Картина Оборона Севастополя художника Дейнека А. А.

Картины Русских Художников

Сейчас живописца Дейнека Александра Александровича, который жил и работал в 1-й пол. 20 ст., считают модернистом, опередившим своё время. Он увлекался оригинальными ракурсами, динамикой и монументальными образами. Одна из главных картин этого выдающегося русского советского художника – “Оборона Севастополя”. Со стороны некоторых критиков она получила положительные оценки за эмоциональность, другие порицали чрезмерную плакатность, однако картина никого не оставила равнодушным.

“Оборона Севастополя”: особенности картины

Живописец написал полотно “Оборона Севастополя” под влиянием новости о взятии нацистами этого города. В ТАСС А. А. Дейнека увидел опубликованное в оккупантской газете фото разрушенного города. Живописец был влюблён в Крым вообще и в Севастополь в частности, поэтому такое известие оказалось тяжёлым ударом. Он говорил позднее: “Это время в моей жизни будто выпало из сознания, я был поглощён всецело стремлением нарисовать картину”.

Произведение А. А. Дейнеки сочетает монументальное на вид изображение и психологическое содержание. Создаётся впечатление, будто защитники в какой-то нереально белоснежной униформе сражаются не конкретно с нацистами, а вообще с тёмными злыми силами.

Центральный персонаж всей картины “Оборона Севастополя” – советский матрос. Он изображён развёрнутым в порыве, бросающим связку ручных гранат. Все мазки передают динамику. А А. Дейнеке всё никак не удавалось найти парня, согласного стать натурщиком. Однако одной из знакомых художника оказалась девушка-спортсменка, отличавшаяся крепким сложением. Она и позировала для полотна. Таким образом, матрос нарисован с женской натуры.

Цветовая палитра увеличивает динамизм картины. Враги, море и зарево написаны в тёмной гамме. Светлые моряки находятся в контрасте на фоне тотального мрака.

Сам А. А. Дейнеко отметил, что ему хотелось в предельно доступном виде показать извечную борьбу добра со злом, которая и была продемонстрирована в битве моряков с оккупантскими полчищами.

История создания

Художник посещал зону боёв возле Юхнова и выполнил там немало набросков карандашом, использованных затем для “Обороны Севастополя”. При продумывании композиции А. Дейнеко увидел в качестве центрального образа матроса, держащего гранаты. Живописцу был чужд культ натуры. С неё он преимущественно выполнял наброски, затем проделывал основательную работу в мастерской, полагаясь на воображение, эскизы и память. Однако в случае с “Обороной Севастополя” важно было написать центральную фигуру как можно достовернее. Во время войны было трудно найти молодого мужчину, обладающего спортивным сложением и согласного на позирование. Поэтому центральный матрос и был написан с женщины, которая была чемпионкой по гребле.

Картина была создана в 1942, когда до победы было ещё далеко, а Севастополь был потерян. По этой причине целью “Обороны Севастополя” было не точное отражение исторической действительности, а укрепление духа и, вероятно, предсказание будущего поражения захватчиков.

Композиция

Светлый город у моря на данном полотне имеет вид кровавого пылающего зарева. Лица наших матросов отражают решимость отстаивать Севастополь, отдавая жизни за него при необходимости. Боец на картине слева изображён вполоборота, его образ перекликается с образом матроса в центре. Посредине советский матрос, одетый в белую форму, и немецкий солдат, одетый в серо-зелёную, столкнулись врукопашную. С правой стороны полотно будто бы обрезано (это один из любимых приёмов Дейнеки), поэтому задние захватчики не видны, видны только их штыки. В результате появляется впечатление обезличивания и усиливается ощущение, будто матросы сражаются не с определёнными оккупантами, а с мировым злом.

Павшими можно увидеть на этом полотне исключительно немецких бойцов. А. А. Дейнека не стремился изобразить врагов карикатурно, в отличие от некоторых других советских художников, которые писали в батальном жанре. Смерть не вызывала у него желание пинать уже бездыханное тело. Поэтому изображение павшего немца, которого хорошо видно впереди, не содержит никакой жёлчности. В этом плане данное полотно перекликается с другим произведением художника – “Сбитый ас”, которое признали “идейно несоответствующей”. А. А. Дейнека оказал поддержку своей Родине иначе – через героический пафос картины, на которой изображена победная битва, хотя в действительности о победе на тот момент речь вовсе не шла.

Оценки

“Оборона Севастополя” была впервые продемонстрирована осенью 1942 во время выставки “Великая Отечественная война”. Не удалось избежать упрёков в излишних плакатности и схематизме. Однако никто не стал отрицать, что живописец сумел реализовать не определённый бой, а противостояние вообще, создать символический образ всей 2-й мировой в таком виде, в каком она виделась защитникам Родины.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий