«Купчиха за чаем»Кустодиева: тоска по прекрасному

1918 г.Картина Кустодиева «Купчиха за чаем» создана была в 1918 году, когда купечество уже отошло в прошлое вместе с уютной дореволюционной Россией. И вот уже сто лет искусствоведы и поклонники таланта художника спорят, ироничное ли это полотно, или в нем сквозит тоска по ушедшей в прошлое реальности.

Композиция и особенности картины

Для создания полотна Кустодиев знакомился с русскими художественными ремеслами, потому картина немного похожа на лубок. Написана масляными красками, но создается впечатление, будто полотно написано русским лаком и эмалью.

Центральный персонаж – молодая пышная женщина за чаепитием, сидящая на балконе, но если приглядеться, то можно увидеть и других действующих лиц – юношу с белым конем (возможно, возлюбленный главной героини) и пожилых соседей купчихи, которые тоже пьют чай. Поразительно, но на картине есть и натюрморт, и портрет и пейзаж. Предположительно, это пейзаж провинциального русского города середины 19 века, хотя точных привязок нет. Несмотря на всю яркость, в картине использовано не так уж много цветов, и если приглядеться, все они присутствуют на броши у главной героини: розовый, зеленый, голубой, желтый, фиолетовый. Иллюзия буйства красок создается благодаря искусной лессировке.

На картине все гипертрофировано: дородная дама, такой же самовар и такой же арбуз. Натюрморт выписан довольно детально, но если приглядеться, то будет понятно, что вся посуда из разных сервизов, что говорит не столько о бедности, сколько о безвкусице главное героини. Округлые формы самовара повторяют округлые формы девушки, а розовый арбуз по цвету перекликается с румянцем героини. Да и кот похож внешне на свою хозяйку.

На заднем плане — пейзаж с бело-голубыми церквушками, синими домами, нежно-синим небом и розовыми облаками.

И все же, центр картины – это главная героиня и натюрморт, которые вынесены вперед и безраздельно заполняют большую часть картины. Слившись в одну композиционную структуру, они образуют пирамиду. В картине почти отсутствует переход от переднего плана к заднему, само пространство передается ритмичными линиями, которые сливаются от периферии к самому центру композиции, то есть, к главной героине, которая символизирует и старую Россию, и женскую красоту глазами русского народа.

История картины

Натурщицей для полотна послужила баронесса Андеркас – певица немецкого происхождения. Тогда ей было всего 18 лет, и художник нарочно добавил ей возраста и габаритов. Сам Борис Михайлович в те годы был тяжело болен туберкулезом костей, страдал от опухоли спинного мозга и почти не выходил на улицу, передвигаясь в инвалидной коляске. Купеческую Русь он рисовал по памяти.

А за окном была революция и 18 год, нищета и уничтожение целых классов населения. Хрупкая жена художника подрабатывала тем, что рубила дрова, ими же получала зарплату, самому художнику подчас не хватало ни красок ( именно поэтому в картине он использовал так мало цветов), ни холстов. Иногда он рисовал поверх старых своих картин.

Полотно участвовало в единственной прижизненной выставке уже тяжело больного художника и в Первой выставке русского искусства в Германии. Сегодня полотно находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге, а его героиня стала прообразом купчихи в исполнении Нонны Мордюковой.

Ирония или тоска?

Старый мир розовыми облаками ушел навсегда, а с ним и уютные чаепития, ярмарки и бело-голубые церквушки. Кустодиев остался один на один со своей памятью, а память рисовала ему не суровую реальность 1918 года, а уютные русские городки и уютных женщин.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector