«Портрет Пушкина» кисти Тропинина, загадки притягательности

Картины Русских Художников

«Портрет Пушкина» кисти Тропинина – известное изображение великого поэта, которое отличается от десятков других неформальным подходом художника – лишённый официальности портрет специалисты по творчеству Пушкина называют одним из самых правдивых и красноречивых. Картина написана маслом на холсте размером 68 х 56 см в 1827 году. Находится во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Автор

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) – русский художник-портретист, особенностью произведений которого является открытие зрителям героев картин в часы их внутреннего умиротворения. Рождённый крепостным, Тропинин, удивительным образом сочетая в себе душевную кротость и настойчивость в достижении цели, мягкость характера и трудолюбие, добился самых вершин – получил образование и стал популярным в Москве живописцем. Автор более 3000 картин – портретов родных, друзей, простых людей и московской аристократии.

Заказчик

Александру Сергеевичу в конце 1826 года разрешили вернуться из ссылки в Михайловском и велели явиться в Москву на аудиенцию с Николаем I. Поэту обещалось личное покровительство и цензурные послабления.

Пушкин поселился в доме своего приятеля Соболевского, известного библиофила и весельчака. В те годы украшать свои дома живописными портретами и с гордостью демонстрировать их гостям было модно. Тропинин «Портрет Пушкина» написал по заказу самого поэта, тот задумал сделать другу сюрприз «с разными фарсами». Заплатил за картину 350 рублей.

 Знакомство живописца с поэтом

Пушкин и Тропинин были представлены друг другу в доме Соболевского. Художника провели в кабинет, где, вопреки ожиданиям, светило литературы весело возился с щенками. Он оказался очень живым и подвижным, настоящим непоседой. Эта его особенность отчасти стала причиной заказа портрета именно Тропинину – художник славился тем, что герои его картин лишены официоза, они благодушны и максимально расслаблены, тогда как портреты кисти других живописцев, часто припомаженные и припудренные, не могли открыть пушкинского темперамента.

Художник, благоговея, приступил к работе – он быстро написал маленький этюд, в котором точно уловил черты облика поэта и сумел передать им живость и свежесть. В следующий сеанс работал над идеей будущего портрета, закрепив её на бумаге карандашом. Замысел изобразить поэта в домашней обстановке оказался очень удачным.

Описание картины художника Тропинина «Портрет Пушкина»

«Царь-поэт» предстаёт на картине не титаном литературы, а обычным человеком, облик которого делает его земным, близким и понятным миллионам зрителей. Он словно присел на минутку и задумался над «рифмой, прислужницею странной», глядя вглубь комнаты, но ничего не видя – внутренний взор обращён в себя.

Элементы его одежды заслуживают пристального внимания:

  • Просторный мягкий халат уютного коричневого цвета с синими атласными отворотами – значит, в комнате прохладно, а Пушкин любил тепло. Мужчины в XIX веке накидывали халат дома, сняв сюртук и оставив рубаху и панталоны. По воспоминаниям современников, Пушкин любил халаты, покупал их в путешествиях. На юге или в жаркие дни носил по утрам на голое тело. В халатах из дорогих тканей было позволительно даже принимать гостей-мужчин.

Искусствоведами подмечено, что художник в один и тот же халат «одевал» разных героев, а во время сеансов писал только их лица, руки, осанку. Так что возможно на картине Пушкин не в своём халате.

  • Белая рубашка с большим расстёгнутым воротником, поднятым в подражание «байроновскому джентльменству»;
  • Галстук-шарф небрежно повязан – в продолжение темы свободы творчества и личности поэта.

Правая рука героя картины лежит на столе, прижав к нему рукопись. На пальцах два перстня. На большом – с изумрудом, от дяди, Василия Львовича. Это перстень с историей, уходящей к Ивану III. На указательном пальце перстень от графини Воронцовой, к мужу которой кольцо попало от крымского хана.

Колорит картины отличается от любимой переливчатой гаммы художника. В «Портрете Пушкина» кисти Тропинина преобладают тёмные цвета: фон, халат, галстук. Тем ярче искрятся голубые глаза поэта и выделяется его одухотворённое лицо, освещаемое и подчёркиваемое белизной воротника.

История с подменой картины

Соболевский уехал за границу, распорядившись прислать ему картину, как только она будет закончена. Дальше история путается. По одной из главных версий, обитавший у Соболевского разорившийся помещик Смирнов, увлекающийся живописью, но обидно называемый насмешливым хозяином «мазилкой», скопировал работу Тропинина. Эту копию адресату сам и отправил.

Подмена была раскрыта спустя годы, в 1850-х. Нашли оригинал в лавке менялы Волкова, принесли автору засвидетельствовать подлинность и подкорректировать. Художник взялся лишь почистить полотно и покрыть лаком – что-то исправлять и подкрашивать на холсте, видевшем воочию самого Пушкина, написанном с живого поэта, посчитал святотатством.

Как картина оказалась в Санкт-Петербурге

В 1909 году шедевр Тропинина из семьи князя Оболенского попал в Третьяковку. В 1937-м страна вспоминала поэта в связи со 100-летием его гибели, и галерея отправила картину в качестве экспоната в Ленинградский музей Пушкина, который отказался вернуть полотно. Так на берегах Невы оно и осталось.

Самый живой портрет

Пушкинский образ, созданный Тропининым, соответствует реалиям – некоторый эпатаж строптивому поэту был свойственен. Писатель В.А. Сологуб, знавший Пушкина лично, вспоминал его «пренебрежение к некоторым светским условиям» касательно одежды. Так же, через неё, действовал и Тропинин.

Художественные решения живописца достигли своей цели – раскрыли своеволие, свободолюбие и непокорность поэта. Этими его чертами Тропинин восхищался – ему, почти пол века бывшему крепостным, было свойственно обострённое чувство собственного достоинства, присуще нежелание подчиняться и ходить в мундире.

Современники поэта поражались и точно подмеченному взгляду Пушкина – именно так он выглядел, когда им овладевала Муза. Поэтому картину можно смело назвать историческим документом, позволяющим сегодня, спустя два столетия, лицезреть величайшее светило русской поэзии.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий