«Купчиха за чаем» ностальгия Кустодиева

kupchiha

Картина «Купчиха за чаем» – полотно русского, позже советского, художника Б.М. Кустодиева (1878-1927), написанное маслом на холсте размером 120 х 120 см в 1918 году. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (в Михайловском дворце).

Автор, поклонник купчих

Борис Михайлович Кустодиев родом из Астрахани. Отец, преподаватель, рано ушёл из жизни. Матери, чтобы поднять четверых детей, приходилось браться за любую посильную работу, в том числе развлекать местных купцов игрой на рояле в праздничные дни. Отсюда, из детства, первые яркие впечатления Кустодиева. Они оказались самыми сильными – атмосфера праздника, благополучия, свет, краски, размах стали признаками творчества живописца. Позже, уже состоявшись как художник, Кустодиев говорил, что колорит – это его оркестр красок.

История создания картины «Купчиха за чаем»

С 1896 года художник живёт и учится в Петербурге, уже через пару лет зарекомендовав себя хорошим портретистом. Столичная жизнь не затмила воспоминаний о родной и милой сердцу провинции – жанровые полотна Кустодиева переносили зрителя в уголки с патриархальным укладом, коих в России было множество. Героини, как правило, дородные, пышущие здоровьем русские женщины. Уже тогда публика окрестила их «кустодиевскими красавицами» (художник отшучивался, что другие его не вдохновляют). В творчестве Кустодиева купчихи, за чаем и без него, появлялись не раз.

Оставшись в стране после Революции, приняв её, живописец не отказался от любимых тем. Даже тяжело заболев, художник не потерял способность радоваться и писать светлые во всех смыслах картины. Так, в период создания картины «Купчиха за чаем» Кустодиев был уже прикован к постели, вокруг были разруха, голод, впереди неизвестность. Кистью мастера руководили чудесные воспоминания о былом.

Моделью стала Галина Адеркас, как тогда говорили, из бывших (баронесса по происхождению). Она была землячкой Кустодиева, училась на медицинском факультете, была молода и привлекательна. В Петрограде жила с семьёй художника в одном парадном. Телосложение натурщицы живописца «вдохновляло», тем не менее, сравнивая сохранившийся эскиз и оригинал, можно без труда заметить, что купчиха на картине имеет более округлые формы.

Адеркас позировала с удовольствием, ей льстило, что с неё пишет картину известный художник. Работа была закончена быстро – для больного живописца она была животворящей.

Описание картины «Купчиха за чаем»

Главная героиня полотна – полная и белотелая молодая женщина, купчиха. Тёплым летним вечером она восседает на балконе или террасе своего дома, расположенного в большом городе, где кипит жизнь, в том числе купеческая. Об этом свидетельствуют виды за спиной героини – виднеются торговые ряды, гостиный двор, высокие шпили храмов и колоколен. В беседке у соседнего дома за высоким синим забором и разукрашенными воротами в тени старых деревьев расположилась вокруг стола семья другого купца, чаёвничают.

Героиня картины не смотрит в глаза зрителю, но ясно видно, что у неё голубые глаза. Лицо спокойное и умиротворённое, губы сложены в мягкую полуулыбку. Отведённый взгляд делает образ молодой женщины несколько мечтательным, многозначительным – не её ли поклонник ведёт горячего белого коня по дороге мимо дома?

На купчихе тёмно-синее шёлковое платье с глубоким декольте, отделанным кружевом и прихваченным модной брошью с росписью. На голове синий платок, эффектно завязанный по-модному в виде небольшого тюрбана. Из-под него на лоб спускаются русые кудряшки чёлки. В ушах крупные серьги. Ухожена, аккуратна и очень мила.

Она сидит за столом, уставленным десертами, фруктами и выпечкой. Очевидно, главным здесь является самовар, начищенные бока которого говорят о том, что чаепитие в этом доме является особой традицией. Самовар увенчан сиренево-золотым чайничком, в котором заваривается душистый чай. Купчиха, чинно прихватив себя за локоть, держит в правой руке изящное расписное блюдце – среди купечества было принято пить обжигающий напиток из блюдец. Это был целый ритуал: наполнить чаем большую чашку, из которой понемногу наливать в блюдце, из него и пить, ведя неторопливые беседы.

На этот раз собеседником купчихи стал только кот. Стоя на перилах, он ластится к доброй хозяйке, мурлыча и зажмуриваясь от блаженства, своим обликом завершая картину и усиливая впечатление общего умиротворения, благополучия и удовольствия.

Анализ картины

Костюм героини и пейзаж не дают точного определения места и времени действия. Подобные сцены наблюдались по всем российским городам на Волге, Оке, Дону – везде, где была развита торговля. Это мог быть как провинциальный город с размеренной жизнью, так и крупный, с фабриками, большими магазинами, гимназиями. Платье и украшения купчихи с одинаковым успехом отсылают зрителя как к середине XIX века, так и ко второй его половине и даже началу ХХ-го.

Фигура купчихи, переходящая в нижней части в яркий натюрморт, овладевает всем вниманием зрителя. Композиционно ясно, что она на полотне является колоритным и гармоничным центром, символизирующим Россию ушедшую. Всё остальное – детали повествования, дающие полное представление об образе жизни определённой части населения страны, которой к году написания картины больше не существовало.

Как приняли картину

«Купчиха за чаем» Кустодиева вошла в число 11-ти картин мастера, принявших участие в Первой государственной выставке Страны Советов. Она состоялась в бывшем царском дворце, Зимнем, спешно переименованном в Дворец искусств. Участвовали в выставке около трёх сотен художников – молодое государство к талантам было внимательно, ведь искусство должно было стать мощным идеологическим оружием.

Размещённая по центру большой стены, отданной под картины Кустодиева, «Купчиха за чаем» привлекала публику не только колоритом (яркий большой квадрат, конечно, притягивал взгляды), но и темой, близкой и знакомой многим зрителям. Но не многие могли осмелиться высказать сожаление о прошедшей эпохе. Позже при виде работ Кустодиева на тему купечества у художника Нестерова, имеющего купеческие корни, невольно вырвалось: «Такие молодцы проглядели революцию…».

Советские критики положительно оценили работу художника как гениального колориста и решили считать произведение неким гротеском и насмешкой над старыми устоями.

На последующих выставках, в том числе за границей (Германии, Италии), в идеологических целях картина значилась под названием «Женщина за самоваром». Художественные критики и обычные зрители в отзывах выделяли впечатление от картины, как от яркого пятна, провозглашающего человеческую красоту.

Художественный мир был единодушен в оценках, Кустодиева называли русским Тицианом.

С 1925 года картина стала экспонатом Государственного русского музея.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий