрелева, сестра композитора Павла Бларамберга, и безымянная портниха. Парчовое царское платье сшила жена мастера специально для картины – ради образцов они посетили Оружейную палату.

Полотно увидело свет на выставке передвижников и поначалу снискало прохладные отзывы. Первым человеком, оценившим его по достоинству, стал Иван Крамской. Доволен результатом остался и сам живописец. «Царевна Софья» положила начало череде шедевров на исторические темы в его творчестве.

Самые известные картины И Репина с названиями

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий