Леонардо Да Винчи – устремлённый к звезде

Художники разных стран

Леонардо да Винчи – знаменитый итальянский художник XV – начала XVI века, разносторонние интересы и знания которого позволяют считать его полноправным инженером, архитектором, математиком, философом и даже музыкантом. Анатомия и естественные науки как имеющие прямое отношение к живописи имели преобладающее место в его пристрастиях. Леонардо да Винчи, картины которого общепризнанные мировые шедевры, на сегодня самый именитый живописец и гений, полный загадок.

Происхождение и детство

Детство как важнейшую часть биографии Леонардо да Винчи кратко можно назвать беспроблемным, хотя он незаконнорождённый сын знатного господина, юриста по профессии, Пьеро и простой девушки по имени Катерина. Леонардо появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье городка Винчи близ Флоренции. Дети вне брака в Италии того периода были нормальным явлением, общество к ним относилось благосклонно, они признавались семьями. Первые годы Леонардо жил с матерью. Его отец женился на девушке из аристократической семьи, но по причине отсутствия детей в браке Пьеро забрал у Катерины своего сына, когда тому было 3 года. Разлука ребёнка с матерью стала болезненным событием, психологической травмой, в будущем нашедшей отражение в живописи Леонардо да Винчи, который всегда искал в женской натуре особой одухотворённости и материнских черт. Леонардо рос баловнем в доме отца и деда. Мачехи сменяли одна другую – они умирали, отец снова женился (четырежды), только последняя жена смогла нарожать Пьеро долгожданных детей, 11 единокровных братьев и сестёр Леонардо.

Учёба ему давалась легко. Попытки Пьеро приобщить подрастающего сына к своему делу не увенчались успехом, тогда отец решил – пусть Леонардо попробует себя как художник. Ведь Флоренция в те времена была столицей искусств, занятия творчеством поощрялись правителями и хорошо оплачивались.

Обучение Леонардо

В 1466 году 14-летним любознательным подростком Леонардо начинает первые профессиональные шаги – он стал подмастерьем Андреа Верроккьо (1435-1488), скульптора, декоратора и живописца, имеющего собственную мастерскую во Флоренции и получающего много заказов от покровителей. Помимо рисования и скульптурной работы с разными материалами Леонардо с жадностью изучал технические и гуманитарные науки – всё без исключения было интересно.

Вердикт учителя о бесспорности своего дарования да Винчи услышал, когда ему исполнилось 20 лет – после новаторского и виртуозного исполнения молодым художником своей части заказа. Речь идёт о картине «Крещение Христа», к написанию которой Верроккьо привлёк учеников. Использовавшиеся тогда темперные краски (по составу: желток яйца, вода, уксус из винограда и цветной пигмент) давали недостаточно яркий результат. Масляные краски появились совсем недавно и были мало опробованы. Но именно ими Леонардо выполнил своё задание. Легенда гласит, что учитель был поражён результатом и объявил о своей высшей оценке художественного мастерства ученика и очевидном его таланте. Лица на картинах-заказах теперь пишет только да Винчи, который практикуется и безупречно овладевает различными техниками (карандаши из серебра, чёрного сланца, перо, натуральная минеральная сангина).

Признанный член гильдии живописцев

Дама с горностаем

В 1472 году да Винчи приняли в гильдию Святого Луки, но для плавания в одиночку ему пока не хватало опыта – он остался с Верроккьо. В 1476-1478 годах обзавёлся собственной мастерской и начал работать индивидуально. Первые самостоятельные картины Леонардо да Винчи под названиями «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с гвоздикой» были написаны в 26 лет и демонстрируют схожий с учительским стиль, а именно положение тел (поворот на ¾) и общие признаки героев картин. Но были и новаторские решения: помещение героев в бытовую жизненную сцену, масляная живопись, светотени, оживляющие картины.

Скандал и обвинение в содомском грехе

Но в творчестве молодого художника случился непредвиденный и крайне неприятный перерыв – арест и обвинение в групповой содомии (по анонимному доносу). В то время — это страшное преступление, которое каралось сожжением заживо привязанного к столбу. Одним из арестованных был сын влиятельного вельможи, кроме того суду не было предъявлено никаких свидетельств и доказательств, и после разбирательства и воспитательной порки всех обвиняемых освободили, но страха и позора они натерпелись.

Отъезд из Флоренции в Милан

В 1482 году молодого, но уже заработавшего отличную репутацию, художника пригласил на работу в качестве устроителя придворных торжеств правитель Миланского герцогства Лодовико Сфорца. Леонардо эта идея пришлась по душе, к тому же правящие во Флоренции Медичи были настроены скептически к молодому таланту. При дворе Сфорца Леонардо развернулся: костюмы и декорации, гидротехнические и прочие инженерные выдумки, картины и архитектурные сооружения. Слава и власть Сфорца росли, в отличие от доходов мастера – правитель явно недооценивал разносторонние дарования своего придворного художника.

Чума в Милане

Мона Лиза
Мона Лиза

В 1484 году Милан накрыла эпидемия чумы, которая за два года унесла не менее 50 тысяч жизней. Леонардо да Винчи уже достаточно образован, чтобы понимать губительность страшной грязи, царящей на тесных улочках густонаселённого города. Он предложил герцогу план строительства нового города, разбитого на 10 районов, каждый из которых рассчитан на 30-тысячное население. Наличие канализации и оптимальная ширина улиц в проекте являлись гигантским шагом вперёд, опережающим время, детально продуманным и идеальным, признанным несколько столетий спустя в Европе. Но герцог отмёл этот замысел да Винчи, как обычно поступал со всеми его техническими идеями.

Художественная школа, ученики

Леонардо да Винчи является основателем собственной школы живописи в Милане, организацию которой Сфорца всё-таки одобрил. Здесь художник уже преподаватель, он разрабатывает свою методику, составляет трактаты, которые посвящает живописи, тени, человеческому телу в движении, его пропорциям, свету, перспективе. Это была уже эпоха Высокого Возрождения (кватроченто) и да Винчи продвигался к её пику, а его ученики (Джованни Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино Луини, Франческо Мельци и прочие) постигали умение наделять свои произведения созерцательно-сентиментальным посылом.

Отъезд из Милана

В 1499 году начался военный конфликт Сфорца с французами, правитель Милана потерпел поражение. Проведя в городе почти 20 лет, да Винчи покинул Милан. Следующие 17 лет он жил и работал в разных итальянских городах: Венеции, Флоренции, Мантуе, Риме, снова возвращался в Милан. В 1516 году король Франции Франциск I предложил авторитетному художнику много интересной работы в Париже. Мастер дал согласие. Король в знак высочайшего уважения поселил его в Кло-Люсе, замке своего детства, расположенном неподалёку от замка Амбуаз, королевской резиденции. Да Винчи стал не только первым королевским художником и архитектором, но и инженером, чего не было на родине. Но творить мастеру оставалось всего три года. Он занимался организацией придворных торжеств, планировал изменение русла реки и постройку нового дворца, но для короля Леонардо был больше почётным гостем – Франциск не торопил мастера и вообще предоставил ему право работать непринуждённо и в своё удовольствие. Да Винчи живописью почти не занимался, в основном редактировал свои исследования и научные труды. К тому же начало подводить здоровье, уже через год после переезда во Францию перестала слушаться правая рука. Затем стало трудно и просто двигаться, он перестал вставать с постели. Умер 2 мая 1519 года. Около него были самые близкие: верные ученики, король Франциск I и “Мона Лиза».

Самые известные картины Леонардо да Винчи

Иоанн креститель

Живописное наследие великого да Винчи не так велико, и музеи, его хранители, настоящие счастливцы.

Наиболее известные картины:

  • «Мадонна в скалах» (1483-1486) – 2 одинаковых картины на холсте, одна в Лувре, другая в Лондоне;
  • «Тайная вечеря» (1495-1498) – роспись на стене Санта-Мария-делле-Грацие, доминиканского монастыря в Милане;
  • «Спаситель мира» (ок.1500) – на дереве, Лувр Абу-Даби;
  • «Мона Лиза» (1503-1519) – картина на доске из тополя, в Лувре;
  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1508-1510) – на дереве, Лувр;
  • «Дама с горностаем» (1489-1490) – на ореховом дереве, Краков.

А также рисунки:

  • «Витрувианский человек» (1490) – канонические пропорции тела человека;
  • «Автопортрет» (1512-1515) – сангиной.

множество чертежей, набросков, этюдов к инженерным и архитектурным разработкам.

Личная жизнь пусть останется под завесой

Да Винчи никогда не был женат, о его романах и связах с женщинами, как и с мужчинами, доподлинно ничего не известно. Есть лишь предположения. По одним у художника были романтические отношения с Чечилией Галлерани, возлюбленной герцога Сфорца, в период работы да Винчи над её портретом; по другим предположениям живописец всё-таки имел влечение к юношам, в частности, предполагается связь с учениками Франческо Мельци и Джакомо Капротти; по третьей гипотезе на сексуальную сторону жизни да Винчи вовсе не хватало энергии, все силы он отдавал науке, изобретениям и искусству.

Характеризующие личность да Винчи особенности

Леонардо да Винчи всегда носил с собой записную книжку – для мыслей, рисунков, чертежей, эскизов, рассуждений, изречений, которые внезапно и в любом месте могли прийти в его светлую голову. Одна книжка по заполнении сменялась другой – всего их было 120. Это были записи для личного пользования, стремления их опубликовать у да Винчи не было. Сегодня известно примерно о 7 тысячах бесценных страниц дневников, они находятся у разных владельцев.

В любом деле большое значение придавал знаниям и теории, которые, по убеждению да Винчи, всегда должны предшествовать практике.

Леонардо умел отлично писать обеими руками.  Левой писал справа налево – остались свидетельства, что этот способ был художнику удобнее.

Скорее всего, был вегетарианцем. По крайней мере, именно да Винчи приписываются фразы о недопустимости жестокого истребления животных с целью добычи пищи.

Спал мало – только для полноценного восстановления сил. Был атлетически сложён и физически силён, имел глубокий багаж знаний и умений в рыцарских искусствах, фехтовании, верховой езде и танцах. Хорошо играл на лире, старинном щипковом инструменте.

Да Винчи и науки

Тайная вечеря

К наукам Леонардо относился с большим интересом и жаждой познаний. Он считал: «Кто знает всё, тот может всё». Его кипучая инженерная и исследовательская мысль кидала его в разные области жизни: он усовершенствовал пистолет, сформировал идею аэроплана, описал речное течение, точно до мелочей знал строение скелета, оставил чертежи первого парашюта, велосипеда, танка, прожектора, телескопа, катапульты…

Математика его занимала только наглядная, имеющая очевидную пользу в работе и творчестве – геометрия и правила пропорции. Кроме того, да Винчи увлекали геология и картография, ботаника и гидравлика, акустика и механика, астрономия и оптика – для такого человека было мало одной жизни. Во многих областях науки он обогнал своё время на сотни лет. Сам себя он считал прежде всего инженером, потом учёным.

Да Винчи и живопись

Изобразительному искусству он посвящал небольшую часть своего драгоценного времени, писал вдумчиво и медленно. Возможно, поэтому до нас дошло мало картин, к которым да Винчи точно приложил руку. Наверное, их было больше, но время, войны, катаклизмы, чьё-то невежество за прошедшие пять веков нанесли непоправимый урон наследию мастера. Но даже та малая лепта, что сохранилась, исключительна важна для мирового искусства – в списке картин Леонардо да Винчи есть абсолютные и неподражаемые шедевры.

Леонардо изобрёл новую технику живописи, основанную на явлении сфумато – еле уловимой пелены, меняющей чёткость контуров предмета при взгляде на него. Он первым осознал и сформулировал причину синевы неба как освещённость солнцем огромной толщи частиц воздуха.

Есть большая вероятность, что известный рисунок сангиной является автопортретом Леонардо да Винчи в зрелом возрасте, а не этюдом для «Тайной вечери» (есть и такая версия). Да, величайший ум оставил потомкам немало загадок.

Тайна напоследок

Благовещение

По завещанию да Винчи он был похоронен в церкви Святого Флорентина, последнем пристанище знатных граждан. Неспокойные события во Франции во второй половине XVI века привели к разграблению церкви, осквернению захоронений и значительным повреждениям самого здания. В начале XIX века наполеоновский третий консул отдал приказ снести то, что осталось от строения. В конце XIX века в результате раскопок на месте бывшей церкви был извлечён прах, предположительно Леонардо да Винчи. Он впоследствии перезахоронен в часовне Святого Губерта (Сен-Юбер), построенной в 1496 году на территории королевского замка Амбуаз для личного пользования королём и членами его семьи.

Наука, которую так любил гений, пока не может дать однозначного и решительного ответа, его ли прах был извлечён и перенесён. Когда-нибудь это будет известно точно – родится подобный уникум и ответит на вопрос, ведь заглянул же гений да Винчи на века вперёд и предсказал появление телефона, телевидения, прочих чудес. Будет раскрыта и эта тайна.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий