«Благовещение» Леонардо да Винчи: история и описание шедевра

Благовещение 1472—1475 г.Высокое Возрождение – один из самых интересных и важных периодов в истории живописи. Его основоположником и наиболее яркой фигурой считается Леонардо да Винчи, чей гений ознаменовал качественный сдвиг в изобразительном искусстве. Картина «Благовещение» (98 x 217 см, дерево, темпера) относится к числу его ранних работ – ее мастер создал, будучи учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо. Считается, что полотно написано между 1472 и 1475 годом. Сегодня «Благовещение» Леонардо можно увидеть в галерее Уффицы, что в итальянской Флоренции.

История шедевра

Картина «Благовещение» найдена в 1867 году в монастыре Сан-Бартоломео. Вероятно, что это был запрестольный образ – об этом говорит форма и размеры полотна. Судя по надписи на обороте, она долгое время находилась в ризнице. Потом украшала трапезную монастыря.

Изначально считалось, что картина принадлежит кисти Доменико Гирландайо, который также постигал секреты изобразительного искусства у Верроккьо. Полотно приписывали и Лоренцо ди Креди – еще одному ученику мастера. Однако уже через два года историк-искусствовед Липгарт признал «Благовещение» одной из первых работ Леонардо да Винчи. Сомнения были окончательно развеяны в 1907 году после публикации наброска руки Гавриила.

Благовещение – любимая тема европейских художников практически с момента зарождения христианства. Ее рисовали так часто, что каноны и правила изображения сюжета появились задолго до рождения да Винчи. Дева Мария всегда размещалась в правой части полотна, архангел – в левой. Детали картины, помимо прочего, зависели от Евангелия, которому следовал художник. У Луки она описана весьма скупо, в апокрифических текстах дается гораздо больше подробностей.

На момент создания картины Леонардо был молодым двадцатилетним художником. Возможно, что она была для него своеобразным экзаменом перед окончанием учебы – об этом говорит ряд особенностей картины. Это объясняет отсутствие о ней документальных свидетельств – ее никто не заказывал, а монастырю ее, вероятно, просто подарили.

Описание: главные герои картины

На полотне изображен один из классических сюжетов Евангелия, на которые так падки художники европейского Возрождения. Архангел Гавриил сообщает Богородице о беременности и называет имя будущего сына – Иисус.

Богородица изображена на правой стороне картины. Она сидит у входа в здание за пюпитром, подняв левую руку, словно приветствуя небесного посланника. Это молодая девушка с тонкими и слегка холодными чертами лица, поза и одежда которой придает ей значительный и монументальный вид.

В левой части полотна изображен архангел Гавриил. Это прекрасный юноша, облаченный в богатые одежды, преклонивший колено перед Марией. В левой руке у него белая лилия – знак непорочности и чистоты, а правой – он благословляет Богородицу. Лицо его серьезно и задумчиво – слишком значима новость, ради которой он послан на землю.

Пейзаж и другие элементы полотна

Леонардо впервые показал этот классический сюжет не в закрытом помещении. Изображенная сцена происходит на террасе богатого дома, более всего напоминающего тосканскую виллу середины XV века. Художник уделил много внимания пейзажу, который выполнен с особой тщательностью. Гавриил изображен, стоящим на усеянной цветами лужайке, каждый из которых тщательно прорисован. На заднем фоне картины видны стройные кипарисы и далекие горы, окутанные прозрачной дымкой.

Элементы пейзажа, украшения пюпитра, складки одежды Гавриила и Марии выписаны с потрясающей детализацией. На платье Марии хорошо заметен способ, изобретенный Леонардо для изображения складок одежды. Лица персонажей картины переданы натуралистично и точно, без излишней религиозной пафосности.

Сюжет картины имеет много отсылок к жизни Италии времен да Винчи. Лилия в руке Гавриила – не только знак непорочности и чистоты, но и символ Флоренции, а орнаменты на пюпитре практически полностью повторяют украшения с надгробия базилики Сан-Лоренцо, над которым примерно в этот же период работал Верроккьо.

В «Благовещении» заметны несколько приемов построения изображения, характерные для Верроккьо. Скульптурность одежд Девы Марии и характерное движение ее руки говорят о влиянии признанного мастера на своего ученика.

Рентгеновское исследование картины показало, что первоначально голова Марии была сильнее наклонена вперед, правая рука была короче, а мизинец – согнут.

Кто же автор картины?

Творческое наследие Леонардо да Винчи уже много столетий подряд – предмет яростных дискуссий искусствоведов и критиков. Чаще всего споры вызывает авторство картин – художник не подписывал свои работы. Установить, что принадлежит его кисти, а что – нет, можно с помощью набросков в его дневниках или на основе воспоминаний современников.

Не стала исключением и картина «Благовещение» Леонардо да Винчи. Искусствоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно вопроса, сам ли художник писал эту картину или был только ее соавтором. Дело в том, что в то время весьма распространенной практикой было участие учеников именитого художника в выполнении крупных заказов. Новая информация, полученная учеными, дает аргументы приверженцам, как той, так и другой версии.

В пользу гипотезы о самостоятельной работе да Винчи говорит манера написания полотна: анатомическая точность и скрупулезно прописанный пейзаж. Леонардо сообщает, что крылья архангела он копировал с крыльев реальных птиц. Любопытно, что позже кто-то неустановленный удлинил крылья ангела, видимо, посчитав их несерьезными для посланника Господа.

В пользу авторства Леонардо также говорят и лица героев полотна. Гавриил очень похож на ангела с картины Верроккьо «Крещения Христа», которого написал да Винчи, а лицо Девы Марии напоминает знаменитую «Мадонну с гвоздикой», созданную да Леонардо несколько лет спустя.

«Благовещение» написал Верроккьо?

Ряд исследователей склоняется к мысли, что «Благовещение» создано да Винчи вместе со своим учителем. Причем значительная часть картины выполнена самим Верроккьо, а молодому подмастерью доверили нарисовать архангела и фоновый пейзаж.

Данную версию подтверждают результаты рентгенологических исследований. Они показали, что при создании полотна были использованы две разные техники. Большая ее часть выполнена тяжелыми крупными мазками с использованием краски, содержащей свинец. Это очень напоминает манеру, характерную для Верроккьо. А Гавриил и фоновый пейзаж нарисован легкими мазками с тонким слоем краски, в которой свинца не было. Возможно, именно эту часть выполнил Леонардо.

Барельеф мраморной подставки, находящейся между архангелом и Марией, очень напоминает украшения саркофага Медичи, созданием которого занимался Верроккьо. Это еще одно подтверждение его участия в написании картины. Впрочем, есть версия, что этот элемент изобразил Леонардо в честь своего учителя.

Существует еще одна картина «Благовещение», которая также считается работой да Винчи. Сегодня она хранится в Лувре. Однако и с ней все непросто. Ряд искусствоведов считает, что ее написал Лоренцо ди Креди. Картины ди Креди часто приписываются Леонардо. Оба художника обучались у Вероккьо и работали у него, поэтому их техники во многом схожи. Однако официальным автором, как луврского, так и итальянского «Благовещения» все-таки считается да Винчи.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector