Завтрак гребцов шедевр Ренуара

  • Автор: Пьер Огюст Ренуар;
  • Год: 1880—1881;
  • Место нахождение: Художественный музей “Собрание Дункана Филлипса”, Вашингтон;
  • Размер: 130 × 173 см. Холст масло;
  • Цена: В 1881 году картина была куплена у Ренуара, Полем Дюран-Рюэлем за 15 000 франков, в 1923 году его дети продали картину за 125 000 долларов американскому коллекционеру Дункану Филлипсу

«Завтрак гребцов» – картина Ренуара, написанная маслом на холсте размером 129,5 х 172,7 см в 1880-1881 гг. Находится в частной коллекции американской семьи Филлипс. Экспонируется в Собрании Филлипса – художественном музее Вашингтона.

Автор

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – французский художник, в первой половине своего творческого пути импрессионист. Работе на пленэре предпочитал изучение игры солнечных бликов на нежной женской коже, фактурных тканях, лёгких кружевах волос, обрамляющих лица.

Живописца всегда притягивали люди – друзья, родные, любимые модели, состоятельные заказчики или просто случайные встречные, поразившие художника искренностью и неподдельностью чувств. Таким эмоциональным живописным впечатлением, impression, стала картина «Завтрак гребцов».

Место действия

Во второй половине XIX века к городку Шату, западному пригороду Парижа на берегу реки Сена, была проведена железнодорожная ветка. В окрестностях городка началось бурное строительство – живописное место нравилось парижским богачам и предпринимателям. Одним из них был Альфонс Фурнез (Форнуаз), который купил здесь землю. Остров на реке стал удачным местом для бизнеса, который включал в себя ресторан, отель и прокат лодок, вёсельных и парусных.

Таверна «Дом Фурнез» стала излюбленным местом, где собирались молодые писатели, поэты, журналисты, коллекционеры, прогрессивные чиновники, музыканты. Чаще всего сюда заглядывали художники, начинающие импрессионисты (импрессионизм только зарождался как течение в искусстве). Здесь нередко бывали Клод Моне, Мопассан, Матисс, Дерен, Сислей и многие другие представители богемы.

В беседах, шутках и кокетстве рождались творческие замыслы, которые потом воплощались в художественные произведения. Так, кроме «Завтрака гребцов» Ренуаром здесь были написаны портреты хозяев заведения, картина «Завтрак канонистов» (1875), множество этюдов, несколько пейзажных работ.

В 1906 году «Дом Фурнез» был закрыт. К концу ХХ века местная администрация заручилась поддержкой частных фондов, в том числе американских, и восстановила этот исторический объект, интересный любителям французского искусства. С 1990 года здесь музей и ресторан, который по-прежнему называется «Дом Фурнез».

Описание картины «Завтрак гребцов»

Вниманию зрителей представлена непринуждённая встреча друзей и знакомых, молодых женщин и мужчин. В тёплый летний день они собрались в любимом месте – на открытой террасе загородного ресторанчика на утопающем в зелени берегу Сены. Река и небольшая лодка с парусом виднеются между полосатым тканевым тентом и прибрежными зарослями.

На переднем плане по центру стол, покрытый белой скатертью. На нём ваза с фруктами, несколько винных бутылок, небольшой бочонок, бокалы, тарелки – великолепный натюрморт. Блики света на винограде, стекле, напитках сверкают, наполняя центральную часть полотна дневным светом и бодростью.

У стола два молодых человека в соломенных шляпах и белых майках без рукавов – главные герои картины, гребцы. Один выглядит моложе, он сидит лицом к реке, обхватив спинку стула перед собой. Второй, крепкий бородач, стоит у перилл и наблюдает за компанией в дальнем углу террасы. Сейчас гребцы подкрепятся, зарядятся энергией от лёгкого вина и заинтересованных женских глаз и отправятся на реку.

За столом с ними две девушки. Одна играет с маленькой собачкой, посадив её на стол, другая придвинулась к молодому гребцу и заглядывает ему в лицо. При этом она сама интересует молодого шатена, склонившегося над ней.

Дальше виден ещё один стол, за которым тоже сидят молодые люди и девушки. Одна героиня стоит, улыбаясь, у перилл лицом к зрителю. Около дальнего края террасы несколько человек мило общаются стоя.

И всё проникнуто общим настроением – непринуждённости, хорошего настроения, доброжелательности и симпатии.

Герои картины

Пьер Огюст Ренуар «Завтрак гребцов» превратил в групповой портрет своих друзей и знакомых, реальных людей, которые действительно часто бывали в этом ресторанчике в Шату:

  • девушка у перилл и бородач-гребец – Луиза-Альфонсина и Жюль-Альфонс Фурнез, дети владельца заведения;
  • молодой гребец – Гюстав Кайботт, художник;
  • на него загляделась Анжель Лего, цветочница, сделавшая карьеру артистки и натурщицы;
  • над ней склонился Антонио Маджиоло, журналист из Италии;
  • молоденькая девушка с щенком – Алина Шариго, швея, модель и будущая жена Ренуара;
  • за соседним столом натурщица Эллен Андре (героиня картин «Слива» Эдуарда Мане и «Абсент» Эдгара Дега), которая безучастно что-то пьёт, не обращая внимания на молодого человека (на картине справа от неё, изображён в профиль);
  • за вторым столом спиной к зрителю барон Барбье, душа компании и бывший мэр колониального Сайгона;
  • справа вдалеке двое мужчин обхаживают Жанну Самари, известную модель и актрису. Лицом к зрителю журналист Поль Лот, искатель приключений, в профиль Пьер Лестренге, министерский работник. Оба близкие друзья автора;
  • слева на заднем плане поэт Жюль Лафорг и коллекционер Шарль Эфрусси.

Герои картины «Завтрак гребцов» принадлежат разным слоям общества, при этом отдыхают вместе в совершенно дружелюбной обстановке. Картина наглядно демонстрирует процесс, проходящий в годы создания полотна во французской культуре, когда смешивались разные социальные слои, классы и зарождалась новая буржуазия.

Судьба картины

Дописав картину, Огюст Ренуар продал её за 15 тыс. франков покровителю художников Полю Дюран-Рюэлю, известному коллекционеру. Дюран-Рюэль время от времени вывозил свою коллекцию на зарубежные выставки. На одной из них, проходившей в Нью-Йорке, картину увидел любитель французского искусства Дункан Филлипс. С тех пор он всегда помнил о ней и мечтал стать её владельцем.

В 1922 году Поль Дюран-Рюэль умер. Наследники выставили «Завтрак гребцов» на продажу. Узнав об этом, Филлипс полетел во Францию и с радостью потратил на приобретение вожделенного произведения искусства годичный бюджет, предназначенный для пополнения коллекции. Цена сделки составила 125 тыс. долларов. С тех пор картина в собрании Филлипсов в Вашингтоне.

Интересно признание известного голливудского актёра середины ХХ века Эдварда Г. Робинсона, который кроме кино увлекался художественным искусством. Бывая в Вашингтоне, актёр всегда посещал Музей Филлипса, где с восхищением подолгу рассматривал работу Ренуара. Она и была главной целью визитов актёра в музей. С присущим ему юмором Робинсон говорил, как было бы хорошо украсть эту картину, и в уме изобретал способы кражи.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий