- Автор: Джексон Поллок;
- Год: 1948;
- Место нахождение: Частная коллекция, Нью-Йорк;
- Размер: 243,8 × 121,9 см. Холст масло;
- Цена: В январе 1949 г. Алонсо Ассорио купил картину за 1500 долларов. В 2006 году продана мексиканскому коллекционеру Давиду Мартинезу за $140 млн.
Номер 5 – Картина Джексона Поллока написанная методом разбрызгивания и разливания красок, стала одним из дорогих шедевров в современном мире.
Пару слов о художнике
Поллок родился в Вайоминге, рядом с Гранд-каньоном и резервациями индейских племен. Он впитал простор и масштаб родных мест, невероятная энергия которых получила выплеск в его творчестве.
На настроение его работ повлияла алкогольная зависимость и длительная депрессия 1947-1951 годов, что не помешало ему создать в этот период свои лучшие произведения.
Он стал одним из первопроходцев в новом направлении послевоенного искусства, разрешившего кризис этого времени. Творцы тогда искали не только другие формы выражения, но и ответы на вопросы, которые война поставила перед всеми и каждым в отдельности.
Поллок нашел свои ответы в идее бессознательного, в мифологии и рисунках древних индейцев, с их универсальными символами, которые он находил в общемировом искусстве.
В чем уникальность
Поллок вызывал много споров в мире искусства – как «читать» его работы, как оценивать, что вообще все это значит? Странной его современникам казалась и техника работы – за нее он был прозван Джек-Разбрызгиватель по созвучию с Джеком-Потрошителем. Сам автор называл ее льющаяся техника. Полотно размещалось на полу, а художник ходил вокруг него и разбрызгивал краски широкими кистями или необычными инструментами вроде шприцев.
Автор исключал случайность в своем искусстве – каждое движение было отражением его задумки. Стиль работы получил название абстрактный экспрессионизм, истоки находят в традиционных картинах на песке племени Навахо, а философскую основу – в учении об архетипах Юнга и о бессознательном.
Метод Поллока
В случае с картиной «Номер 5» основой послужил фиброкартон, или древесноволокнистая плита размером почти 2,5 на 1,2 метра. Полотно закреплялось на стене или полу, а художник проливал или разбрызгивал на него краски.
Поллок использовал палочки, шприцы, совки, широкие кисти, ножи, а краски смешивал с битым стеклом или песком.
Наблюдавшие за его работой отмечали, что он находится как будто в заколдовавшем его танце, при этом никаких лишних движений: сначала медленные, потом все быстрее и ритмичнее. Сам Поллок отмечал, что, подходя к полотну, он не помнил ничего, а когда начинал работать, им овладевала некая сила, он творил, не следя за временем, отданный эмоциям и чувствам.
Смотрите также: