Духовные изыскания Крамского и их отражение на полотне «Христос в Пустыне»

1872 г.«Христос в пустыне» — самая признанная и популярная работа художника Ивана Николаевича Крамского. Он трудился над полотном более пяти лет, перерисовывая эскизы и добавляя новые детали. Крамской хотел перенести все внутренние переживания Христа максимально реалистично. Он стремился показать такой образ Иисуса, который был бы понятен каждому смотрящему.

Идею написать картину о Христе Крамской вынашивал долгое время. Он изучал работы других художников на библейские темы, специально для этого ездил в Европу, внимательно рассматривая холсты зарубежных мастеров, чтобы найти и создать образ близкого ему лично Христа. Однако видение европейских художников оказалось чуждо Крамскому. Его то не устраивал взгляд Иисуса, то образы, в которых он был изображен. Слишком много аристократизма, слишком мало всеобъемлющей любви в его глазах – таков был вердикт Ивана Николаевича своим иностранным коллегам.

При этом неизгладимый след для Крамского оставила картина «Явление Христа народу» Александра Иванова. Именно она послужила толчком и главной вдохновляющей силой для Крамского. Знакомые и приятели художника, в том числе его коллега по цеху Репин, признавался, что Крамской будто лично знаком со Христом и говорит о нем как о давно знакомом человеке.

Был первый вариант картины «Христос в пустыне», где фигура задумывалась вертикальной. Но в таком положении для пустыни практически не оставалось места. Та как она была необходима, учитывая контекст сюжета, Крамскому пришлось переделывать работу.

Описание картины «Христос в пустыне»

Картина основана на евангельском сюжете. Христос бродил по пустыне вдали от людей. Сорок дней он держал пост и в эти дни был искушаем дьяволом трижды. На полотне он печален и задумчив. Хоть он и сын Божий, но Христу не чужды человеческие эмоции, чувства, сомнения и терзания. Он слишком ценен для человечества, и, в то же время, его жизнь не стоит ровным счетом ничего – каких-то 30 сребреников. Исход своей жизни Христос предвидел уже тогда.

Взгляд Иисуса направлен вниз и полностью сосредоточен. Позади него фоном выступает безжизненная пустыня как символ отрешенности героя и его отшельничества. Он по праву своего рожденья был одиночкой, и в самые тяжелые моменты своей жизни был один. Это – судьба Иисуса, безысходная фатальность.

Его фигура сгорблена, а руки он держит в замке. В этом выражена вся борьба и внутренние противоречия героя. Он не обращает внимания ни на что вокруг, он обращен вглубь себя.

Именно человеческое начало Христа, которое выступает перед Божественным на первый план, хотел изобразить Крамской. Иначе, что он за сын Бога и заступник, который не будет понят и принят простыми людьми? Он – не каратель, не владыка, не грозный наставник, он в этот момент тот, кто обращается к Отцу Господу как простой сын: «Отче, пусть чаша эта минует меня». Но чувство неотвратимости судьбы говорят об обратном – этот путь придется пройти до конца. До смертного, до победного.

Эта картина показывает не только боль Христа, но и его огромную силу и красоту души. То, что в конечном итоге торжественно просияет над человечеством. Но до этого – боль и терзания.

Дальнейшая судьба художника и полотна

Крамскому предлагали представить картину к награде Академии искусств, но он отказался. Ведь целью её написания было не получение признательных призов, а совсем иное, духовное и нематериальное. Он хотел «достучаться» до обывателей, донести Евангелие и выразить всю свою любовь к Иисусу и его подвигу.

Картина «Христос в пустыне» практически сразу же после написания была куплена коллекционером Третьяковым за 6 тысяч рублей. На торг Иван Николаевич не согласился, как ни убеждал его Третьяков. Публика приняла работу неоднозначно, расколов общественность на несколько лагерей. Впрочем, сам автор картины говорил, что никто так до конца и не понял её подлинной сути.

Позже художник признавался, что писал работу «слезами и кровью» и выстрадал её, потратив огромные внутренние силы. Крамской задумывал картину «Христос в пустыне» как начало большого библейского цикла, основанного на Евангелии. Позднее он приступил к работе над сюжетом, где толпа издевается над Христом во дворе Понтия Пилата. Картина называется «Хохот». Он посвятил ей несколько лет своей жизни, но так и не окончил её. Ведь чтобы прокормить семью, приходилось писать портреты, и времени катастрофически не хватало. Он похоронил двоих сыновей, затем в скором времени скончался и сам. Сейчас «Хохот» находится в Русском музее Санкт-Петербурга в неоконченном виде.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector