“Неутешное горе” Крамского: трагическая страница русской живописи

Неутешное горе

  • Автор: Крамской Иван Николаевич;
  • Год: 1884;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва ;
  • Размер: 228 × 141 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

Своей картине «Неутешное горе» Крамской отдал четыре года жизни. За это время он написал 3 варианта произведения — по сути дела, создал 3 полотна, объединенных только фигурой главной героини и настроением тоски, невосполнимой утраты.

История создания

Картина Крамского автобиографична. В 1876 году умер младший сын художника, Марк, а за год до этого Крамские потеряли старшего сына. Свою боль и переживания художник выплеснул на холст и даже не собирался выставлять картину. Он предложил «Неутешное горе» в дар Третьякову, так как понимал, что полотно не подойдет для украшения парадных комнат и не найдет покупателя. Основатель Третьяковской галереи не согласился принять подарок: он купил произведение для своего собрания.

Композиция полотна

Интересно проследить, как от эскиза к эскизу менялось композиционное решение сюжета. На первых набросках женщина стоит в дверном проеме, схватившись за портьеру. Еще минута — и она рухнет на пол. Черты лица лишь намечены, задний план прописан без подробностей. На втором эскизе потрясенная мать, неутешная в своем горе, сидит в углу комнаты. Окружающее пространство написано без деталей, колорит картины беден: преобладают темно-коричневые и черные тона. Освещено только лицо героини, изображенное более детально. Женщина застыла, оцепенела в холодной тоске.

Третий вариант, датированный 1884 годом, наиболее сдержан и лаконичен. В центре полотна героиня в простом траурном платье. Жесты скупы: нет заломленных рук, запрокинутой головы, растрепанных волос — устойчивых штампов, изображающих скорбь. Женщина прижимает к губам платок, застыв в бесчувствии. Глаза ее обращены к зрителю, но, кажется, смотрят внутрь себя. Обстановка комнаты — только фон, оттеняющий материнское горе. На детали интерьера трудно отвлечься, настолько притягивает к себе лицо героини.

1884 Символические подробности

На первых эскизах Крамской не отвлекался мелочи: мебель, украшения интерьера, ковер на полу появились только в окончательном варианте полотна. Изменился и колорит: он стал более светлым и определенным, картина не тонет в мрачных коричневых тонах. Художник изображает обыденную обстановку: ковер на полу, драпировки, картины на стене, стол, заваленный книгами… Рядовой дворянский дом конца 19 века, живший размеренной жизнью. И — на контрасте — трагедия, которая разрушила будничный уклад. У стола с траурным венком стоит мать. Она не может до конца осознать потерю и смириться с ней.

На полу — горшки с цветущими растениями, упрямо тянущимися вверх. Эти тонкие зеленые стебли символизируют жизнь, такую прекрасную и одновременно такую трагичную. Картина Айвазовского «Черное море», изображенная на стене за фигурой героини, олицетворяет всю ту же жизненную стихию, грандиозную и неутихающую.

Со временем боль потери притупится, жизнь постепенно вернется в свою колею, но в эту минуту горе матери безмерно. Перед ним все стихло и замерло, и неуместным кажется даже траурный венок с восковыми розовыми бутонами.

Фигуру женщины Крамской изобразил на переднем плане, но так, что между героиней и зрителем остается пустое пространство. Это же композиционное решение он использует в предварительных набросках, поэтому случайным его считать нельзя. Своеобразной полосой отчуждения художник отделяет горюющую мать от мира, который продолжает жить привычной жизнью. Большое горе каждый должен пережить наедине с собой, перестрадать без помощи окружающих.

Отзывы современников

«Неутешное горе» Ивана Николаевича Крамского высоко оценили художники и критики. Репин считал, что в полотне нет искусственности и театральности: «Это не картина, а реальная действительность!» — утверждал он. Сам художник называл свое произведение «трагической картиной», признавался, что создавал его, всем сердцем сочувствуя материнскому горю. Долгую работу Крамского над «Неутешным горем» можно объяснить мучительными поисками «чистой формы», о чем писал и он сам.

Привычные для художника материалы — холст, масло — как нельзя лучше подошли для глубокого раскрытия деликатной трагической темы. Картина стала своеобразным портретом скорбящей матери — сюжетом, актуальным во все времена.

Топ лучших картин Ивана Крамского

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Лариса

    Да,статья понравилась: описаны все приёмы художника лаконично и такая естественность в женщине!Талант!

    Ответить