Женская красота как вечная тема всегда волновала живописцев. Француз Ренуар, считая художественное искусство источником радости и средством раскрашивать жизнь, создал немало ярких, излучающих счастье произведений. Среди них выделяются две картины: «Обнажённая» (размером 92 х 73 см, экспонат Пушкинского музея в Москве) и «Обнажённая в солнечном свете» (81 х 65 см, находится в музее Орсе в Париже). Обе написаны маслом на холсте в 1876 году.
Автор
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – французский художник, который значительную часть жизни отдал импрессионизму. Как приверженец этого течения в искусстве был первым признан в обществе. С молодости определив жанровые предпочтения (пейзаж, натюрморт, портрет, обнажённая натура и бытовые сцены), был верен своему выбору всю жизнь. Огюст Ренуар «Обнажённую в солнечном свете» и «Обнажённую» создал в тяжёлый для себя период бедности и становления, но эти картины стали в ряд главных шедевров мастера.
Модель
Для обеих картин Ренуару позировала молодая натурщица, которую друзья-художники называли «девушкой Монмартра». Анна Лебер, обладая простодушием, непосредственностью и лёгким характером, станет музой художника. Судьба её печальна (как и другой натурщицы Ренуара, Маргариты Легран). Она умрёт молодой, заразившись оспой.
«Обнажённая»
Девушка изображена сидящей на низкой кушетке, почти боком к зрителю. Фоном послужило объёмное кресло, на которое небрежно скинуто платье героини. Справа виднеется спинка кушетки, обтянутой светлой набивной тканью, на ней смятая простыня.
Девушка повернула к зрителю миловидное лицо и прямо, но с тенью вопроса, смотрит ему в глаза. Лицо открыто – волосы убраны в простую причёску. Характерный жест рук, когда женщина прикрывается, говорит о её сдержанной и всё-таки застенчивой натуре. «Говорящих» деталей в этой картине предостаточно, именно поэтому её относят к портретам. Ведь она раскрывает индивидуальные особенности модели, обнажённость – одна из них.
Очевидно, что художник любуется округлыми формами, пропорциями и особенностями кожи женщины. Обнажённый стан красавицы написан светлыми тонами с плавными переходами от перламутра к розовому. Прохладные тени скользят по коже и подчёркивают реальность и красоту женского тела.
Не сразу, но картина снискала признание, подтверждаемое народным названием – её нарекли «Жемчужиной».
«Обнажённая в солнечном свете»
В отличие от первой картины, нарисованной в комнате, в фоне этой улавливается пейзаж. Это импрессионизм во всей красе: цветовые и световые пятна, блики, тени неожиданных оттенков, отсутствие чётких линий. При отдалении зрителя изображение, сливаясь, оживает.
В «Обнажённой в солнечном свете» Огюста Ренуара голая девушка изображена на природе. Придерживая руками у бёдер лёгкое покрывало, она спокойно, уверенно и даже бесстрастно идёт лицом к зрителю, кажется, по солнечной лужайке в лесу. Вокруг неё угадываются высокие деревья, густые кустарники и пышные травы. Волосы её распущены, взгляд устремлён вперёд, на тропинку. Девушка мягка, задумчива и нетороплива. Где-то за верхушками деревьев, отбрасывающих кружевную тень, сияет солнце. Его блики живо играют на молодой коже, создавая на ней причудливые разноцветные узоры. Картина наполнена воздухом, теплом и светом.
Интересно: по признанию самого художника, над каждой картиной в стиле ню он работал до тех пор, пока ему не захочется ущипнуть холст.
Перед публикой
Обе картины предстали перед зрителями в том же, 1876 году, на Второй выставке импрессионистов. Поначалу мнения публики, ещё не привыкшей к новому течению в искусстве, разделились. Консерваторы, отказываясь понимать присутствие других цветов при изображении человеческих фигур кроме телесных, отзывались очень резко.
Со временем победила истина, картины полюбились, перекупались поклонниками живописи друг у друга, украшали лучшие дома и дворцы. Сегодня они стали непреходящей классикой, гордостью французского художественного искусства и завидными экспонатами музеев.
Смотрите также:
Интересные картины и сам подход Ренуара тоже)) Я про “ущипнуть холст”)