О картине « портрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиев Б М

Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в астраханской глубоко верующей семье — его отец был преподавателем духовной семинарии. Учился Борис сначала в школе при церкви, затем в гимназии.

Его первым учителем живописи стал Павел Власов, который и подготовил юного гения к поступлению в Петербургскую Академию художеств. Получив огромный опыт занятий с известными художниками и написания с натуры, он окончил Академию с золотой медалью. Медалистам предоставлялась возможность поехать за границу, и Борис на полгода уехал в Париж. Вернувшись на родину, Кустодиев пробовал себя и в книжной графике, и в аллегорических рисунках, однако живопись для него продолжала оставаться главным жанром. В 31 год он стал членом Академии художеств, а чуть позже начал работать оформителем в театре.

Кустодиев обожал посещать живописные уголки русской провинции, где и рождались его знаменитые образы деревень и русского традиционного быта. Он не мог налюбоваться пейзажами и красочными народными типажами, которые потом изображал на своих произведениях.

Но очень скоро ему пришлось все бросить и отправиться на лечение в Швейцарию в связи с заболеванием спинного мозга. Там ему не помогли, и с прогрессирующей болезнью Борис вернулся в Россию. Вскоре наступил полный паралич ног, и остаток жизни Кустодиев провел на инвалидном кресле, мучимый адскими болями. Однако он никогда не прекращал творить, и за свою жизнь создал порядка 40 картин, самые известные из которых «Масленица», «Купчиха за чаем» и «Красавица». Умер великий художник 26 мая 1927 года от воспаления легких, в возрасте 49 лет.

Предыстория и знакомство

Борис познакомился с Шаляпиным в начале двадцатого века, а точнее – в 1919 году. Они сразу нашли общий язык и быстро сдружились, ведь оба искренне восхищались творчеством, героизмом и силой духа друг друга. Однажды к Кустодиеву обратились с просьбой поработать над созданием декораций и костюмов для оперы Мариинского театра «Вражья сила», режиссером которой и был Шаляпин. Борис сразу принял предложение и во время сотрудничества предложил певцу написать его портрет, настаивая, чтобы он при этом обязательно был в шубе. Однако Шаляпин сопротивлялся, ведь шуба была краденной: после концерта для одного из Государственных учреждений ему предложили отплатить не деньгами, а шубой. В магазине же певец выбрал самую лучшую шубу из всех. Кустодиеву эта история понравилась, и он уговорил певца ему позировать со словами «Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.»

Процесс написания

Но к написанию портрета Кустодиев приступил не сразу, а лишь спустя год после их знакомства. Подошел к его созданию он очень ответственно и продумал все до мельчайших деталей: художник задумал двухметровую картину с Федором во весь рост и с французским бульдогом Ройкой возле его ног. Находясь на инвалидном кресле и работая в маленькой мастерской в Петрограде (ныне Санкт-Петербурге), он не мог писать всю картину сразу и разделил ее на три части, верхние из которых писал полулежа. Продумал даже целый механизм: веревка и груз, подвешенные к потолку, помогали изменять наклон холста.

Во время сеансов позирования Шаляпин и Кустодиев всегда пели — возможно, это и повлияло на задорную атмосферу картины.

1922 г.Описание произведения

Стоит заметить, что Федора Шаляпина писали множество мастеров, но портрет, выполненный Кустодиевым, наверное, преуспевает среди всех. Так считал и сам артист: до самой смерти он не расставался с полотном и даже брал с собой в гастрольные туры, отмечая его «характер» и «русский дух».

Главной целью художника было создать максимально живой и праздничный портрет. Именно для этого он использовал стиль «портрет-пейзаж». Согласно этому стилю, на втором плане, за спиной главного героя произведения раскинулось народное гуляние в честь Масленицы: фон пестрит толпами людей, санками, балаганами и повозками. Как говорил  А. Н. Бенуа про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…».

Над этим гулянием выделяется огромная фигура Шаляпина в той самой меховой шубе нараспашку. По афише внизу можно понять, что артист приехал в этот незнакомый город на гастроли. Он осторожно оглядывается в незнакомых местах, будто в поисках чего-то. Возможно, он ищет своих дочерей Марфу и Марину, которые изображены на заднем плане, гуляющими с секретарем Исаем Дворищиным.

Нельзя не заметить, как деликатно и с иронией художник подчеркнул некое позерство и самовлюбленность певца. Об этом говорит отставленный мизинец, показывающий перстень, и будто бы нарочно распахнутая шуба, открывающая все меха. Рядом с покрытыми лаком ботинками и дорогой тростью стоит породистый мопс.

Праздничное веселье также рассказывает о биографии Федора, ведь свою карьеру он начинал с выступлений на сельских ярмарках, так что находится в своей стихии. Он связан со своим народом, все это — ему родное, несмотря на богатство и популярность артиста.

Судьба произведения

Портрет был дописан в 1921 году и получил название «Новый город» или «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе», однако сейчас имеется несколько других вариаций названий.

Впервые большая публика увидела полотно на выставке «Мир искусства», но по состоянию здоровья сам художник не смог на нее попасть. Картина понравилась людям, ее обсуждали и хвалили. Сразу после выставки Шаляпин купил работу и увез ее Париж, где она и находится до сих пор.

Сам Кустодиев никогда не видел портрет издалека и не смог оценить его в полной мере. Однако в 1922 году художник написал авторский повтор портрета, уменьшенную копию. До 1927 года повтор хранился в Третьяковской галерее, сейчас же находится в Русском музее.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector