Борис Кустодиев – живописец образов руси

1900 г.Борис Михайлович Кустодиев – выдающийся русский художник, большинство работ которого выражает обобщённые образы Руси в целом и представляет бесценный художественный и исторический интерес.

Провинциальное детство

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, окраинном губернском городе, далёком от политических событий, но довольно развитом: здесь был первоклассный порт, работали училища, пансионы, банки, больницы. Отец Бориса Михаил Лукич был преподавателем в духовной семинарии. Мальчику был всего год, когда отец умер, и матери Екатерине Прохоровне пришлось одной растить четверых детей.

Семья жила в небольшом, арендованном в доме богатого купца флигеле. Хозяин любил жить на широкую ногу – тогда мальчик и познакомился с бытом провинциального купечества. «Живые типы Островского» — так впоследствии художник охарактеризовал купца, его семью и друзей.

Учился Борис сначала в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Семья надеялась, что он продолжит династию и станет преподавателем. Но настоящий переворот в сознании мальчика произошёл после посещения им выставки, на которую он попал в девять лет. Картины художников-передвижников, сама живопись как искусство поразили Бориса настолько, что идея научиться рисовать овладела всеми его мыслями и мечтами.

Первые шаги

В 1895 году в Астрахани под руководством выпускника Императорской Академии художеств П.А. Власова были организованы занятия в художественном кружке. Здесь же была открыта библиотека со специальными и художественными изданиями.

Борис страстно желал приблизиться, приобщиться к миру живописи. И хотя семья испытывала материальные трудности, мать смогла обеспечить сыну возможность обучаться у Павла Власова. Он и стал первым учителем будущего художника, сформировавшим его упорство в учении. П.А Власов как педагог направлял Бориса Кустодиева на получение необходимых знаний анатомии человека и тренировку зрительной памяти. «Искусство требует всей жизни» — это наставление учитель навсегда вложил в сознание своего ученика.

Из провинции в столицу

В 1896 году по окончании духовной семинарии Борис Кустодиев едет в Москву, он хочет учиться дальше. Но 18-летнего юношу не приняли в художественную школу. Вердикт приёмной комиссии был краток: поступающий слишком взрослый для ученика.

Не теряя надежды, Кустодиев едет в Петербург. Здесь он подаёт документы в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. После десяти мучительных дней ожидания и мытарств, в решающий час на своей экзаменационной работе Борис увидел счастливую для него, мелом сделанную надпись «принят».

Императорская Академия художеств в последнее десятилетие XIX века

В этот период преподавание в Академии испытывало некий застой. Педагоги давали ученикам неопределённые рекомендации, ограничивались смутными замечаниями, приводя студентов в смятение. Те нуждались в профессиональных наставлениях, а часто даже не понимали, хвалят их или ругают.

Буквально перед поступлением Кустодиева Александр III дал толчок к реформированию художественного образования, которое сводилось к необходимости вливания свежих сил. «Выгнать всех, передвижников позвать!» — так просто формулировалось императорское решение.

Начало учёбы в Петербурге

На первом курсе Борис Кустодиев обучался в мастерской В.Е. Савинского. Со второго года обучения его главным наставником стал И.Е. Репин. Это было для будущего художника очень значимо – он ещё в детстве увидел картины именитого живописца и был бесконечно восхищён его талантом. Такое наставничество вкупе с горячим желанием юноши стать художником не могло не принести результатов: Кустодиев много работает, пишет с натуры, особенно быстро растёт как портретист.

Учитель со своей стороны очень доволен учеником и возлагает на него большие надежды. «Даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьёзный; внимательно изучающий природу» — такими эпитетами Илья Репин отмечал своего ученика.

Знакомство с будущей супругой

Осенью 1900 года художник в поисках натуры для своей конкурсной работы едет в Костромскую губернию. Здесь он встретился с 20-летней Юлией Прошинской, которая стала музой художника и его верной спутницей.

Обвенчались молодые люди 8 января 1903 года.

Портрет Шаляпина 1921 г.Совместная работа с Репиным

В 1901 году Репин получил императорский заказ написать картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь 100-летнего юбилея со дня его учреждения». Полотно должно было иметь колоссальные размеры (400 х 877 см) и представлять собой коллективный портрет с изображением 81 фигуры. Репину позволили привлечь двух помощников, одним из которых стал Борис Кустодиев, а другим Иван Куликов. На этой картине молодые художники получили бесценный опыт и уроки мастерства.

Под руководством Репина Кустодиев написал эскизы к 27 портретам на картине. «Работа кропотливая, интересная, есть чему поучиться» – так Кустодиев характеризовал своё участие в создании полотна, которое было окончательно готово к январю 1904 года.

Окончание учёбы и первая поездка за границу

Осенью 1903 года Кустодиев с золотой медалью закончил учебный курс, получил звание художника и право на годовую поездку за границу — так называемой пенсионерской поездки удостаивались медалисты-выпускники Академии. В это же время художник получает гонорар за работу с Репиным и Куликовым (3,5 тысячи рублей).

В ноябре того же года с женой Юлией и сыном Кириллом, родившимся также в 1903 году, Кустодиев отправился в поездку во Францию и Испанию. Окунувшись в европейскую культуру, он жадно впитывает её, приходит в восторг от новизны впечатлений, музеи и выставки восхищают его, сам также много рисует. Причём, искусствоведы отмечают заметную свежесть палитры картин художника в парижский период.

Это стало временем первых побед и больших надежд.

Поиск себя

В 1905 году в Костромской губернии, неподалёку от Высоково, где художник познакомился с будущей женой, Кустодиев строит дачу, названную им «Терем». Это излюбленное место семьи. Здесь в 1905 году родилась дочь художника Ирина.

Художник много пишет: пейзажи, соседей, друзей, жену, своих и чужих детей, животных. Он хочет отойти от репинского реализма, опираясь на своё видение русской красоты. Особый восторг и вдохновение вызывают у Бориса Кустодиева народные гуляния: яркие, красочные, безудержные.

Пробовал себя художник и в графике, карикатуре. Сделал иллюстрации к «Шинели» Гоголя. Принял предложение стать помощником декоратора в Мариинском театре. Эта работа увлекала его и легко давалась.

В 1909 году Кустодиев удостоен звания Академика живописи.

Работы художника

Воспитание и ранняя потеря отца повлияли на особенное «чувство семьи» у Бориса Кустодиева. Он был открытым и тёплым человеком, не расставался с близкими, а в разлуке старался перепиской восполнить недостаток общения. Кисть, карандаш, скульптура и гравюра – всё шло в ход, чтобы изобразить своих близких в разных ситуациях. Картины «Утро», «На террасе», «Портрет Ирины с собакой Шумкой», «Сирень», скульптура «Дети» и многие другие работы сейчас воспринимаются как обобщённые образы счастливого материнства и детства.

Постоянно работал художник и над автопортретами. Их несколько, разных периодов.

Среди его произведений есть портреты:

  • императора Николая II (1915 г.);
  • Фёдора Шаляпина (1922 г.);
  • Великой княгини Марии Павловны (1911 г.);
  • художника Ивана Билибина (ранняя реалистичная работа, 1901 г.).

и других известных личностей того времени.

Полотна живописца на тему зимних гуляний полны света и воздуха. Центральное место среди них занимает «Масленица» — вот где радость и веселье русского праздника с катанием на лошадях, балаганами и кулачными боями. А летнее народное гуляние на картинах «Троицын день», «Гуляние на Волге» притягивает теплом и светом, красотой людей и русской природы.

Милая сердцу художника глубинка красочна на картинах «В старом Суздале», «Вид с Воробьёвых гор», «Провинция». Солнечный летний день с множеством персонажей на картине под названием «Купание» привлекает яркостью и сочностью красок.

Но чаще всего главным персонажем его произведений становилась пышущая здоровьем, с округлыми формами красавица-купчиха. Это полотна «Купчиха за чаем», «Красавица», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» и многие другие.

С годами Борис Кустодиев сформировал свой стиль живописи, динамика которого построена на композиционных приёмах, свойственных театрально-декорационному искусству: контраст света и тени, использование «кулис». Его полотна по колориту настолько декоративны, что напоминают расписные шкатулки. Красота и счастье – главные их признаки.

Болезнь художника

Впервые приступ боли у Кустодиева случился в 1909 году. Причина была непонятна, и когда приступы участились, он поехал в Швейцарию на лечение. Это оказалась опухоль спинного мозга, болью отдававшаяся в руке. На протяжении нескольких лет художника оперировали несколько раз.

В 1916 году во время Первой мировой войны Кустодиев не смог попасть в Германию к лечащему его профессору Оппенгейму. Врачи Петербурга поставили жену (Кустодиев был без сознания) перед выбором: сохранить движение можно было только в руках или только в ногах. Юлия приняла единственно верное решение, и художник на последние годы жизни остался прикованным к инвалидному креслу. Но главное, он мог писать! Именно в эти годы его работы отличаются особенной яркостью и даже жизнерадостностью.

После революции Кустодиев не покидает родины, он исступлённо работает, ведь болезнь прогрессирует и торопит этого бесконечно влюблённого в жизнь и мужественного человека.

В 1927 году на лечение художника в Германии советским правительством были выделены средства. Но подготовка документов затянулась, Кустодиев не успел. Он умер в Ленинграде 26 мая 1927 года.

Кустодиев и уходящая натура

Удивительно, но большинство картин мастера написано по памяти, а изображённое на них – обобщённые образы и картины Руси и русского народа в целом. В героях художника ни капли негатива: они добры, полны любви и достоинства, почитают традиции.

С невольной грустью ощущается неизбежный и безвозвратный уход патриархального мира и уклада жизни в прошлое.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector