«Бедная Лиза» Ореста Кипренского – образ из литературы, биографии и жизни

Картины Русских Художников

«Бедная Лиза» – картина русского портретиста Ореста Кипренского (1782-1836). Написана маслом на холсте размером 45 х 39 см в 1827 году. Находится в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10). В музей картина попала после смерти в 1943 году её владельца, Павла Сергеевича Шереметева (1871-1943), историка и художника, представителя знатного рода, после Революции оставшегося работать в Москве.

Автор картины «Бедная Лиза»

Орест Адамович Кипренский (Копорский при рождении, как крещённый в Копорье) – внебрачный ребёнок или самого А.С. Дьяконова, помещика Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии, или его внебрачного сына (биографы затрудняются дать точный ответ). Документально мальчик был записан к крепостным, матери Анне Гавриловой и Адаму Швальбе, за которого её скоропалительно выдали замуж. В 1788 году им дали вольную, и Орест был отправлен в столицу на учёбу в Академию художеств. Успешно закончив её после училища, уже в 1812 году за портреты Кипренский был удостоен звания академика.

Как искусный портретист Кипренский и прославился. Благодаря его кисти сегодня можно взглянуть на живых Пушкина, Батюшкова, Жуковского, многих именитых современников и современниц живописца, героев Наполеоновских войн. Есть в галерее художника и трогательные детские и юношеские портреты. Один из самых знаменитых – образ юной Лизы.

История создания портрета Лизы

В 1792 году Н.М. Карамзин (1766-1826), и сегодня считающийся одним из главных для России литературных деятелей, в собственном журнале издал свою повесть «Бедная Лиза». В основе сюжета трагедия простой девушки, которую соблазнил и бросил дворянин. Юная героиня повести не справилась с переживаниями и покончила с собой, утопившись в пруду.

Произведение Карамзина имело оглушительный успех. Оно стало идеалом русской литературы того времени, образцом сентиментализма. Общество было поражено трагическим финалом и словами автора: «И крестьянки любить умеют».

К началу XIX века сентиментализм сменился романтизмом. Внутренний мир и чувства героев стали отходить на второй план, уступая место силе и страсти романтических героев, их исключительности на фоне общества. В русской живописи стало востребованным выявление в портретируемом психологических черт, демонстрирующих глубину личности – доминирование признаков социального статуса теряло позиции.

К году создания Кипренским «Бедной Лизы» интерес публики к произведению Карамзина поутих. Но художника тема не оставляла. После смерти Карамзина, с которым Кипренский ещё в 1809 году познакомился в московском литературно-светском салоне, живописец решил создать портрет так волновавшей его воображение Лизы. Как символ первой, трогательной, наивной и готовой на всё, любви. Как дань памяти великому писателю.

Молодого портретиста вдохновила не только сама повесть, но и её связь с жизнью. Судьба матери художника во многом походила на случившееся с литературной героиней. Юная красавица Анна, так же бедна и бесправна, была разделена с избранником социальным неравенством и подчинилась законам крепостного права. К счастью, судьба молодой матери Кипренского была не столь трагична. Но художник, человек восприимчивый и тонкий, очень хорошо понимал, что чувствует совсем юная и неопытная девушка, когда её искренняя любовь не имеет будущего.

Описание картины «Бедная Лиза»

На тёмном, не отвлекающем, фоне изображена совсем юная девушка, вчерашняя девочка. Ничто в ней не выдаёт крестьянского происхождения – ни внешность, ни одежда. В знак молодости и невинности девушка одета в белую, присборенную по горловине блузку с длинными рукавами. На одно плечо накинута нежно-розовая атласная шаль. На её фоне выделяется кисть руки с изящными пальцами, в которых Лиза держит простой цветок тагетеса – красный, бархатный и очень ароматный, на тонком стебельке и с резными листьями, он олицетворяет сильную любовь простой девушки и хрупкость судьбы.

Повернув головку и слегка наклонив её, Лиза с грустью смотрит в сторону – может, увидела любимого через окно (свет падает со стороны лица). Блеск печальных глаз выдаёт страдания и муки. Мягкий овал лица, ямочка на подбородке, нежный румянец, аккуратная причёска, приглаженная сеткой для волос, нехитрая серёжка вдоль открытой шеи, едва оформившаяся грудь – облик девочки полон восхищения юностью со стороны художника и пронизан печалью безысходности.

Орест Адамович Кипренский «Бедную Лизу» не писал с реальной модели. Это был тщательно продуманный собирательный образ, посвящённый всем женщинам, оказавшимся в положении Лизы.

Значение живописи Кипренского

Публика встретила картину с восторгом. Этой работой и другими подобными художник привлёк внимание всех ценителей искусства. Особенно теми переменами в жанре русского портрета, которые позволяют выделять в портретируемом его индивидуальность. Уловить её и заключить в черты лица и жесты стало особенностью Кипренского как мастера портрета, внёсшего весомый вклад в развитие портретного искусства.

И самое ценное даже не то, что сегодняшний зритель видит, как выглядели и одевались люди двести лет назад, а то, что есть возможность заглянуть им в глаза, поймать тень грусти или улыбки, познакомиться с людьми, как с живыми.

Когда-то Орест Кипренский решил, что его муза богиня истории Клио. Время  показало, что он был прав. Его полотна – живая и увлекательная история, сама жизнь. Картина «Бедная Лиза» – яркое тому подтверждение.

Другие картины художника

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий