Мона Лиза, Вечный шедевр Да Винчи

Мона Лиза 1503—1519
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.

«Мона Лиза», «Джоконда» или просто «Мадонна» (с итальянского – моя госпожа) – под такими именами весь мир знает творение великого Леонардо да Винчи (1452-1519). Во времена художника картина называлась «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Годы создания картины точно не известны, ориентировочно она была начата в 1503-1505 годах. Написана на доске, порода дерева – тополь. Размер картины «Мона Лиза» — 76,8 х 53 см. Экспонируется в Лувре.

Автор

Несмотря на пропасть в пять столетий, совершенно точно известно, кто написал картину «Мона Лиза». Это Леонардо да Винчи, самый известный, без преувеличения, художник в мире, таланты которого не ограничивались живописью. Он имел очень светлую голову: изобретал и усовершенствовал механизмы, машины и различные инженерные и бытовые приспособления, проектировал строения, составлял географические карты, до тонкостей разбирался в химии и биологии, в совершенстве владел анатомией, виртуозно играл на лире.

До нас дошло всего 19 картин с доказанным авторством да Винчи. Причём картина «Мона Лиза», по свидетельствам биографов, вызывала у художника особую привязанность, как ни одна другая. К ней он всегда торопился, его гнал неутихающий интерес, он вносил детали, обдумывал, а потом излагал свои мысли в «Трактате о живописи». С картиной художник не расставался до самой смерти, коснувшись до неё кистью в последний раз незадолго до кончины.

Героиня и история картины

Лиза дель Герардини (1479-1542 или 1551) принадлежала к знатному, но небогатому флорентийскому роду. В 15 лет по любви вышла замуж – она стала третьей женой Франческо дель Джокондо, торговца тканями со средними доходами. Семья, в которой со временем появилось 6 детей, вела размеренную жизнь. В ту эпоху Флоренция славилась на всю Европу как великолепный город, изобилующий кроме всего прочего и талантами. Неудивительно, что Франческо, породнившись со старинным аристократическим родом супруги, в знак любви к ней заказал именитому художнику её портрет. Можно только предполагать, почему он не выкупил картину: по финансовым ли причинам или сам мастер не пожелал с ней расстаться. Известно, что после нескольких лет работы над портретом Леонардо считал его далёким от завершения и, покидая навсегда Италию в 1516 году, отправился во Францию, захватив с собой и «Мону Лизу».

Обобщённое описание картины «Мона Лиза»

Картина представляет собой поясной портрет. Перед нами молодая женщина на фоне пейзажа. Она вполоборота, с прямой осанкой, но спокойно и без малейшего напряжения сидит в кресле с невысокой спинкой, положив на подлокотник левую руку, а на её запястье правую. Кресло находится на просторном балконе с широким каменным парапетом и колоннами, которые присутствовали по бокам, но по каким-то причинам картина впоследствии была обрезана и утратила их, видны лишь два основания, базы колонн. Пейзаж за спиной героини вызывает удивление – ведь он представляет собой как бы вид с балкона презентабельного здания. Здесь художник прибег к своей излюбленной манере – изображать природу неизведанной и таинственной – он не любил безмятежных пейзажей и идиллических картинок. Так что фоном (линия горизонта довольно высока) стали петляющая дорога, горы, мост, водные потоки – природа уже не первозданна (есть мост), но по-прежнему могуча и грандиозна, словно представлена какая-то стадия сотворения мира, загадочного и постоянно меняющегося. Крупный масштаб изображения женщины на таком выразительном и многозначительном фоне придаёт ей магическое величие. От детального рассмотрения самой героини это впечатление только усиливается.

Взор Мадонны

Взгляд героини – глаза в глаза со зрителем. Ничем не тревожимый и не омрачённый, чуть лукавый, уверенный взгляд счастливой женщины. И кроткий, и внимательный одновременно – посетители Лувра зачастую отмечают, что ловят на себе этот взгляд в любом уголке зала, где выставлена Мона Лиза. Да, по ощущениям именно сама героиня, словно живая, наблюдает за сегодняшними посетителями музея. Как делала это предыдущие пятьсот лет, оглядывая заходящих то в мастерскую да Винчи, то в залы дворцов – где она только не была за это время.

Улыбка

Почти отсутствующие брови (была мода выбривать их), чистый лоб, мягкие линии щёк, аккуратный носик. Но улыбка… Фраза «улыбка Моны Лизы» стала просто крылатым выражением, оборотом речи, точно передающим и выразительность, и эмоциональную окраску. Навряд ли найдётся женщина на планете, которая втайне или открыто хоть раз в жизни не пыталась так же сложить губки, чтобы добиться подобного эффекта и очаровать кого-нибудь желанного. Непостижимая улыбка – по-женски обворожительная и чарующая, вместе с тем есть в ней что-то божественное… Действительно, Бог создал женщину.

Причёска и наряд

Тёмные волосы, разделённые пробором, под прозрачной невесомой вуалью. Они свободными лёгкими волнами ниспадают на плечи. Причёска в целом выглядит очень скромно и бесхитростно.

Небольшой вырез платья открывает нежную шею и молодую грудь женщины. Присборенный лиф платья из мягкой тёмно-зелёной ткани оторочен золотисто-коричневой тесьмой и украшен вышивкой по контуру выреза. Кстати, возможно, Леонардо да Винчи в этих завитушках зашифровал собственную подпись – «vincolare» (с итальянского вязать, завязывать) звучит почти в унисон с фамилией мастера. Нежный жгут такой же ткани перекинут через плечо. Золотисто-коричневые рукава достаточно широки, чтобы чувствовать себя в платье свободно и комфортно, о чём говорит множество мягких складок, искусно выписанных художником.

Линии прядей волос, вуали и мягкой ткани гармонично перекликаются с извилистыми элементами пейзажа и соединяют героиню картины с природой.

Нежные руки

Мягкие линии кистей с длинными изящными пальцами определённо передают ощущение бархатной тёплой кожи. Это определённо руки чуткой любящей жены и ласковой матери. Их спокойное расслабленное положение придаёт портрету естественность и делает героиню более земной. Сомкнутость ухоженных рук и некоторое выделение их светом заставляет зрителя обращать внимание на них, но не только.

Безупречная композиция

Руки, вовлечённые мудрым художником в геометрически продуманную композицию, собирают образ воедино и побуждают, не отрывая взгляда, внимательно и подетально изучать картину в целом.

Являясь признанным идеальным творением Высокого Ренессанса, картина наглядно демонстрирует эффект от гармоничного и рационального расположения женской фигуры в четырёхугольнике с вытянутой вверх вершиной – от шедевра трудно отвернуться.

Техника живописи

В начале XVI века Леонардо да Винчи уже зрелый и опытный мастер. Проторенные дороги в художественном искусстве его не интересовали – нужна была радикально новая задача. И художник обрёл её в лице Моны Лизы, образ которой воспламенил в живописце жгучий профессиональный азарт – красавица должна была ожить на картине.

Может, художник и потратил на неё немало лет, и прикипел к ней, потому что действительно одухотворил свою модель, наделил характером, сознанием, сделал её подверженной смене настроений?

Основным средством биения жизни в картине стал приём сфумато – источник и главный герой в создании и влажного взора Моны Лизы, и её неуловимой улыбки, и приятного жеста рук. Чудесное сфумато – изобретение Леонардо. Это лёгкое марево, намёк на туманность, которая, как влажный воздух, касается абсолютно всего на картине и на минимальный процент смещает, размывает контуры, которые напрочь теряют чёткость и определённость. В отличие от места и значения самого шедевра в мировом искусстве.

Чем дольше смотришь, тем больше вопросов

Совершенно однозначно, творение Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — величайшее достижение художника и драгоценное достояние счастливого человечества, имеющего возможность созерцать её. Можно по-разному к ней относиться – именно к ней, к героине картины, имеют претензии недовольные критики внешности (что совсем смешно – в разные эпохи менялись идеалы), сумасброды, воры, маньяки и прочие неадекватные личности, от которых Лувр защищает картину, демонстрируя её только в пуленепробиваемом стеклянном коробе. Но все нападки лишь доказывают, что Мона Лиза, как живая, способна вызывать в людях реальные и сильные эмоции. Сбылись желания её гениального создателя.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector