Портрет Пушкин глазами великого художника О.А. Кипренского

Портрет А. С. Пушкина. 1827

Орест Адамович Кипренский – русский художник, портретист, график, известный более всего созданному им портрету великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Родился в марте 1782 года в нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, отучился в Академии художеств, много путешествовал по Европе, поэтому имеет и мировую популярность.

Создание портрета А.С.Пушкина

Бесспорно, портрет русского писателя – лучшая работа Кипренского. Именно благодаря ей Пушкина начали узнавать на улице современники, эта же картина стала эталоном для воссоздания его образа для последующих поколений.

Заказал портрет близкий друг писателя, Антон Дельвиг, также являющийся поэтом. Пушкин, который иронично относился к собственной внешности, все же согласился позировать для Кипренского, тем более сумму он заказал невысокую – всего лишь 1000 рублей, да и художник завоевал уже не только российскую, но и европейскую известность.

Перед Кипренским стояла сложная задача – он должен был изобразить великого поэта во всем его величии, изобразить и его вспыльчивость, и одухотворенность, и другие присущие ему черты характера. Портрет должен был передавать истинный образ Пушкина и сохранять его веками для предков. При этом нужно было удержать в одной позе неусидчивого Александра Сергеевича, занять его разговорами, чтобы он не сбежал.

Вся работа проходила в доме Д.Н. Шереметьева, и в мае 1827 года работа уже была выполнена. Она вызвала восхищение в обществе, даже сам Александр Сергеевич признал сходство и даже посвятил Кипренскому стихотворение. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин выкупил свой портрет у его вдовы, Софьи Михайловны, даже несмотря на стесненность средств и не расставался с полотном до конца жизни. Она висела на самом видном месте в его квартире в доме Волконской на Мойке. После кончины Пушкина за сохранностью картины следила его вдова, Наталья Гончарова, а после перешла к их сыну Александру.

Состояние картины в наше время

В данный момент картина находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Нарисована она маслом на холсте, имеет размеры 63 × 54 см. Существует также несколько копий, созданных самим Кипренским. Одна из них была выполнена художником для наследников Пушкина.

Описание портрета А.С.Пушкина

На портрете Пушкин изображен настоящим модником, он очень элегантно одет, на нем сюртук из черной ткани, выглядывает лишь воротник белой рубашки, и шикарный плащ с подкладкой в шотландскую клетку, единственный яркий элемент в картине. Считается, что этот плащ изображен не случайно, якобы это отсылка к шотландскому поэту-романтику Байрону, который был кумиром не только для Пушкина на его раннем этапе творчества, но и для самого Кипренского.

Лицо поэта на портрете необычайно одухотворено. Известно, что у Пушкина были африканские корни, и из-за этого он не считался красавцем, однако Кипренский изобразил его «арапское» лицо светлым и выразительным, у него ясные, чистые глаза, которые словно передают какую-то мысль, все выражение лица вызывает у смотрящего на портрет ощущение, будто в данный момент в голове у поэта созревает очередное гениальное произведение, которое принесет ему мировую известность.

У поэта бледное лицо, намекающее на бессонные ночи, проведенные с пером над бумагой под свет свечи. Губы неплотно закрыты, но у них печальный изгиб. Кипренский изображает Пушкина на желто-зеленом фоне, но высветляет зону вокруг голову поэта, таким образом получается своеобразный нимб, что очень символично, учитывая последующие трагические события в жизни Пушкина. Не забыл художник изобразить и мельчайшие детали, к примеру, сильно вьющиеся волосы русского поэта, подтверждающие его африканское происхождение, объемные бакенбарды, изображенные столь натурально, что кажется, будто протянешь руку и дотронешься до них. Современники Пушкина подчеркивали, что он всегда следил за чистотой рук и ногтей, и на портрете они изображены холеными, почти нежными, дабы подчеркнуть аристократичность поэта.

Все цвета портрета выдержанные, мягкие, темные, не вызывающие ряби в глазах, что очень выгодно подчеркивает лицо Пушкина. Весь его вид наполнен достоинством и уверенностью, он будто находится в приливе творческих сил.

Интересной деталью является изображение Музы в виде античной статуи с лирой в руке на заднем плане. Это не только своеобразная отсылка к роду деятельности Пушкина, но и намек на то, что поэт в данный момент находится в состоянии вдохновения, создании очередного шедевра. Помимо Музы, на картине больше не изображено никаких деталей, способных отвлечь от лица Пушкина.

Необычность портрета заключается в том, что каждый воспринимает ее по-своему. Для кого-то Пушкин на ней спокойный и задумчивый, ушедший в свои мысли, для других – величественный и статичный, а для остальных – и вовсе чем-то обеспокоенный. Именно такого эффекта и добивался Кипренский.

Споры вокруг портрета

         Безусловно, это прекрасное творение Кипренского, однако случилось так, что оно вызвало массу споров в обществе среди современников. К примеру, не менее известный художник Карл Брюллов обвинил Кипренского в том, что тот изобразил не одухотворенного поэта, а какого-то модно одетого денди. Возможно, это связано с тем, что он в свое время также приглашал Пушкина позировать ему, однако поэт отказал, он весьма редко соглашался на изображение самого себя, поэтому до нас дошло не так много портретов Александра Сергеевича, и до сих пор идут разговоры о том, какой из них наиболее схож с оригиналом. Отец поэта, Сергей Львович, утверждал, что именно портрет Кипренского наиболее схож с оригиналом.

Также вызывала споры поза, в которой находится Пушкин. Люди, близко знавшие его, говорили, что для оживленного и вечно находящегося в движении Александра было несвойственно такое величественное и монументальное положение со скрещенными на груди руками. Нестор Кукольник, также являющийся писателем и лично знакомый с Пушкиным, утверждал, что для него не является привычным такой оборот тела и глаз.

Не остался в стороне и известный композитор Федор Николаевич Глинка. Он отметил безупречность и полную завершенность портрета, однако в своем письме Пушкину из Петрозаводска отмечает, что на изображении отсутствует те веселость и подвижность, что так присущи поэту, но зато есть некоторая грусть, осознание бедственного положения в стране и обществе, а также бедствия в личной жизни.

Несмотря на все эти разногласия, нельзя отрицать, что для портрета было необходимо именно это положение тела и рук, именно это выражение лица для передачи более точного образа великого поэта. Кипренский справился со своей задачей, он смог изобразить настоящего, величественного Пушкина, которого до сих пор знают и читают во всем мире.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector