Биография художника Крамского И.Н.

Русские Художники

Крамской Иван Николаевич – русский художник XIX века, признанный мастер портретной, пейзажной, жанровой и исторической живописи, а также художественный критик.

Семья и ранние годы

Родился 8 июня 1837 года в уездном городе Острогожске Воронежской губернии в семье, глава которой служил писарем. Должность эта по тем временам была довольно значительная, и в семье надеялись, что младший сын Иван пойдёт по стопам отца и деда. Во время учёбы Ивана на последнем курсе уездного училища у него умирает отец. Брат Михаил остался в семье за старшего. Отношения у братьев были напряжённые, к тому же надо было решать, как в дальнейшем зарабатывать на жизнь. Закончив в 12 лет уездное училище на отлично, Ивану пришлось продолжить семейную династию – он действительно стал писарем в Острогожской думе.

Тяга к творчеству

Но с ранних лет у Крамского проявлялся интерес к рисованию, который с годами оформился в непреодолимое влечение к творчеству. Обучившись необходимым приёмам ретуширования фотографических портретов у своего земляка, художника и фотографа Тулинова М.Б., молодой и активный Крамской искал своё место в жизни.

В 16 лет он познакомился с фотографом Яковом Данилевским, который с полком драгун прибыл в Острогожск. Иван устроился к нему помощником ретушёра за два с половиной рубля в месяц. Талантливый художник и фотограф Данилевский научил юношу многому.

В 1856 году Иван поехал в Петербург, где устроился в популярный тогда фотосалон Александровского И.Ф., художника и фотографа.

Первые фотографы вручную раскрашивали снимки, дорисовывали какие-то детали кисточкой. Убрать недостатки и выправить тон кожи было необходимым условием и обязанностью фотографов, так что эту работу начинающего художника можно считать первыми шагами в творческой карьере.

Переезд в Петербург и начало учёбы

Но подправка фотоснимков не могла стать делом всей жизни, хотя молодого художника уже называли «богом ретуши». Тогда уже проснулся в нём талантливый портретист. Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Деньера. Вся петербургская элита изъявляла желание, чтобы их снимки ретушировал именно Иван Крамской.

Но молодой талантливый художник мечтал учиться. Получить начальное художественное образование в своё время ему не удалось. Но опыт, приобретённый в фотомастерских, и уроки первых учителей Тулинова и Данилевского укрепили уверенность в себе. В 1856 году Иван Крамской поступил в Императорскую Академию художеств в класс Маркова А.Т. Здесь художник кроме живописи учился искусству подготовки картонов (вспомогательных рисунков) к росписи храмов, в частности храма Христа Спасителя в Москве.

Бунт 14-ти

Перед выпуском художник уже имел награды: Малые серебряную и золотую медали. Впереди была главная Большая золотая медаль и оплаченная поездка за границу – оставалось на конкурсе нарисовать картину на заданную тему. Однако, комиссия Академии предложила изобразить сюжет из мифологии Скандинавии, что возмутило студентов: это было несовременно, в обществе всё более популярным становился реалистический жанр и тематика изображения сцен из обыденной жизни. Из 15 участников конкурса 14 молодых художников подали прошение позволить им рисовать не мифический сюжет. Возглавил этот протест, названный бунтом 14-ти, амбициозный и вдохновлённый новыми веяниями Иван Крамской. Но студентам было отказано, и они гордо покинули зал, а вместе с тем и стены родной Академии.

Женитьба

С будущей женой Крамской познакомился 22-летним молодым человеком, пылким и романтичным. Красавица Софья была сожительницей одного женатого художника. Тот вскоре уехал с законной супругой за границу, а Крамской не мог оставаться равнодушным к недвусмысленной ситуации и положению брошенной женщины. Он предложил Софье стать его женой. Так сложилась счастливая пара, супруга всегда была поддержкой и помощницей Крамского и родила ему 6 детей.

Период артели свободных художников

Покинувшие Академию художники организовали «Петербургскую артель художников», независимое объединение, просуществовавшее восемь лет. Живописцы копировали известные полотна, выполняли портреты на заказ, иллюстрировали книги. Иван Крамской кроме этого занимался финансовой стороной жизни артели, а также брал учеников. Впоследствии ставший знаменитым Илья Репин стал одним из них. С 1863 года в течение пяти лет Крамской преподавал в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников.

В 1865 году И.Н. Крамской по приглашению своего учителя Маркова А.Т. активно участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

В 1869 году живописец отправился в поездку по Европе с целью знакомства с работами западных мастеров. Впрочем, о большинстве экспонатов европейских музеев Крамской впоследствии отозвался прохладно и своё впечатление от всего, что видел, характеризовал как подавляющее.

Артель создавалась как идеальное сообщество товарищей, коммуна и способ выжить – снимать жильё большой группой было гораздо дешевле. У каждого здесь были отдельные комнаты с мастерскими. Но тесное совместное проживание на деле не так романтично, как в мечтах. Жёны переругались, более успешные живописцы стали отказываться делиться доходами, возникали бытовые неурядицы и столкновения по мелочам. Максималист Крамской к сотрудничеству некоторых членов артели с Академией отнёсся как к предательству и в 1870 году первым покинул её. Вскоре разбежались и остальные.

Общество передвижных выставок

В 1870 году живописец вместе с художниками Саврасовым, Перовым и Мясоедовым основал Товарищество передвижных выставок. Основной целью объединения была популяризация искусства путём устройства художественных выставок в провинции. Это должно было способствовать развитию интереса к живописи со стороны общества, а также значительно облегчать сбыт художниками своих произведений и поиск заказов. Кроме того, передвижники позиционировали себя как противники академического искусства.

В 1871 году состоялась первая выставка передвижников. Представленная Крамским картина «Русалки» с мистическим сюжетом имела успех у художников, публики и критиков и была приобретена Третьяковым для своей галереи. С этого времени Крамской активный участник передвижных выставок.

Галерея

Жизнь ставила перед Крамским задачу — картинами зарабатывать на хлеб и на потребности растущей семьи. Отчасти, поэтому в галерее художника огромный список портретов, в том числе членов царской семьи. Как портретист Крамской достиг вершин мастерства и создал немало общепризнанных шедевров. Среди его работ портреты: императора Александра III и членов императорской семьи, писателя Некрасова, доктора Боткина, Павла Третьякова, художников Репина, Айвазовского, Куинджи, Савицкого, писателя Льва Толстого и многих других известных личностей, родных художника, а также простых русских людей.

Наиболее известные картины живописца:

  • «Христос в пустыне» (1872)
  • «Книги одолели» (1872)
  • «Девушка с распущенной косой» (1873)
  • «Автопортрет» (1874)
  • «Девушка с кошкой» (1882)
  • «Неизвестная» (1883)
  • «Неутешное горе» (1884)
  • «Дети в лесу» (1887)

Во всех своих портретных работах Крамской достигает чёткого выделения образа человека, его оживления с помощью нейтрального фона и мастерски расставленных акцентов на лице, причёске, руках персонажа, деталях одежды. Такой приём позволяет зрителю сосредоточиться на личности героя картины, составить его психологический портрет, не отвлекаясь на детали.

В своих великолепных пейзажных работах, которых не так много, художник применил собственные находки с цветом и светом и вывел жанр на чрезвычайно реалистичный уровень.

Последняя работа – прерванная кисть

Напряжённый режим жизни художника не мог не сказаться на состоянии его здоровья. Сергей Боткин лечил Крамского от грудной жабы (аневризма сердца), приходилось делать уколы морфия, досаждал и выматывал художника постоянный, сильный сухой кашель.

В 1887 году живописец, уже совершенно уставший и больной, загнавший сам себя в угол постоянной многочасовой работой, приступил к портрету известного профессора медицины К.А. Раухфуса. Но профессия позировавшего, к сожалению, ничем смогла помочь, когда художнику вдруг стало плохо. Портрет остался неоконченным.

Смерть Крамского оборвала полёт его кисти, оставившей миру сотни искренних полотен чистой формы, гордость русской художественной школы и русского реализма в живописи.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector